РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Энергетическая политика России в северных районах страны[36]

Россия всегда придавала большое значение проблемам осво­ения своих северных территорий. Еще в давние годы на Севере были основаны многочисленные торгово-промысловые центры и небольшие селения, такие как Мангазея, Архангельск и целый ряд других населенных пунктов. Освоение Северного морского пути — главной судоходной магистрали России в Арктике — сопровождалось как строительством крупных морских портов: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидение и др., так и освоением богатейших природных ресурсов Севера (месторо­ждений химического сырья и цветных металлов Кольского полу­острова, Печорского угольного бассейна, месторождений нефти и газа в Западной Сибири, цветных металлов северо-востока Рос­сии и т. д.).

Относительно высокая населенность и освоенность арктиче­ских регионов страны, по сравнению с аналогичными районами США и Канады объясняются тем обстоятельством, что в Со­ветском Союзе в условиях закрытости национальной экономики и противодействия со стороны стран Запада полноценному уча­стию Союза на мировом рынке товаров и услуг, мы были выну­ждены ориентироваться на производство собственных сырьевых ресурсов, подчас не считаясь с затратами и непропорционально общему социально экономическому развитию страны. Ускорен­ному освоению Севера способствовало наличие здесь крупных месторождений углеводородов, полиметаллов, золота и т. д. Кро­ме того, не следует забывать, что Россия великая морская дер­жава и незамерзающие моря европейского Севера являются для нас естественным выходом на мировой рынок.

Крайний Север и приравненные к нему местности занима­ют больше половины территории России. Здесь проживает более 12,0 млн чел., из них порядка 181 тыс. чел. — малочисленные народы.

В недрах Севера сосредоточено свыше 60% разведанных за­пасов углеводородов и минерального сырья, более 50% воспро­изводимых ресурсов (лес, пушнина, рыба, гидроэнергоресурсы) России. В ближайшее десятилетие основной прирост промыш­ленных запасов ожидается также в этом регионе. Север и при­равненные к нему местности являются главной топливно-энерге­тической базой России: здесь сосредоточено свыше 75% добыва­ющих мощностей ее нефтяной, 95% — газовой, 15% — угольной промышленности.

Север находится в сфере стратегических интересов России и играет ключевую роль в расширенном воспроизводстве ее народ­ного хозяйства. Своевременность принятия решений в области освоения природных ресурсов Севера приобретают для страны не только экономическое, но и политическое значение.

Наиболее развита европейская часть Севера России. В по­следнее время значение этого региона возрастает по двум при­чинам: в связи с наличием здесь морских портов круглогодич­ного действия (Мурманск, Архангельск, Кандалакша), так как порты Балтии и Черного моря для России оказались в значи­тельной мере потеряны, а также открытием в регионе крупных месторождений нефти и газа.

Как уже отмечалось, народнохозяйственный комплекс регио­на представляет собой экономическую систему с четкой ориента­цией на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Здесь выделяются отрасли топливно-энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, дерево­обрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Значи­тельное развитие получили предприятия ВПК. Стратегическое значение для страны имеет продукция Севера Западной Сиби­ри. Энергетические ресурсы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обеспечивают реализацию потенциальных возможно­стей экономики не только России, но и всего Ближнего зарубе­жья. По-прежнему ключевые позиции в цветной металлургии, добыче алмазов, золота и редкоземельных металлов, лесной, ле­соперерабатывающей и рыбной отраслях промышленности за­нимают предприятия Севера Восточной Сибири и Дальнего Во­стока.

• Однако процессы становления рыночных отношений на Севе­ре по сравнению с южнее расположенными регионами протека­ют более болезненно. Это во многом связано со структурой про­изводства, природно-климатическими условиями, удаленностью осваиваемых месторождений и неразвитостью транспортной се­ти. Воспроизводственные процессы в регионе в основном бази­руются на привозных материально-технических ресурсах при вывозе значительной доли добываемых ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность расстояний перевозок уже в 80-е гг. довели долю транспортной составляющей в цене потре­бляемой на Севере продукции до 55...60%, т. е. в 4 раза больше по сравнению со средними показателями по стране. В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.

