РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхо­ждению в мировую экономику.

Однако инвестиционный климат в России по-прежнему при­знается многими иностранными инвесторами неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, часто из­меняющегося законодательства, обременительной налоговой си­стемы, неразвитой рыночной инфраструктуры. Ими отмечает­ся наличие в России противоречащих друг другу и быстро из­меняющихся законодательных актов, касающихся иностранных инвестиций и налогов, различное толкование или даже игнори­рование их отдельными организациями и местными органами власти. На такие основополагающие вопросы, как право соб­ственности на землю, механизм реализации залоговых форм для иностранных инвестиций, не дается однозначных ответов. Недо­статок коммерческой информации о рынке в России, регионах, конкретных предприятиях и инвестиционных проектах, право­вой базе также сдерживает приток иностранных инвестиций.

Для привлечения широкомасштабных зарубежных средств в развитие ТЭК помимо создания в стране благоприятного ин­вестиционного климата необходимо также иметь соответству­ющие долгосрочные инвестиционные программы, отвечающие общепринятым требованиям международных финансовых орга­низаций. Одной из таких программ можно считать "Совмест­ное российско-американское исследование альтернатив развития электроэнергетики России (инвестиционная программа для Рос­сии)" — СИАРЭ, — выполненное в 1994-1995 гг. в рамках Ко­миссии Гора-Черномырдина[44]. Эта работа была направлена на определение инвестиционных потребностей электроэнергетики России на ближайшие 15 лет. Слово "альтернативы" появилось в названии исследования в связи с тем, что экспертами России и США в ходе совместных работ были рассмотрены все реально возможные направления развития электроэнергетики: тепловой (на различных видах топлива), гидравлической, атомной, а так­же возможности энергосбережения как альтернативы развития генерирующих мощностей.

Для выполнения исследования были организованы пять рабо­чих групп, в которые вошли ведущие ученые и специалисты на - учно-исследовательских организаций и электроэнергетических компаний обеих стран, а также Координационный комитет, в со­став которого вошли представители таких правительственных организаций двух государств, как: Минтопэнерго России, Мин­атом России, Минэкономики России; Агентство по международ­ному развитию. Государственный департамент, Министерство энергетики и Комиссия по регулированию атомной энергетики США. Возглавили Координационный комитет три сопредседате­ля: А. Мастепанов (Минтопэнерго России), Г. Нефедов (Минатом России) и К. Кэслер (Государственный департамент США).

Целью исследования являлась разработка поэтапной про­граммы инвестирования российской электроэнергетики на 1995 2000 гг. на основе объективной оценки возможных путей ее раз­вития до 2010 г. Исследование было направлено на надежное и экономически обоснованное обеспечение будущих потребностей России в электроэнергии при соответствии нормам окружающей среды и безопасности.

В ходе исследования при определении потребностей в инве­стициях были приняты во внимание различные прогнозы ди­намики выхода России из экономического кризиса. В конечном итоге в основу исследования были положены два сценария раз­вития электропотребления, разработанные российскими специ­алистами в рамках Энергетической стратегии России. В этих сценариях уже была учтена экономия электроэнергии благода­ря реализации малозатратных и беззатратных мероприятий по повышению энергоэффективности, а также в результате ожида­емой структурной перестройки российской экономики.

Рабочие группы разработали варианты возможного перспек­тивного развития в области энергосбережения, теплоэнергети­ки, атомной энергетики, гидроэнергетики, усовершенствования

Электрических сетей и диспетчерского управления и оценили со­ответствующие затраты.

На основе оценки требуемых инвестиций был рассчитан объ­ем необходимого финансирования и определены его внешние и внутренние потенциальные источники. Все сценарии и расче­ты потребностей в финансировании основаны на ряде отлича­ющихся неопределенностью допущений относительно будущего развития, и поэтому совместная группа подготовила такую ин­вестиционную стратегию, где учтены главные элементы этой неопределенности. По мере того как направление реформ и сте­пень приближения к рыночной экономике будут становиться бо­лее отчетливыми, придется периодически пересматривать инве­стиционные приоритеты.

