РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Основы региональной политики
Региональная энергетическая политика как народнохозяйственная категория в значительной мере сформировалась лишь в последние годы. Советскому Союзу — фактически унитарному государству с централизованным административным управлением топливно-энергетическим комплексом — региональная энергетическая политика не требовалась. Работы, которые велись в этой области главным образом специалистами Академии наук и Госплана С С С Р, по большей части оказывались невостребованными, хотя сделано в те годы было немало. Как научное направление начала формироваться региональная экономика, в сферу изучения которой вошли теория и методика системного анализа экономического развития районов, совокупность производительных отношений и производительных сил в их конкретном, территориальном (пространственном) аспекте, собственно размещение производительных сил и др. |см. например, 1-6|. Как отмечал Н. Н.Некрасов, созданная в ее рамках система исследований позволяла на научной основе решать сложные региональные проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики от начальной стадии, научной концепции, до государственного территориального планирования, от модели экономики территории (районная планировка) до проектирования и строительства соответствующих предприятий, комбинатов, комплексов |4, с. 39|. Конечно, в реальности далеко не все получалось так, как планировалось, но научный задел, отвечающий не только интересам сушествовавшей в то время системы, но и объективным реалиям, был создан внушительный. И, может быть, главной заслугой созданного в то время задела стало пробуждение в научных и общественных кругах страны интереса к региональной проблематике как таковой.
Важным вкладом как в понимание процессов регионализации экономики, так и в инструментарий управления ими стала разработка генеральных схем размещения производительных сил страны, которую осуществлял Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР. Их главной задачей было определение оптимальных территориальных пропорций развития народного хозяйства, обеспечивающих повышение эффективности общественного производства на основе совершенствования общесоюзного территориального разделения труда, экономически эффективного развития и размещения отраслей производства и планомерного формирования хозяйства союзных республик и экономических районов СССР. Генеральная схема включала в себя:
• основные синтетические проблемы регионального развития страны;
• схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства (промышленности, включая отрасли ТЭК, сельского хозяйства, транспорта);
• схемы развития и размещения производительных сил союзных республик и экономических районов СССР;
• специальные схемы и программы по крупнейшим народнохозяйственным комплексам |4|.
Опыт ССС Р по разработке научно обоснованных рекомендаций для территориального планирования экономики на ближнюю и дальнюю перспективу был использован в ряде социалистических и развивающихся стран. Так, генеральные схемы размещения производительных сил были разработаны в Болгарии, Польше, Венгрии. При научно-методической помощи и при непосредственном участии советских специалистов генеральные схемы развития и размещения производительных сил были подготовлены в Монголии, Кубе, Народной Демократической республике Йемен, Вьетнаме, Кампучии и др. странах.
Сложилось понимание региональных народнохозяйственных (НХК) и территориально-производственных (ТПК) комплексов как особой формы организации производительных сил на определенном географическом пространстве |4,7-12|. Причем, в основе большинства из этих комплексов лежат отрасли топливно-энер - гетического комплекса (например, НХК Западно-Сибирской равнины, Ангаро-Енисейского района; ТП К — Оренбургский газохимический, Иркутске-Черемховский и др.), что в какой-то мере определяет и специфику их формирования |13, 14|.
В целом же, исходя из специфики своего времени, региональная политика СССР была прежде всего нацелена на реализацию глобальных проблем в интересах государства, как такового. Примером таких проблем, непосредственно связанных с экономическим и социальным развитием России, является ускорение развития восточных регионов на основе освоения их природных богатств, специализация регионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Союза, выравнивание уровней экономического развития союзных республик.
Соответственно такой политике предприятия обрабатывающих отраслей размешались преимущественно в других союзных республиках, а экономика России формировалась как "добывающий цех" всего СССР. В результате в России сложилась структура народного хозяйства, в которой преобладают отрасли тяжелой промышленности. Выделяя ежегодно значительную часть национального дохода и кадрового потенциала в помощь другим республикам, Россия не смогла обеспечить достаточного высокого экономического развития многим своим территориям, в том числе и ряду бывших автономных республик, что обусловило низкий уровень жизни этих регионов. Специализация на добывающих отраслях и отраслях тяжелой промышленности способствовала образованию зон экологического бедствия в районах чрезмерной концентрации такой промышленности, особенно в северных районах, имеющих легкоранимую природную среду. Подобная специализация привела также к большой зависимости России от поставок товаров народного потребления из других республик, а внутри России — восточных районов к поставкам из западных районов |15, с. 162|.