Однако российский Север принес не только огромные богат­ства стране, но и породил массу проблем, которые требуют сего­дня новых решений. В те времена, когда существовал Советский Союз, обеспечение северных территорий производилось в пла­новом порядке, по сути из единой "диспетчерской", и подчас по приказу. Сейчас, когда нет Советского Союза, экономика и об­щество переживают сложнейший переходный период, к тому же большинство структурных звеньев планового механизма север­ного завоза стали самостоятельными акционерными обществами и частными предприятиями. Для них теперь приказ чиновника ничего не значит, если не будет переведена предоплата.

К сожалению, формирование рыночной системы обеспечения Крайнего Севера — дело очень долгое, а работать и жить нужно каждый день, месяц и год. Поэтому в настоящее время основ­ная тяжесть в схеме обеспечения Севера перенесена на админи­страции субъектов Федерации. Именно администрация региона должна быть тем единственным и ответственным хозяином, че­рез которого будут "раскручиваться" все необходимые меропри­ятия по обеспечению северного завоза. Однако это не означает,

Что государство в лице своих федеральных органов исполнитель­ной власти полностью отстраняется от обеспечения северян не­обходимыми им продуктами и товарами. И дело даже не в том, что в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой предусмотрена государственная финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приня­то Постановление Правительства о государственной поддержке завоза товаров в районы Крайнего Севера.

В настоящее время в России разрабатывается и реализуется целый комплекс широкомасштабных мер, направленных на сба­лансированное и устойчивое развитие Севера. Так, например, Государственной думой Российской Федерации в мае 1996 г. был принят Закон РФ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федера­ции". Данный Федеральный закон носит рамочный характер и устанавливает основы государственного регулирования в обла­сти экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера. Он ориентирован на созда­ние благоприятных условий для эффективной хозяйственной де­ятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие региона. В нем, в част­ности, определены основные принципы государственного регу­лирования и механизмы государственной поддержки.

Государственная поддержка на Севере реализуется посред­ством:

• предоставления гарантий и компенсаций населению и орга­низациям по возмещению дополнительных затрат на прожива­ние и "осуществление трудовой деятельности в суровых природ - но-климатических зонах";

• финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в райо­ны с ограниченными сроками завоза;

• поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

• установления щадящего режима природопользования, учи­тывающего повышенную уязвимость северной природы и обес­печивающего рациональное использование природных ресурсов;

• формирования государственных внебюджетных фондов льготного кредитования, выделения субсидий, ссуд и кредитов на льготных условиях и ряд других мер.

Проблемы Севера имеют сложный межотраслевой характер. Их решение требует координации усилий большого числа субъ­ектов управления, объединения существующих федеральных, ре­гиональных и отраслевых целевых программ, реализуемых на территории Севера, взаимоувязки первоочередных и долгосроч­ных задач. Однако действующие механизмы недостаточно эф­фективны, либо вовсе не разработаны. Речь, в частности, идет о регулировании таких процессов, как адаптация Севера к ры­ночным условиям, сочетание государственной поддержки с пред­принимательской деятельностью, обеспечение региона трудовы­ми, материально-техническими и финансово-кредитными усло­виями.

В качестве важнейшего средства комплексного решения этих проблем должна явиться Государственная сводная программа социально-экономического развития Севера России на долго­срочную перспективу (далее Госпрограмма), которая в настоя­щее время дорабатывается с учетом полученных на нее замеча­ний. Суть её заключается в ежегодной подготовке для Севера си­стемы мероприятий на основе федеральных целевых программ, согласованных с возможностями бюджета, уточнении их прио­ритетов и контроле за использованием выделенных финансовых средств.