В качестве основного инструмента исследования были ис­пользованы две взаимодополняющие модели комплексного пла­нирования. Российская имитационная модель (разработка ИНЭИ РАН) базировалась на детальном знании экспертами всей энергосистемы страны, отборе технологий производства и сбе­режения электроэнергии на основе их экономической эффектив­ности и учете ограничений по топливоснабжению и воздействий на окружающую среду. В американской модели для анализа то­го же круга вопросов, что и в российской, использовался метод оптимизации по минимуму затрат. Гибкость практического при­менения американской модели позволила проверить зависимость получаемых результатов от неопределенностей прогнозов эконо­мического развития и политических решений. Главным итогом разработок по обеим моделям явилась очень близкая сходимость полученных результатов, что дало основание считать их доста­точно надежными.

В ходе исследования были детально проанализированы следу­ющие основные варианты развития электроэнергетики:

Энергосбережение: применение нового, более эффективно­го оборудования и технологических процессов (освещение, элек­тродвигатели и т. п.) и возможные сроки их внедрения.

Теплоэнергетика:

• реконструкция и модернизация, включая переход на передо­вые технологии сжигания топлива и П ГУ;

• продление срока эксплуатации ТЭС;

• сооружение новых станций на угле и природном газе;

• перевод на другой вид топлива и модернизация;

• технологии снижения вредных выбросов (азото - и серо­очистка отходящих газов).

Атомная энергетика:

• модернизация в целях повышения безопасности действую­щих реакторов первого поколения (РБМК и ВВЭР 440/230) при эксплуатации их до окончания проектного срока службы;

• снятие реакторов первого поколения с эксплуатации в соот­ветствии с российской и американской практикой;

• перепрофилирование блока № 1 Ростовской А Э С в энерго­блок на органическом топливе;

• завершение строительства блока № 3 Калининской АЭС;

• модернизация в целях повышения безопасности действую­щих реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-440/213;

• строительство АЭС нового поколения с реакторами НП-500.

Гидроэнергетика: завершение ведущейся реконструкции и

Строительства ряда ГЭС и дополнительная реконструкция и строительство ряда новых станций.

Линии электропередачи и диспетчерское управление: Усиление существующих межсистемных связей, развитие систе­мы управления электрическими сетями регионов, усовершен­ствование распределительных сетей для сокращения потерь.

При помощи названных моделей комплексного планирования были оценены поэтапные потребности в инвестициях и топлив­ных ресурсах. На основе оценки требуемых инвестиций был рас­считан объем необходимого финансирования и определены его потенциальные внешние и внутренние источники. Так как все сценарии и расчеты потребностей в финансировании были осно­ваны на ряде допущений, в результате совместной работы была разработана такая инвестиционная стратегия, которая учиты­вала главные элементы этой неопределенности.

Основные выводы совместного исследования альтер­натив развития электроэнергетики.

Во-первых, совместное исследование показало определяю­щую роль электроэнергетики для развития экономики стра­ны в новых условиях. Главные выводы СИАРЭ подтверждают значение, которое придается электроэнергетике в Энергети­ческой стратегии России.

Во-вторых, СИАРЭ показало важность поэтапного осу­ществления Россией в ближайшие 10... 15 лет ряда приоритет­ных проектов для достижения максимального экономического эффекта, от инвестиций в производство электроэнергии до энергосбережения. Потребность в средствах в ближайшие де­сять лет составит от 32 до «V/ млрд дол. в зависимости от спроса на электроэнергию.


В-третьих, исследование показало необходимость широко­го использования внешних источников финансирования для раз­вития электроэнергетики. В частности, уже сейчас и в бли­жайшие 1,5-2 года требуется финансовая поддержка ряда вы­сокоприоритетных проектов Международным финансовым со­обществом в объеме примерно 2...4 млрд дол.

Проведенный анализ показывает, что в период 1995- 2000 гг. России следует развивать следующие направления в порядке их приоритетности:

Повышение эффективности конечного использования элек­троэнергии;

Модернизация АЭС в целях повышения их безопасности, особенно реакторов первого поколения, где это одобрено регу­лирующими органами;

Развитие Единой энергетической системы России за счет расширения сетей и увеличения пропускной способности вну­трисистемных и межсистемных связей, особенно между энер­годефицитными районами и территориями с избыточной мощ­ностью, и модернизации центров диспетчерского управления;

Модернизация и реконструкция тепловых электростанций на органическом топливе с применением самой передовой тех­нологии и учетом возможности продления срока эксплуата­ции;

Завершение строительства атомных электростанций. по которым имеется большой строительный задел:

Сооружение новых электростанций на природном газе с парогазовыми установками и газовыми турбинами простого цикла;

Доведение рабочего проектирования атомных электро­станций нового поколения до уровня, необходимого для лицен­зирования органами надзора.