Со сменой общественного строя и переходом к рыночной экономике потребность в учете региональных особенностей развития России резко возросла. Более того, есть все основания утверждать, что России как федеративному государству с ее огромными пространствами и значительным разнообразием природ - но-климатических и экономических (особенно энергоэкономических) условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить. Учет специфики составляющих Россию регионов необходимо осуществлять при разработке и реализации и структурной, и инвестиционной, и финансовой, и социальной, и внешнеэкономической политики[10]. Россия настолько велика и многообразна, что не может быть одинаковых подходов и одинаковых решений для Мурманской обл. и Ставропольского края, Калининграда и Камчатки, богатых энергоресурсами Тюменской обл., Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого округов и полностью не имеющих или практически не имеющих своих энергоресурсов Воронежской, Курской или Белгородской обл. Разные условия, разные структуры производства и потребления энергоресурсов — соответственно должны быть и разные подходы, цели и формы реализации энергетической политики. Именно поэтому среди важнейших приоритетов Энергетической стратегии России особое место занимает региональная энергетическая политика, отражающая те принципиальные изменения, которые происходят и в экономическом укладе, и в государственном устройстве
России [ 18[.
Как уже отмечалось выше, основной задачей региональной энергетической политики является обеспечение социально-экономического развития региона любого уровня на основе эффективного надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей и приемлемом уровне техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Большинство регионов России не обеспечено в достаточном объеме собственными энергоресурсами и со временем их дефицитность будет возрастать. Энергоизбыточными на рубеже второго и третьего тысячелетий останутся только несколько регионов : север Западной Сибири (Тюменская нефтегазоносная провинция). Центральная Сибирь (Кузбасс, К АТЭ К, гидроэнергетика Ангаро-Енисейского комплекса), ряд районов Восточной Сибири и север Европейской части России (Тимано-Печорский бассейн, шельф арктических морей). Таким образом, объективной материальной основой региональной энергетической политики в России, как в во всем мире, выступает деление регионов на энергоизбыточные и энергодефицитные и, как следствие такого деления, единение интересов тех и других. Территориальное распределение разведанных и прогнозных запасов нефти, газа и угля, а также гидроэнергетического потенциала России показано на рис. 3.1-3.5. Соответственно, региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов таких макрорегионов (зон) страны, как северные, южные и центральные районы Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.
Другим объективным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России, предполагающее разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации. Причем, процессы децентрализации управления народного хозяйства и расширения экономической самостоятельности территорильно-государственных образований с развитием реформ резко активизировались. В этих условиях региональная энергетическая политика призвана обеспечить реализацию на рыночных началах выбранной стратегии развития энергетики России в интересах как государства в целом, так и его составных частей — субъектов Федерации.
И, наконец, необходимость действенной региональной энергетической политики обусловлена особой ролью топливно-энерге - тического комплекса как одного из важнейших факторов экономической и политической интеграции страны через дальнейшее развитие технологически единых федеральных энергетических систем (электроэнергетических, газо - и нефтеснабжающих) и создание условий (механизмов экономического взаимодействия) для взаимовыгодного сотрудничества энергоизбыточных и энергодефицитных районов России. Естественно, что регионы России при таком подходе рассматриваются не изолировано, а как составные элементы единого энергоэкономического пространства (единой системы) в соответствии со сложившимися особенностями территориального разделения труда. Заинтересованность же регионов в устойчивом и эффективном энергобеспе - чении в целях решения своих социальных, экономических и экологических задач является основой оптимизации системы энергоснабжения всей страны. Следовательно, региональная энергетическая политика должна сочетать естественное стрем-
Территориальное распределение разведанных запасов нефти (к началу 90-х годов) , %
О Север Европейской части
Ш Северный Кавказ И Урало-Поволжье
□ Западная Сибирь SS Восточная Сибирь
Рис. зл |
□ Дальний Восток А Шельфы морей
Ление регионов к самообеспечению энергоносителями[11] с сохранением органического единства топливно-энергетического комплекса. При этом должны быть также учтены региональные особенности демографической политики, наличие достаточных трудовых ресурсов необходимой квалификации и меры по обеспечению социальных условий и соответствующему повышению производительности труда.