Предлагаемые меры имеют четкую социальную направлен­ность. По образному выражению президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева "Север не должен быть крайним в очереди за нормальной жизнью".

Кроме того, на федеральном уровне принято достаточное чи­сло программ, которые непосредственно затрагивают интересы северных регионов. Однако, как уже подчеркивалось в предыду­щих разделах, дело не в числе федеральных и правительствен­ных программ, постановлений, а в их финансовом обеспечении, которое оставляет желать лучшего.

Экономическая политика на Севере в условиях перехода к ры­ночной экономике будет определяться не только объективными природно-географическими факторами и накопленным потенци­алом, но и новыми рыночными механизмами регулирования, из­меняющими привычные принципы производственной деятельно­сти.

Специфику экономической политики на Севере обуславлива­ют:

• моноструктура производства и нецелесообразность в ряде случаев создания новых производств в связи с повышенными из­держками;

• сырьевой характер специализации региона;

• постоянное ухудшение естественных условий добычи сы­рья и возрастание издержек производства, сложная экологиче­ская обстановка;

• низкая рентабельность многих предприятий и сырьевых от­раслей;

• ограниченные возможности перетока трудовых ресурсов, трудности выезда граждан, достигших пенсионного возраста, в южные регионы страны;

• обострение проблемы обеспечения продовольствием и топ­ливом в связи с разрушением системы государственных поста­вок.

Характерной особенностью Севера является "островное" рас­пределение населенных пунктов. В связи с этим значительная часть территории региона обеспечивается от децентрализован­ных тепловых и дизельных электростанций мощностью от 1 до 2500 кВт, принадлежащих промышленным, строительным, транспортным, коммунальным и другим предприятиям.

Большинство районов Севера (кроме Республики Коми и Мурманской области) являются дефицитными по электроэнер­гии и теплу. Наиболее остро проблема наращивания электроге - нерирующих мощностей стоит для Архангельской и Магадан­ской областей. Республики Карелии и частично Республики Са­ха. Эта проблема усугубляется необходимостью демонтажа от­работавшего свой срок оборудования, реконструкции отдельных электростанций и, в первую очередь, Кольской АЭС.

Весьма актуальна в регионе и проблема сетевого строитель­ства. Преобладающая концентрация электрических нагрузок в результате очагового характера развития производственных сил сосредоточена в промышленных узлах, значительно отдаленных друг от друга и связанных между собой одноцепными J1Э П 220- 110 кВт, отдельные из которых загружены до максимального предела. Низкая плотность нагрузки на остальной части терри­тории, ее удаленность от основных энергетических узлов требу­ет дальнейшего развития распределительных сетей.

Огромное значение не только для региона, но и для России в целом имеют нефтегазовые ресурсы Тимано-Печорской про­винции и шельфа Баренцева и Печорского морей. Реальные пер­спективы наращивания добычи нефти и газа здесь связаны в основном с месторождениями, для освоения которых потребу­ются огромные инвестиции. Поэтому важная роль в реализации программы увеличения добычи нефти и газа на Севере отводит­ся привлечению иностранного капитала, особенно при разведке и освоении месторождений, расположенных на шельфе северных морей.

Для освоения нефтегазовых ресурсов шельфа арктических морей большое значение должен иметь Указ Президента РФ № 765 от 23.05.96 г. "О создании промышленно-производствен - ной базы по освоению углеводородных месторождений на конти­нентальном шельфе Арктики", которым одобрено предложение Правительства Российской Федерации о приоритетном разви­тии российского научного и производственного потенциала под­водного кораблестроения, отечественного машиностроения для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторо­ждений на континентальном шельфе Арктики, а самое главное, и об обеспечении финансирования государственного заказа, вы­полняемого российским центром атомного судостроения. Кроме того, данным указом одобрена широкомасштабная программа, подготовленная РАО "Газпром" и АО "Росшельф", по освое­нию месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Арктики до 2010 г.[37] Генеральным подрядчиком по изготовле­нию морских нефте - и газодобывающих платформ определен Го­сударственный российский центр атомного судостроения. Про­граммой определены ориентировочные объемы и сроки проведе­ния поисково-разведочного бурения по каждой структуре. Всего предполагается пробурить порядка 120 скв. глубиной от 2700 до 4500 м. Темпы производства геолого-разведочных работ будут определяться наличием финансовых и технических средств, спо­собных обеспечить эффективную работу в тяжелых природных условиях.

