РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Северо-Западный регион
Северо-Западный регион включает Новгородскую, Псковскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург. К нему же условно отнесена Калининградская область. Территория составляет 211,6 тыс. км2, население 8984 тыс. чел., в том числе городское — 7705 тыс. чел., из них в Санкт-Петербурге проживает 4801 тыс. чел.
Регион занимает выгодное географическое положение, граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией и Польшей. Важнейшей особенностью экономико-географическо - го положения Северо-Запада является его выход к Балтийскому морю.
Район специализируется на наукоемком машиностроении (в том числе оборонном) и металлообработке, является ведущим в России в таких отраслях, как энергомашиностроение и судостроение (их доля в общем объеме промышленного производства достигает 44%). На долю Северо-Запада приходится 6% общего объема производства товарной промышленной продукции в России.
Транспорту в структуре отраслей производства принадлежит второе место. Своеобразие работы транспорта определяется значительной долей морских и речных перевозок. Конфигурация железнодорожной сети сложилась под районообразующим влиянием Санкт-Петербурга. В районе имеются достаточно развитые системы железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта.
Район характеризуется бедной топливно-сырьевой базой (нефть на побережье Калининградской обл., горючие сланцы, торф). Гидроэнергетические ресурсы Северо-Запада составляют по своей потенциальной мощности 1,1 млн кВт. Наибольшая часть имеющихся гидроресурсов сосредоточена в Ленинградской обл., неиспользуемая часть гидроресурсов других областей пригодна для малой энергетики.
Особенности топливо - и энергоснабжения. Для Северо - Запада характерны отсутствие собственных топливно-энергети - ческих ресурсов и необходимость завоза значительных объемов угля, нефти и газа. В то же время район обладает значительными мощностями по переработке нефти, обеспечивая себя и соседние регионы нефтепродуктами — как моторным топливом, так и мазутом. Суммарное потребление топливно-энергетиче - ских ресурсов в 1990 г. составило 55 млн т условного топлива, из которых 40% приходилось на газ и 39% — на нефтепродукты.
Единственным источником обеспечения района нефтепродуктами является АО "Киришинефтеоргсинтез" мощностью до 18 млн т нефти в год (фактически переработано в 1996 г. — 15,3 млн т). НПЗ был построен с ориентацией на неглубокую переработку нефти с высоким отбором топочного мазута, являвшегося основой баланса котельно-печного топлива всего региона. В настоящее время ведется глубокая модернизация нефтеперерабатывающих производств с ориентацией на лучшие мировые Достижения. В качестве сырья используется два вида нефти — западно-сибирская и ухтинская, подаваемые по нефтепроводам Альметьевск—Нижний Новгород—Ярославль—Кириши ц Ухта—Ярославль— Кириши. Киришский Н П 3 обеспечивает полностью потребность Киришской ГРЭС[22] в жидком топли - во, которая ориентировочно составляет 2,5...3,0 млн т/год. Вся добываемая нефть в Калининградской обл. (около 0,7 млн т) вывозится на переработку в другие государства. Добыча торфа сосредоточена в основном в Новгородской обл.
Добыча сланцев осуществляется в Ленинградской обл. (в
1996 г. — около 2 млн т), где на базе местных ресурсов создан (в г. Сланцы) целый комплекс — добыча, газосланцевый завод и ГРЭС, использующая сланцевую мелочь. Максимальная добыча сланцев была в середине 70-х гг. (6 млн т/год). Основная часть продукции шла (и продолжает идти, но в гораздо меньших масштабах) в Эстонию на Прибалтийскую ГРЭС. Источником газоснабжения Северо-Запада России являются месторождения Республики Коми и севера Тюменской обл. Именно природным газом заменяется и будет заменяться мазут в балансе котельно - печного топлива региона. Основной объем потребления энергоносителей, а также производства электрической и тепловой энергий, приходится на Санкт-Петербург и окружающие его города и поселения. Более того, производство электроэнергии здесь обеспечивает не только собственное потребление, но и ее экспорт в Финляндию и поставку в соседние регионы (Карелию, в Новгородскую и Псковскую обл.). В районе эксплуатируется 27 ТЭЦ (15 из них блок-станции), суммарная мощность которых равна 450 МВт. Наиболее крупной из них является Южная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Свыше 45% общего объема производства электроэнергии приходится на долю Ленинградской АЭС (4 блока РБМК-1000) — крупнейшей электростанции региона.