Формирование новой энергетической политики (ее общенациональных и региональных аспектов) должно учитывать и такие факторы, которые вызваны изменившимися географическими границами России.
Появились новые приграничные районы со своими специфическими проблемами трудоустройства беженцев, размещения военнослужащих, выводимых из других государств, переспециализация производства, создание инфраструктуры для приграничной торговли.
Изменились условия выхода продукции России на мировой (прежде всего европейский) рынок, так как все приграничные железнодорожные станции на западе бывшего СССР и большинство крупных торговых портов на Черном и Балтийском морях остались на территории других суверенных государств. Особенно эти изменения сказались на условиях экспорта жидкого и газообразного топлива: за пределами России остались все экспортно-сдаточные пункты на магистральных нефге - и газопроводах, а также крупнейшие морские нефтеэкспортные терминалы (Вентспилс, Клайпеда, Одесса, Херсон, Феодосия).
Россия осталась практически без культурно-рекреационного комплекса, потеряв принадлежащие российским предприятиям и организациям санатории, дома отдыха и туристические базы на Черноморском побережье Грузии и Украины, в Прибалтике, а также в рекреационных центрах других бывших республик СССР. Особенно пострадал от этого персонал предприятий ТЭК, работающих в суровых северных районах, для которых южные базы являлись необходимым звеном во всей цепочке мер, направленных на реабилитацию здоровья работников и сохранение стабильных трудовых коллективов.
Ряд областей и регионов России оказались в зависимости или связанными между собой линиями электропередачи и газопроводами, проходящими через территории других государств. В первую очередь это относится к межсистемным связям 500-1150 кВт между Уралом и Сибирью, проходящим на территории Казахстана, основным связям Северного Кавказа, Псковской и Калининградской областей по газу и электроэнергии, проходящим через территории Украины, Эстонии и Литвы.
Вместе с тем открылись новые возможности, позволяющие более полно использовать весь огромный природный и экономический потенциал в интересах России, резко сократив выделение средств на так называемые общесоюзные нужды. Экономика освобождается от непосильной военной нагрузки и на первый план выдвигаются цели, связанные с удовлетворением потребностей населения, с учетом региональных особенностей и интересов.
Все эти новые факторы и условия вносят принципиальные изменения в подходы к размещению производительных сил и территориальной организации хозяйства, требуют своего отображения в региональной, в том числе и энергетической политике 115, с. 163-164|.
Составными элементами региональной энергетической политики являются:
Цели и приоритеты; механизмы реализации;
Средства реализации в форме конкретных организационных мер и инвестиционных проектов.
В Энергетической стратегии России сформулированы следующие основные цели разработки и реализации региональной энергетической политики:
Достижение консенсуса между интересами федеральных и региональных органов власти, предприятий топливно-энергетического комплекса и потребителями энергоресурсов в отношении путей и темпов развития триады "экономика — энергетика — среда обитания (экология)" путем сочетания естественного стремления регионов к самообеспечению конечными энергоносителями, самоуправлению энергоснабжением потребителей с сохранением органического единства топливно-энерге - тического комплекса России;
Четкое разделение обязанностей, прав и ответственности по управлению энергетикой между федеральными и региональными органами власти, передача из центра в регионы всех тех полномочий, которые необходимы им для организации надежного и бесперебойного энерго - и топливообеспечения своей территории. За снабжение регионов топливом и энергией в первую очередь отвечают региональные органы исполнительной власти. Задачи федеральных органов, в первую очередь Минтопэнерго России, — создать регионам такие условия, которые бы обеспечивали им выполнение этих функций, и осуществить координацию межрегиональных энергетических связей внутри России;
Рациональное (максимально эффективное) использование местных и поставляемых в регионы топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающее повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства, и, как следствие этого, подъем жизненного уровня населения;
Сочетание рационального использования местных энергоресурсов с участием вместе с другими субъектами Федерации и федеральными структурами в создании на долевых началах межрегиональных топливно-энерге- тических баз и систем транспорта энергоносителей [18].