Первоочередными объектами, подлежащими обустройству и эксплуатации, являются газоконденсатное Штокмановское и нефтяное Приразломное месторождения. Для них подбираются типы морских нефтегазопромысловых инженерных сооружений в зависимости от глубины моря и характера ледовых условий.

В настоящее время имеется три основных варианта разра­ботки месторождений шельфа северных морей, но в любом ва­рианте на Севере России будет образован новый крупный неф­тедобывающий район, на котором потенциально возможная до­быча к 2015...2020 гг. может достичь уровня 30 млн т нефти и 56 млрд. м' газа.

Другими направлениями масштабного использования высо­ких технологий в интересах развития производительных сил Се­вера является атомная энергетика. Сейчас на Севере России ра­ботают две АЭС: Кольская в Мурманской обл. и Билибинская в Магаданской обл. Проблемы Кольской АЭС уже были изло­жены в первом разделе этой главы. Здесь же необходимо лишь отметить, что в целом для Севера большее значение в перспек­тиве будут иметь не крупные станции, типа Кольской, а малые АЭС и АТЭЦ (наземные, подземные и плавучие), ориентиро­ванные на энерго - и теплообеспечение локальных небольших и средних населенных пунктов. В настоящее время в системе Мин­атома России имеются очень интересные проекты самых раз­личных по мощности и типам реакторов, по назначению (АЭС, АТЭЦ, ACT) и исполнению (стационарные, плавучие) атомных станций[38].

Особый интерес представляют так называемые "МИ КРО" АЭС (к ним относят станции с тепловой мощностью реактор­ных установок до 10 МВт), которые предназначены для тепло - и электроснабжения небольших поселков с численностью населе­ния до 2...3 тыс. чел. В зоне Крайнего Севера и Дальнего Восто­ка России это, как правило, поселки не имеющие значительных промышленных потребителей, населенные представителями ко­ренных национальностей. Транспортная инфраструктура в этих районах неразвита, число поселков — несколько сотен, среднее расстояние между ними — десятки километров. Все эти факто­ры показывают, что энергоисточники должны обладать высо­кой степенью заводской готовности, транспортабельностью, ми­нимальной потребностью в затратах на проведение строитель - но-монтажных работ, причем только вахтовым методом, мини­мумом обслуживающего персонала, который не должен посто­янно проживать в зоне расположения атомных установок. К этому типу атомных станций малой мощности можно отнести такие, как "Елена", ЯТЭУ, "Крот", "Бета", "Север-10" (гели­евый), "Север-10" (кипящий), ТЭС - М, "Саха-92" и "Ангстрем" 132, 38-40].

Для энергоснабжения районных центров и относительно крупных поселков с населением численностью до 10... 15 тыс. чел. разработаны проекты малых атомных станций с тепловой мощ­ностью реакторных установок от 10 до 15 МВт. Число таких поселений в районах децентрализованного энергоснабжения от­носительно невелико по сравнению с первой группой, они ха­рактеризуются наличием какого-либо промышленного объекта (порт, горно-обогатительный комбинат, прииск, предприятие пе­рерабатывающей промышленности и т. д.). В отличие от пер­вой группы поселений они как правило имеют развитую транс­портную сеть (автодороги, аэродромы, портовые сооружения); заселены по большей части приезжими специалистами, рабо­тающими по контрактам, что позволяет организацию только небольших строительно-монтажных и ремонтных баз; диктуют более жесткие требования к технико-экономическим показате­лям энергоисточников, поскольку стоимость привозного органи­ческого топлива в этих поселках ниже, чем для первой груп­пы. К этому типу малых атомных станций относятся такие проекты, как "РУТА", "АБВ" (плавучий), "АБВ" (наземный), "ЯТЭУ-М", "НИКА-120" и "АСМБ-10" [32[.