Таким образом, по нашему мнению и согласно имеющимся расчетам, именно в эти направления развития электроэнерге­тики России наиболее целесообразно вкладывать средства как отечественным, так и зарубежным инвесторам.

В период 2000-2005 гг. все большее значение будет обретать завершение строительства крупных гидроэлектростанций, со­оружение экологически чистых электростанций на угле и атом­ных электростанций нового поколения. Приоритетом для дол­госрочной научно-технической политики России должно стать проектирование и создание потенциала для строительства атом­ных электростанций с реакторами НП-500 и НП-1000 нового по­коления и более экологически чистых энергоблоков на угле для обеспечения ввода к 2010 г. новых мощностей АЭС и экологиче­ски более чистых угольных электростанции.

Признавая ценность и важность результатов Совместного ис­следования, Российская сторона дополнительно разработала ра­циональную программу инвестирования, основанную на матери­алах СИАРЭ. В программе используются результаты совмест­ного исследования с учетом:

• недостатка инвестиционного капитала в течении ближай­ших пяти лет;

• социально-экономической политики в отношении занятости в топливно-энергетическом комплексе;

• энергетической политики в отношении внутреннего исполь­зования и экспорта природного газа.

По мнению российской стороны, инвестиции в различные ви­ды технологий будут осуществляться в соответствии с назван­ными приоритетами, но окончательные решения по отдельным проектам электроэнергетике будут приниматься на основе пред­почтений инвесторов и инициатив правительства по стимулиро­ванию инвестиций, включав научно-исследовательские и опыт- но-конструкторские работы.

На основе проведенных и следований были оценены потребно­сти российской электроэнергетики в инвестиционных ресурсах, которые составят уже в ближайшие пять лет, в зависимости, в основном, от уровня потребления электроэнергии, от 12 до 34 млрд дол. (табл. 6.3).

Как ожидается, электроэнергетика должна удовлетворить 70...75% этой потребности за счет собственных финансовых ре­сурсов. Согласно расчетам., необходимое для этого увеличение тарифов составит до 1 цента за кВт-ч. В краткосрочной пер­спективе воздействие на тариф может быть уменьшено при фи­нансировании с использованием заемных средств. По оценкам, приведенным в табл. 6.4 внешние источники финансирования смогут обеспечить примерно 25...30% необходимых электроэнер­гетике капиталовложений (от 3 до 10 млрд дол.).

Важная роль в финансировании электроэнергетики принадле­жит Правительству Российской Федерации. Правительственные решения по вопросам приватизации предприятий, использова­ния вырученных от этого средств и будущей организационной структуры отрасли повлияют на объем привлекаемых средств и на то, какие хозяйственные единицы (частные или государ­ственные, занятые производством, передачей или распределе-

[1] "Онергоизбыточные регионы являются экспортерами энергоресурсов, и это накладывает отпечаток на все стороны их жизни. Напротив, для энер - годефинитных регионов в ряде случаев становится эффективным импорти­ровать энергоресурсы из-за границы.

К настоящему времени в международной практике уже закрепились такие термины и понятия, как "внешняя - энергетическая политика", "меж­дународная - энергетическая политика", "энергетическая дипломатия". Чаше всего с ними связывают разработку и реализацию внешнеполитических ме­роприятий, направленных прежде всего на обеспечение энергетической безо­пасности страны, интересов ее субъектов энергетического профиля, а также использование энергетического фактора для достижения политических це­лей в международных отношениях. 8

[3] Анализ сложившегося положения и рекомендации по корректировке как макрожономической политики государства, так и ценовой и налоговой политики в ТЭК даны в 14-71, ночному idea> мы их больше рассматривать не будем.

[4] См., например, /2, 10-121.

[5] В первом полугодии 1997 г. впервые ш годы реформ возросла добыча нефти.

[6] Написан на основе /36-40/.

[7] В последние годы приходится учитывать и швисимость тергопотре - бления от налоговой политики на тергоресурсы, ибо налоги, акцизы и дру­гие платежи составляют свыше 70'Х ротичных цен на нефтепродукты.

[8] Подросшее об том будет ска кию в главе 6.

[9] Под энергетическими системами здесь и далее понимаются электро­энергетические, нефтега «транспортные системы, а также комбинирован­ные системы топливо - и энергоснабжения, охватывающие районы различ­ного таксономического ранга, т. е. энергоснабжаюгцие системы в современ ном представлении об энергетике как совокупности энергопотребляющих и энергоснабжающих систем /17/.