Следует отметить, что эти цели практически полностью соответствуют принципам новой парадигмы региональной экономической политики:
• достижению баланса стратегических интересов страны и территориальных интересов;
• оптимальному сочетанию общегосударственного регулирования территориальных процессов с экономической самостоятельностью регионов и повышением ответственности региональных органов власти и управления за результаты социально-экономических преобразований;
• сглаживанию неоправданной дифференциации уровня и качества жизни населения по регионам России при усилении государственного стимулирования эффективности функционирования территориальных хозяйственных систем;
• экономической целесообразности и взаимной выгоды формирующихся экономических взаимоотношений регионов, раз- новариантности их интеграционного сближения |19|. Региональная энергетическая политика может быть долгосрочной, рассчитанной на многие годы (например, до 2010 г.)
И даже десятилетия или же краткосрочной, нацеленной на решение текущих тактических задач. Естественно, что цели и приоритеты политики в этом случае могут существенно различаться. Так, при всей дифференциации регионов России по энергоэкономическим показателям на ближайшие годы основными задачами их региональной энергетической политики останутся поддержание социальной стабильности и создание организационных и финансово-экономических условий для бесперебойного эффективного и экологически приемлемого обеспечения потребителей топливом и энергией в период формирования рыночных отношений, когда имманентные рынку механизмы в полную силу еще не работают, а привычные, традиционные способы уже ликвидированы.
Этим самым энергетическая политика внесет свой вклад в решение таких наиболее важных антикризисных задач региональной политики в целом, как:
• локализация и устранение территориальных очагов экономической разрухи и социальной напряженности;
• восстановление на новой основе единого экономического пространства России, формирование общероссийских рынковто - варов, капиталов, рабочей силы и их защита от недобросовестной конкуренции;
• ослабление внешних факторов появления диспропорций в развитии различных территорий.
Одновременно могут быть реализованы задачи создания предпосылок для оживления экономической конъюнктуры и последующего экономического подъема:
• формирование в регионах собственной экономической базы устойчивого роста;
• селективная поддержка перспективных территорий;
• достижение синергетического эффекта от межрегиональной интеграции |19|.
В более отдаленной перспективе основной задачей станет формирование конкурентоспособной, экологически чистой и безопасной энергетики в условиях развитого рынка с учетом индивидуальных особенностей каждого региона.
В ходе разработки энергетической политики для конкретного региона потребуется определить цели, приоритеты и задачи не только для района в целом, но и для отдельных объектов, под которыми подразумеваются все производители и потребители энергоресурсов, расположенные в границах региона. Как показывает практика, это зачастую вызывает наибольшие трудности из-за множественности возможных решений[12].
Реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне. Это прежде всего ценовая и налоговая политика, формирование конкурентной среды в ТЭК и государственное регулирование энергетической сферы (особенно в переходный период), создание системы стимулов и условий для энергосбережения, экономическая политика в инвестиционной сфере, нормативно-законотворческая деятельность. Следует особо подчеркнуть, что именно в регионах, на местах должны быть сосредоточены основные усилия по повышению эффективности использования топлива и энергии и энергосбережению. Однако для эффективного действия этих механизмов на региональном уровне необходимо прежде всего законодательное разграничение экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации, о чем уже было сказано ранее.
Следует также отметить, что, несмотря на понимание остроты проблемы, пока еще далеко не во всех регионах органы власти и управления готовы к проведению самостоятельной энергетической политики с четко выраженными целями и инструментарием реализации и зачастую не владеют принципами ее формирования. Свидетельством этому служат, в частности, крайние позиции ряда регионов, заключающиеся либо в концепции полной энергетической автономизации, либо в расчете на централизованный подход к решению их энергетических проблем[13], к управлению энергетикой по аналогии с прежними временами |20|. В подобной "готовности" происходит, в частности, и проявление того самого субъективного фактора регионализации энергетики, о котором говорилось выше.