Особенности рынка автосервисных услуг, его сущность и структура
Рост парка автомобилей предъявил повышенные требования к функционированию и развитию такой отраслевой группы бытовых услуг, как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, шиномонтаж, хонинговка и т.п. Так как в соответствии с действующим на сегодня классификатором услуг населению все эти услуги относятся к разным отраслевым группам, но все направлены на удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства. На наш взгляд, целесообразно объединить их под общим названием «услуги автосервиса», тем более что данный термин широко используется в среде автовладельцев и профессионалов, оказывающих данные услуги. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис — одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг.
В широком смысле рынок автосервисных услуг - это отношения между субъектами этого рынка: автовладельцами и предприятиями системы автосервиса. С точки зрения взаимоотношений спроса и предложения под рынком автосервисных услуг следует понимать особый институциональный механизм, опосредствующий отношения по поводу купли-продажи ус
луг, направленных на поддержание работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации (рис. 1.1).
В течение всего срока эксплуатации система автосервиса должна обеспечивать в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержание работоспособности. Включение в систему автосервиса торговли запасными частями, материалами, новыми и комиссионными автомобилями, ремонтными деталями, агрегатами и принадлежностями к ним связано, во-первых, с необходимостью обязательной предпродажной подготовки автомобиля, во-вторых, с целесообразностью организации при предприятии, оказывающем услуги, торговли сопутствующими товарами. Поддержание и восстановление работоспособности автомобилей включают в себя услуги по контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, сезонное) и ремонту (автомобиля, агрегатов, кузова).
Рис. 1.1. Рынок услуг автосервиса
Обеспечение технической эксплуатации автотранспорта включает в себя элементы снабжения автомобиля эксплуатационными материалами, топливом и обеспечения сохраняемости автомобиля (это одна из характеристик надежности его технической эксплуатации, которая проявляется в способности не изменять технические параметры при транспортировке и хранении). Из комплекса услуг по обеспечению технической эксплуатации, на наш взгляд, к системе автосервиса целесообразно отнести в первую очередь услуги обеспечения противокоррозионной защиты (с позиций технологии и периодичности возникновения спроса). Услуги же по обеспечению топливом и т.п. в систему автосервиса не входят, а относятся к более масштабной системе, которая будет рассмотрена ниже.
Основную долю услуг обеспечения условий использования автомобиля занимают услуги по созданию жизненных условий водителей и пассажиров на дорогах. Например, автовладелец, который интенсивно использует автомобиль, должен иметь возможность оборудовать его всем необходимым: кондиционерам, холодильником, сейфом и т.д. Поскольку продавец точно не знает условий эксплуатации конкретного автомобиля, системы подогрева или кондиционирования должны выпускаться автономно и устанавливаться по требованию покупателя. Таким образом, услуги по тюнинговому доведению автотранспортного средства, установке дополнительного оборудования также необходимо классифицировать как услуги автосервиса.
Экологическая безопасность автомобиля включает в себя технические решения и средства, которые ограничивают или устраняют содержание в отработавших газах вредных веществ, методы и средства борьбы с шумом, загрязнениями от эксплуатационных материалов, утилизацию автомобилей. Система автосервиса включает в себя услуги, удовлетворяющие соответствующие потребности, например регулировка фар и т.п. Каждый из субъектов рынка автосервисных услуг выступает в определенном качестве. Весь процесс на рынке автосервисных услуг начинается с заказчика-автовладельца. Он является потребителем автосервисных услуг. Следующим является основной производитель и продавец автосервисных услуг - предприятие системы автосервиса. Предприятия системы автосервиса конкурируют между собой за автовладельца.
Рынок услуг автосервиса развивается на стыке и в неразрывной связи со многими отраслями народного хозяйства, деятельность хозяйственных субъектов которых в совокупности и представляет комплекс обслуживания автотранспорта и автовладельцев