[10] Однако, как отмечают многие специалисты, дальше понимания необ­ходимости региональной политики дело, по сути, не пошло. Правительство не смогло "вписать" региональные механизмы в технологию проводимого в стране реформирования. Предпочтение было отдано традиционным инстру­ментам, сформированным по моделям либо существовавшим в плановой >ко - номике, либо скалькированным с систем, действующих в странах с Paieumou рыночной жономикои 116,17/.

[11] В политическом и деловом лексиконе появилось доже понятие 'Энерге­тическая не швисимость" региона. В его основе - острота проблемы надеж­ного тергоснабжепия в условиях дефицита тергоресурсов и значительного увеличения их стоимости /20/.

[12] Подробнее о выборе приоритетов и определении целей для отдельных объектов региональной шергетической политики см.1201.

[13] Что мы и наблюдаем вот уже который год в Приморском крае.

[14] Автор - один из членов тих структур.

[15] Как известно, в плановой жопо. мике цепы па топливо и тер гит, как, впрочем, и на другую продукцию, устанавливались централизованно. Так­же централизованно они и изменялись в результате общего пересмотра всей системы цеп примерно один Pas в 10 лет С/955, 1967, 1975, 1982 гг.). По сути, спрос и предложение товаров и услуг в плановой жономике были независимы от цеп и издержек ///.

114

[16] Оценка Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Fir 11

[17] В /6/ даны несколько более высокие оценки: 672...761 млрд м в 2005 г. и 700... 788 млрд м в 2010 г.

[18] К ним, с учетом мировой практики ра (работки угольных месторожде­ний, могут быть отнесены достаточно мощные пласты: при открытой Pai- рабошке мощностью свыше 6,5 м, при подземной более 1,8 м и пологом Их залегании, а также неопасные по внезапным выбросам и горным ударам, при незначительной газоносности и приемлемой природной зольности менее 32% /8. с. 246-247!.

[19] Первые тысячи м гаю поступит в Петрошводск уже в 1996 г.

[19] Здесь и долее данные по численности населения приведены по состоя­нию па 01.01.96 г. /10/. По тому же источнику приведены данные по струк­туре промышленного нрои тодстна в 1995 г. и нрои нюдству ыект/хппергии.

[20] Необходимо отметить, что по уровню социального Paseumux Северный район существенно отстает от других регионов России. Так, по обеспечен­ности населения жильем, его благоустройству и комфортности европейский Север занимает одно из последних мест в Федерации.

[21] Подробнее о строительстве нефтеналивных терминалов па Балтике, связанных с ПК', будет сказано в следующем разделе.

[22] Введена в жснлуатацию в 1976 г., установленная мощность 2020 МВт.

[23] Подробнее проект тергомоста "Восток-Запад" будет рассмотрен в сле­дующем разделе.

[24] Имеется и другой вариант первой очереди 19 млн т нефти и 4 млн т нефтепродуктов в год / 18/.

[25] Своего пика пефтегаювая промышленность достигла в конце 60-х начале 70-х гг.: 34,8 млн т нефти и 47,1 млрд м гаш.

[26] Летом 1997 г. дала первую нефть скважина "Володарская" в Астра­ханской области. По предварительным нрогношм, что новое месторожде­ние превосходит по шпасам нефти уникальное Тенгтское (Казахстан). В Целом же по Астраханской области шпасы нефти оцениваются в объеме 5...8 млрд ш.

[27] Но информации газеты "Коммерсантъ-Duly", в "ЛУКойле" считают, что реальные запасы нефти на том участке могут составить от Я50 до более чем I млрд ш [20/.

[28] Сейчас подобные работы ведутся практически на всех НИЗ региона. Основные направления увеличение глубины переработки до 86...88%. до­стижение международных стандартов качества продукции, снижение Uidep- жек прои юодства. В тих целях намечается ввод в жсплуатацию новейших комплексов и установок каталитического крекинга и гидрокрекинга, ваку­умной перегонки мазута, изомеризации бензина, замедленного коксования, а также прои юодств высококачественных масел.

[29] Важнейшей шдачей остается и устранение негативных последствий в результате затопления территории Ui-Ia строительства Чебоксарской ГЭС и других объектов гидрошергетики.

[30] С февраля 1997 г. Троицкая ГРЭС полностью работает на пектро - обеснечение Челябинской области.

