ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Тепловые способы воздействия на металл, основанные на сварке
В случае аварии и в процессе эксплуатации автомобиля у многих деталей появляются остаточные деформации: изгиб, скручивание, коробление и вмятины (валы, оси, рычаги, рамы, кузовные панели и др.). Для устранения этих дефектов используют операцию правки, которая в зависимости от степени деформации и размеров детали может выполняться механическим, термомеханическим и термическим способами.
Механическая правка давлением может производится в холодном состоянии или с нагревом. Во втором случае она производится при необходимости устранения больших деформаций детали и осуществляется при температуре 600. 800°С. Нагревается либо часть детали, либо вся деталь. Правка завершается термической обработкой всей детали.
Наиболее широко в условиях сервиса правка и рихтовка используется при кузовном ремонте. В большинстве случаев ремонт кузова носит локальный характер и выполняется путем механического (рихтовка) и теплового (местного нагрева) воздействия на металл. Г лавная задача этой обработки состоит в том, чтобы сгладить все неровности, оставшиеся после повреждения панели кузова. Процесс предварительного выравнивания вмятин производится выбиванием вогнутой
части панели до получения у неё правильной геометрической формы и называется выколоткой. Процесс окончательного выравнивания поверхности без применения дополнительных материалов, выполняемый после выколотки, называется рихтовкой. Это очень трудоемкий вид обработки, требующий высочайшей квалификации мастера. Ручную рихтовку выполняют специальными рихтовочными молотками и поддержками, которые подбирают по профилю восстанавливаемых панелей.