Наконец, для достаточно крупных населенных пунктов зоны Севера с развитой промышленностью и инфраструктурой разра­ботаны проекты малых атомных станций с тепловой мощностью реакторных установок от 50 до 150 МВт. К таким проектам от­носятся "АТУ-г", KJ1T-40, ВК-25, " Р К М ", ВК-200, "НИКА-500" и "ВТРС-50" [32[.

Для прибрежных населенных пунктов большой интерес пред­ставляют различные проекты малых атомных станций на базе корабельных атомных энергетических установок с ши­роким использованием судостроительных технологий (такие, как "Волнолом-3", "Круиз-50", ПАТЭС "Нерпа" и ПАТЭС "Утро")|41-43|.

Таким образом, выполненный к настоящему времени ком­плекс проектно-конструкторских расчетов и исследований по­казал правомерность рассмотрения малых атомных станций в качестве источников электро - и теплоснабжения для многих де­сятков населенных пунктов обширной зоны Крайнего Севера и Северо-Востока России.

Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих разделах, большое значение для районов Крайнего Севера могут иметь нетрадиционные возобновляемые источники энергии (НВИЭ), особенно энергии ветра. За счет рационального использования потенциала нетрадиционных энергоресурсов, по расчетам спе­циалистов, возможно уже к 2005 г. наполовину сократить завоз жидкого топлива в труднодоступные районы и на Крайний Се­вер при одновременном увеличении надежности и экономично­сти энергоснабжения |44|. Так, в настоящее время на Крайнем Севере по всему арктическому побережью основным источни­ком энергоснабжения являются дизельные и бензиновые элек­тростанции. Общее их число превышает 5 тыс., а ежегодный расход топлива — 6 млн т. Топливо доставляется в бочках, боч­ки не возвращаются, расход металла на бочки, скопившиеся на побережье, оценивается в 250 тыс. т. Над доставкой топлива в эти районы трудятся 60 тыс. чел. Аналогичная ситуация сло­жилась во многих районах Сибири, Якутии, на побережье Охот­ского моря, Курильских островов. Вместе с тем в указанных районах имеется большой потенциал ветровой, а в ряде районов и гидравлической энергии. Задачу по сокращению завоза жид­кого топлива можно решить путем создания автономных энер­гокомплексов, сочетающих возобновляемые и невозобновляемые источники энергии: установки, сжигающие местное и привозное органическое топливо; комбинированные установки, использую­щие НВИЭ (главным образом, энергию ветра, воды и солнца); аккумулирующие установки всех видов. В частности, эффектив­ные ветроэлектрические установки различной мощности можно устанавливать на всем арктическом побережье России от Коль­ского п-ва до Чукотки, а также на всем побережье Берингова и Охотского морей |44|.

В целом долговременные цели и задачи в области развития ТЭК в зоне Севера России могут быть сформулированы следу­ющим образом:

• стабилизация и последующее развит. ие добычи нефти и газа, в том числе на шельфе арктических морей, с формированием здесь новой крупной экспортной базы;

• создание мощностей по производству сжиженных газов;

• совершенствование и развитие системы электрообеспечения на основе различных типов генерирующих мощностей;

• обеспечение надежного энергоснабжения децентрализован­ных и удаленных потребителей путем освоения нетрадиционных источников энергии: малых ГЭС, ветроэнергетических устано­вок, малых АЭС, в том числе с использованием судовых техно­логий и др.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.