РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Роль и принципы внешнеэкономических связей России в области энергетики
Внешнеэкономическое сотрудничество в Энергетической стратегии России рассматривается как важный дополнительный фактор стабилизации положения в Т Э К страны и его дальнейшего эффективного развития |1|. Вместе с тем надо признать, что в реальности роль внешнеэкономического сотрудничества, а вернее экспорта российских энергоресурсов, оказалась для России в переходный период куда более важной, чем это представлялось еще три года назад. Достаточно сказать, что ТЭК стабильно обеспечивает в последние годы порядка 40...50% всех валютных поступлений страны, за счет которых не только поддерживается производственный потенциал в самом комплексе, но и содержится значительная часть бюджетных организаций, выплат пенсий и социальных пособий, осуществляется конверсия ВПК и общий ход экономических реформ в стране. О том, каковы масштабы и динамика этого явления дают некоторое представление следующие цифры (табл. 6.1).
Таблица 6.1
1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.
Доля экспорта энергоресурсов в их
Производстве, % 36,6 33,6 31,8 30,4 33,1 34,2 35,2 Доля энергоресурсов
В экспорте России, % 51 63 52 47 45 45 46 Объем экспорта энергоресурсов, млн
Т условного топлива 672 584 521 464 475 482 492
В том числе: в страны СНГ и Балтии, млнт
Условного топлива 353 341 275 192 169 142 126
Из этих данных хорошо видно, что экспорт энергоресурсов составляет около половины всего экспорта России[39] и что на внешние рынки направляется больше трети всех добытых и произведенных в стране энергоносителей. Тем самым Россия, как и прежде СССР, остается крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов.
Может ли долгосрочная энергетическая политика России исходить из сохранения такой роли страны на международном рынке? Еще в Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях (сентябрь 1992 г.) на этот вопрос был дан однозначный ответ: нет, не может |2|. В Энергетической стратегии России (октябрь 1995 г.) этот ответ подтверждается: "наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранение роли России исключительно как, крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья" |1, с. 33|.
Вместе с тем необходимо столь же однозначно признать: в сложившихся условиях экспорт энергоресурсов едва ли не единственное действенное средство обеспечения страны валютно-фи - нансовыми ресурсами и его необходимо поддерживать на максимально возможном уровне как способ преобразования российской экономики. По прогнозам, мировые цены на нефть, а также цены на природный газ в Европе и в будущем будут держаться на достаточно высоком уровне, и энергоресурсы, пользуясь устойчивым спросом на внешних рынках, могут еще долгие годы оставаться главным источником валютных поступлений в Россию. Именно поэтому необходима государственная поддержка наиболее приоритетным мероприятиям по сохранению и развитию экспортного потенциала ТЭ К. Именно поэтому стабильность экспортных потоков должна оставаться одним из приоритетных направлений всей государственной энергетической политики.
Но внешнеэкономическое сотрудничество (или внешнеэкономические связи) не сводится только к экспорту или даже внешней торговле в целом. Это понятие гораздо более емкое: сюда входят международная специализация и кооперирование производства, инвестиционные потоки и доступ к капиталу, научно-тех - ническое сотрудничество и обмен (передача) технологий, международная стандартизация и т. д. В новых условиях получили развитие и новые (для России) формы внешнеэкономических связей, произошел их не только количественный, но и качественный рост (кредитное участие и прямые иностранные инвестиции в модернизацию и развитие производства, совместные предприятия, совместная разработка природных ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции, подготовка и переподготовка персонала и др.).
Различными формами международных связей, внешнеэкономического сотрудничества сейчас охвачены практически все крупные предприятия и компании ТЭК, все топливопроизводя - щие и энергодефицитные регионы страны.
Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей, их эффективность для российских участников и Российской Федерации в целом во многом будет зависеть от тех принципов, на которых базируются эти связи. Еще в 1990 г., анализируя проблемы развития экспорта энергоресурсов из СССР, автор отмечал, что обладая достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов, Советский Союз мог бы пойти на широкомасштабное взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами на следующих основных принципах:
• взаимная выгода участвующих в сотрудничестве сторон;
• установление справедливых цен на энергоресурсы, в особенности на природный газ, являющийся в настоящее время экологически наиболее чистым энергоносителем;
• участие зарубежных партнеров своими финансовыми и материальными средствами в освоении советских месторождений топливно-энергетических ресурсов и соответствующих транспортных систем со всей необходимой производственной и социально-бытовой инфраструктурой с использованием при этом новейших экологически приемлемых технологий, оборудования и "ноу-хау";
• многообразие форм участия зарубежных партнеров в энергетических проектах на территории СССР, включая создание совместных предприятий и прямые инвестиции |4, 5|. Изменения, происшедшие со страной в последние годы, наложили свой отпечаток и на существо взаимоотношений России с
Зарубежными партнерами. В Энергетической стратегии России основными принципами таких взаимоотношений провозглашаются следующие |1, с. 31|:
• отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и фирмами необходимо строить, исходя из национальных интересов Российской Федерации на взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой право оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям;
• особый приоритет имеют отношения со странами СНГ;
• допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно-энергетическом комплексе России (иностранные кредиты, в том числе под залог месторождений топливно - энергетических ресурсов, создание совместных предприятий с расчетом за внесенный капитал частью добытых, произведенных и сэкономленных энергоносителей, сдача месторождений в концессию и иные формы) за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Федерации;
• допускаются любые формы участия национального капитала в энергетике зарубежных стран в целях повышения эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей;
• в целях контроля со стороны государства за внешнеэкономической деятельностью субъектов Т Э К и процессами ценообразования на топливо и энергию на внутреннем рынке Правительство Российской Федерации устанавливает экспортные пошлины на продукцию ТЭК.[40]
Как видим, значительных изменений в формулировке основных принципов взаимоотношений СССР и России с зарубежными государствами нет. Это может, на наш взгляд, свидетельствовать как о том, что эти принципы определены верно, так и о том, что социально-экономические преобразования в России, какой бы глубины они не были, не могут кардинально повлиять на приоритеты ее отношений с внешним миром в рамках той системы ценностей, которая принята человечеством к концу XX столетия.