[31] В частности, на Магнитогорском, Орско-Халиловском и Челябинском металлургических комбинатах к 2000 г. намечено вывести и I жснлуатации ряд устаревших и итошенных коксовых батареи /Л', с. 80J.

[32] Этот пример лишний Pai подчеркивает неотлаженность хозяйствен­ных отношений в регионе. На Урале, при избытке действующих мощностей, намечается с трои тел ьс тво еще одного, причем, с глубиной переработки 60'/!.. Похоже, до сих пор для региональной >литы главным остается принцип "своего ".

[33] В целях замещения тергии атомных реакторов, выводимых U S жсшу- атации в соответствии с Укаюм Прешдеита Российской Федерации № 72 от 25.01.95 г.

[34] Материалами к Энергетической стратегии Сибири обосновывается воз­можность выхода на рубеже 2010 г. на уровень добычи газа в центральной части Красноярского края в 5... 10 млрд м/год, в Иркутской обл. в 15 млрд м /год 1461.

Т

[35] По существующим ЛЭП небольшое количество электроэнергии до 1996 г. передивилось в Читинскую область и в Китай.

[36] Написана па основе /.?//

[37] В развитие той программы во ВИИИгаIe разработана "Генеральная схема развития геолого-разведочных работ и разработки газовых, газокон - Депсатпых и нефтяных месторождении па континентальном шельфе" /28/.

[38] Напомним, что первый вариант программы строительства атомных станции в районах А татского Севера СССР был составлен еще в 19X3 г. В 19X5 начале 19X6 гг., в ходе разработки программы строительства в СССР атомных станции па период до 2000 г. был разработан Paide.I той програм­мы, предусматривающий разработку ТЭО сооружения атомных станций малой мощности в 33 конкретных пунктах зоны Севера суммарной уста­новленной электрической мощностью 776 МВт с максимальным отпуском теплоты до 3652 Гкал/ч. Авария па Чернобыльской АЭС перечеркнула все планы развития атомной энергетики в стране, включая программу строи - тельства атомных станций малой мощности, и вызвала широкое противодей­ствие строительству и использованию АЭС. Вместе с тем важно отметить, что заложенные в проекты реакторных установок и атомных станций малой мощности традиционные и специальные решения, специфичные для устано­вок малой мощности, обеспечивали качественно более высокий, но сравне­нию с действующими крупными АЭС, уровень безопасности малых станций. Это позволяло квалифицировать их как ядерно-тергетические установки повышенной либо предельно высокой безопасности 132-371

[39] Подобный удельный вес тергоресурсов в суммарном жснорше России в первую очередь свидетельствует о крайнем неблагополучии в большин­стве других отраслей жономики страны. По сути, происходит, подлинная деградация жономики России, усиливается ее сырьевая направленность. Причины иного явления и предлагаемые меры по корректировке макроэко­номической политики в целом детально изложены в /.?/.

[40] Под давлением Мирового Панка последние жснортные пошлины на нефть и гаювыи конденсат были отменены с 01.07.96 г.

[41] Отметим, что энергетика одна из наиболее высококапиталоемких отраслей общественного производства. Она характеризуется тем, что подго­товка новых крупных технических решений с выходом па широкую коммер­ческую основу занимает 20...30, а иногда и даже более лет. Поэтому для энер­гетики столь необходимо долгосрочное прогнозирование ее развития, опреде­ление рациональных масштабов энергоснабжения. заблаговременная подго­товка таких структурных и организационно-технических решений, которые будут адекватны встающим в >тот период перед обществом проблемам.

[42] Еще в начале 1992 г. автор писал: "Широкомасштабный экспорт >нер - горесурсов может быть очень выгоден для России. И недра, и труд рабочих и специалистов позволяет обеспечить что. По эффективность поставок обу­словлена Fie только соотношением экспортных цеп и штрат на добычу. Не меньше она зависит и от того, что импортируется, как организована внеш­няя торговля, кто и как распоряжается этим богатством, в чьих интересах. И если за нефть, газ, уголь мы покупаем продукты питания, то в долго­срочном плане это уже не забота о пароде, а разбазаривание достояния. Д/я Повышения эффективности экспорта эпергоресурсов нужно в первую оче­редь решать проблемы не столько отраслей Т'Ж, сколько всего народного хозяйства" /5, с. 45/.

[43] Подробно причины образования такого потенциала и попытки его реа­лизации в СССР и России рассмотрены в 1291. 286

[44] Подробнее задачи, структура и результаты С ПАР» изложены в 132-34).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.