Суммарно на Северо-Западе в 1995 г. было произведено 38,1 млрд кВт-ч электроэнергии (72% от уровня 1990 г).
Прогноз энергопотребления. По оценкам, общая потребность Северо-Запада в первичных энергоресурсах, снизившись к
1997 г. до 43...44 млн т условного топлива, затем несколько возрастет и остается на уровне 45...47 млн т условного топлива до конца рассматриваемого периода. Вместе с тем кардинально изменится структура потребляемых энергоносителей — доля газа возрастет до 65...70%, а мазута — сократится до 3% (в 1990 г. — 23%)- Произойдут изменения и в структуре потребления: доля коммунально-бытовых нужд в обшем расходе котельно-печно - го топлива возрастет, а промышленности и строительства — снизится.
Потребность в электроэнергии, по всей вероятности, будет увеличиваться достаточно стабильными темпами и в 2010 г. в зависимости от хода экономических реформ составит 44...52 млрд кВт-ч (в 1990 г. — 43 млрд кВт-ч) (рис. 5.2). Исходя из намечаемого развития производительных сил региона, основной прирост потребностей в электроэнергии будет в коммерческом и коммунально-бытовом секторах (их доля повысится до 25% против 20% в 1990 г.), тогда как в промышленности и на транспорте в лучшем случае можно ожидать стабилизации электропотребления.
Развитие производственного потенциала ТЭК Севе - ро-Запада (см. рис. 5.2). Наличие избытков мощности и электроэнергии в регионе свидетельствует о необходимости изучения направления развития энергосистемы с целью дополнительного обоснования намечаемых объемов и сроков ввода мощностей ТЭЦ и КЭС в увязке с ростом тепловых нагрузок и возможностями финансирования энергетического строительства, а также рассмотрения возможностей увеличения экспорта электроэнергии в Финляндию, страны Балтии.
Однако уже в ближайшие 5...7 лет район может столкнуться с кризисной ситуацией в энергетике. Это связано с ростом объемов устаревшего энергетического оборудования на ТЭС и котельных, подлежащих модернизации и реконструкции (не менее 3000 МВт), с необходимостью замещения в 2003-2009 гг. мощности трех энергоблоков РБМК - 1000 Ленинградской АЭС, с высокой степенью аварийности и износа тепловых сетей в крупных городах Северо-Западного региона.
Рассматриваются несколько различных вариантов развития электроэнергетики Санкт-Петербургского района: строительство замещающей АЭС с энергоблоками нового поколения типа НП-500 или НП-1000, развитие Северо-Западной ТЭЦ на базе энергоблоков ПГУ-ТЭЦ-450 и др.
В перспективе предполагается последовательная установка вблизи добычи сланца новых агрегатов по его переработке, главным образом неглубокой, для производства топлива для ТЭС (ТЭЦ в г. Сланцы, возможно — 2-й очереди Псковской ГРЭС и новой Новгородской ГРЭС). При полной переработке 10 млн т сланца в год мощность электростанций может составить 1000... 1200 МВт, что существенно подкрепит топливно - энергетический баланс региона, особенно в случае отставания
Северо-Запад Производство энергоресурсов Нефть, млн. т. |
Рис. 52 |
Запланированного расширения действующих и строительства повой Северо-Западной Г'•) Ц в Санкт-Петербурге, а также при предстоящем выводе из эксплуатации отработавших свой ресурс блоков Ленинградской А'•) С. Однако не исключены и другие варианты топливоснабжения вышеназванных тепловых станций.
В частности, строительство Псковской Г Р'•) С ( в период до 2000 г. 430 МВт) и ряда линий электропередачи позволит снять энергетическую зависимость Псковской области от Эстонии |45|.
Практическое значение может иметь использование энергии малых рек и энергии ветра. Энергетический потенциал малых рек, на которых целесообразно сооружение малых ГЭС в Ленинградской области, оценивается в 150...160 млн кВт-ч, в Новгородской — 80...90 млн кВт-ч, Псковской — 150...160 млн кВт-ч.
Для обеспечения малых населенных пунктов и фермерских хозяйств в сельских районах электрической и тепловой энергией могут быть использованы ТЭС небольшой мощности, работающие на отходах лесной промышленности, биогазе, отходах нефтепереработки. В Калининградской обл. основой будущей электроэнергетической независимости является строительство новой ТЭЦ-2 и ряда небольших ГТУ и ГЭС. Суммарное производство электроэнергии в регионе к 2010 г. может составить 60...65 млрд кВт-ч (что на 15...25% больше, чем в 1990 г.).
В настоящее время рассматривается проект Балтийского кольца, имеющий целью создание мощной электрической сети, связывающей энергосистемы прибрежных стран Балтийского моря — Скандинавских, Балтии, России, Белоруссии, Польши и Германии. На Западе Балтийское кольцо замыкается кабельными линиями электропередачи постоянного тока между Швецией и Германией, а также Данией и Германией, а в будущем — кабельными линиями между Норвегией и Германией, на востоке — линиями электропередачи России, Белоруссии и Балтийских государств, на севере — вставкой постоянного тока в Выборге и линиями электропередачи Скандинавских стран. При этом электропередача постоянного тока Россия—Белоруссия—Польша - Германия[23] рассматривается как часть Балтийского кольца, замыкающая его с юга. Предполагается, что Балтийское кольцо позволит России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии улучшить эффективность работы своих энергосистем и будет в целом способствовать экономическому развитию стран региона Балтийского моря. К настоящему времени накоплен значительный опыт совместной работы ЕЭС России с энергообъединением NORDEL. Ведутся работы по увеличению мощности вставки постоянного тока с Финляндией до 1400 М Вт, а в перспективе до 2000 МВт. Рассматривается возможность создания новых электрических связей Карельской и Кольской энергосистем со странами, входящими в NORDEL [17[.
Для обеспечения возрастающей потребности в тепле рекомендуется развитие системы теплоснабжения с использованием в качестве основного топлива природного газа на базе технического перевооружения и реконструкции действующих ТЭЦ и котельных и ограниченного строительства новых крупных источников тепла. Предусматривается вывод из эксплуатации мелких морально и физически устаревших котельных, а также-исполь- зование децентрализованных источников тепла на современной технической базе.
Перспективы развития нефтепереработки связаны с коренной реконструкцией и модернизацией действующих мощностей с целью получения дополнительного количества светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина, дизельного топлива) и сжиженных углеводородов (пропилена и пропана) без увеличения объема переработки нефти.
В связи с потерей Россией основных нефтеэкспортных портов в Вентспилсе и Клайпеде общероссийское значение будет иметь строительство в Ленинградской обл. новых нефтеэкспортных терминалов (рассматриваются несколько вариантов их локализации) с подведением к ним необходимых магистральных нефтепроводов. В более отдаленной перспективе не исключена возможность их работы и в реверсном режиме.
В частности, в рамках проекта "Балтийская трубопроводная система" намечается строительство нефтеналивного терминала в 120 км к северо-западу от Санкт-Петербурга в Приморске общей пропускной способностью 40...45 млн т нефти и нефтепродуктов (первая очередь — 12,7 млн т нефти)[24]. Фактически начато строительство портового комплекса в бухте Батарейная для вывоза нефтепродуктов (по специально построенному про - дуктопроводу) от НПЗ в г. Кириши. Проектная мощность терминала — 15 млн т в год, мощность первой очереди — 7,5 млн т в год. Важное значение в плане ликвидации зависимости российских компаний от портов сопредельных стран и повышения конкуренции между ними имеет и создание нефтеэкспортной инфраструктуры в Калининградской области. В настоящее время на основе нефтебазы Балтийского флота в г. Балтийске завершается строительство нефгеперевалочного комплекса мощностью 1,6 млн т жидкого топлива в год. Разработан проект еще одного нефтеналивного терминала НК "ЛУКойл" в самом Калининграде (предполагаемая мощность — 1 млн т нефти и 2 млн т нефтепродуктов в год) |18|.
В целом, основными направлениями энергетической политики Северо-Запада на ближайшую и более отдаленную перспективу будут :
• дальнейшее развитие электроэнергетики путем коренной реконструкции, модернизации и нового строительства тепловых и атомных станций;
• совершенствование теплообеспечения на основе газификации всех областей региона и коренной реконструкции централизованного теплоснабжения, прежде всего в Санкт-Петербурге;
• создание новых нефтеэкспортных портов на Балтике;
• обеспечение энергетической независимости от сопредельных государств Калининградской обл. путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы.