РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Объективные и субъективные начала. регионализации энергетики
Энергетические объекты, создаваемые в ходе первых трех технологических укладов 114, 15| для локального энерго - и топ - ливообеспечения производственных предприятий и населенных пунктов, по мере развития производительных сил и производственных (общественных) отношений стали все больше приобретать вначале региональное, а затем и межрегиональное и даже межнациональное (межстрановое) значение. В этом плане энергетика не является исключением в ряду других сфер деятельности человечества, хотя и имеет свои специфические особенности.
Регионализация энергетики, как и экономики в целом, вызвана как объективными, так и субъективными началами. К объективным относится в первую очередь крайне неравномерное распределение по территории Земли природных топливно-энер- гетических ресурсов и обусловленное им географическое несоответствие основных центров и районов производства энергоносителей и ведущих энергопотребляющих регионов мира.
Так, свыше 65% общих мировых достоверных запасов нефти
Приходится надолю стран Ближнего и Среднего Востока, тогда как в потреблении нефти этот регион занимает всего 6%. На долю государств, образовавшихся на территории ССС Р, и стран Ближнего и Среднего Востока приходится свыше 71% мировых запасов природного газа (удельный вес в потреблении — 32%| С другой стороны, на страны ОЭСР — основные энергопотпре - бляюшие государства современного мира — приходится свыше 60% мирового потребления нефти и 53% газа, тогда как в достоверных запасах этих энергоресурсов их доля всего 10% и 12% соответственно (табл. 2.1 ).
Среди других объективных начал необходимо отметить общие закономерности развития и размещения производительных сил и территориальной организации производства, требования последовательно сменяющих друг друга технологических укладов [ 14, 15|, усиление интеграционных процессов и возрастающую с развитием науки и техники конкуренцию на рынке энергетических товаров и услуг, государственное устройство отдельных стран и др.
Среди субъективных начал регионализации энергетики особо следует выделить степень развитости межрегиональных связей внутри стран, определяемых их государственно-административным устройством; фактическое состояние межгосударственных отношений; политические и идеологические догмы и постулаты правящих партий; глубину личностного доверия друг к другу как политических лидеров, так и ключевых фигур финансового, фондового и энергетического рынков и т. п.
Оба эти начала — объективное и субъективное — накладываются друг на друга и тесно переплетаются в самых замысловатых комбинациях, находясь в сложном, постоянно меняющемся состоянии. Чисто условно полярными его значениями можно считать:
= полное совпадение векторов действия тех и других начал. В этом случае процессы регионализации энергетики резко активизируются, приобретают ярко выраженную интеграционную направленность, развиваются поистине взрывным способом, что мы в какой-то мере наблюдаем в Западной Европе в последние десятилетия;
= диаметрально-противоположную направленность усили различных начал, резко тормозящую, а то и разрушающую процессы регионализации энергетики в их центростремительном смысле. Примером подобных событий является, по-видимому длящаяся уже многие годы дезинтеграция энергетики, экономики и общества на всей территории бывшего Советского Союза
Однако, как правило, в каждый конкретный момент времени на процессы регионализации энергетики оказывает воздействие целая гамма разнонаправленных и разновеликих векторов имеющих своим генезисом как объективные, так и субъективные начала, поэтому и сама регионализация энергетики, являясь результирующим явлением действия этих векторов, как это уже было отмечено выше, протекает одновременно как бы в двух измерениях — интеграционном и дезинтеграционном.
И на всем огромном евразийском пространстве в настоящее время активно протекают все перечисленные выше аспекты регионализации энергетики.
В данной работе мы не будем подробно, отрасль за отраслью (т. е. "послойно") рассматривать картину формирования энергетических районов и систем как процесс их перехода от небольших, локальных, к более крупным (региональным и межрегиональным) на нижних (страновых) уровнях, поскольку эти вопросы в последние годы достаточно широко освещены в зарубежной и отечественной литературе.
Подчеркнем лишь главное — формирование подобных районов и систем происходит практически повсеместно за пределами границ бывшего Советского Союза с некоторым, может быть, своеобразием в бывших социалистических странах Восточной Европы.
В основе этих процессов лежит дальнейшее развитие общественного разделения труда, сопровождаемое развитием специаЛизации и дифференциации производства, образованием все нэ - вых и новых отраслей и подотраслей народного хозяйства, т. е. развитием в первую очередь отраслевого разделения труда. Но так как каждая из отраслей и подотраслей экономики размешается на территории страны по своим законам, в силу действия присущих ей специфических особенностей, то отраслевое ра$р - ление труда закономерно сочетается с территориальным. Характеризуя это явление, еще К. Маркс подчеркивал, что территориальное разделение труда закрепляет "... определенные отрасли производства за определенными районами страны..." |1б|.
Важнейшими следствиями территориального разделения труда выступает размещение производительных сил, развитие территориальных экономических связей, а также миграция населения. С другой стороны, территориальное разделение труда как один из основных факторов экономического развития повышает производительность труда в целом. Оно активно влияет на состояние и темпы роста производительных сил в различных
Районах страны и, тем самым, на их потребность в энергетических ресурсах.
Таким образом, общие закономерности формирования экономики страны и ее регионов предопределяют и накладываются на закономерности формирования энергетических систем, на необходимые темпы и пропорции их развития.
Что же касается верхних уровней — межгосударственных и трансконтинентальных — то здесь на регионализацию энергетики огромное влияние оказывают сложные многоуровневые и многослойные (многоотраслевые) иерархически построенные глобальные энергетические системы[9], находящиеся на различных стадиях своего формирования и развития. Формирование подобных глобальных систем — объективная реальность, вытекающая из развития международного разделения труда и растущей интернационализации мирохозяйственных отношений, поскольку территориальное разделение труда со временем перерастает ставшие тесными национальные рамки и модифицируется в международное. Внутренние рынки даже крупных и крупнейших государств становятся тесными для современных масштабов производства. Новые технологии, в том числе и в энергетике, раздвигают национальные границы и через развитие конкуренции формируют трансграничные энергетические пространства и системы.
В настоящее время наиболее продвинуто формирование трансевропейского энергетического пространства, чаще всего известного под названием "европейского энергетического дома" |18,19|. Начаты первые шаги по созданию подобных глобальных систем энергообеспечения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, в прикаспийских государствах, вокруг Черного моря... Вынашиваются идеи глобальных энергетических систем |20|.
В то время, когда на большей части евразийского пространства регионализация энергетики проходит путем формирования новых энергопроизводящих и энергопотребляющих районов и развития — трансформации к крупным региональным и межрегиональным системам, для современной России, находящейся на переходе от одной социально-экономической системы к другой в условиях ломки либо переоценки практически всех общественных институтов и отношений, характерны иные процессы регионализации энергетики. Для России основная задача сейчас - добиться в изменившихся социально-экономических и геополитических условиях устойчивого и эффективного энергообеспечения каждого региона путем сочетания естественного стремления регионов к самообеспечению энергоносителями с сохранение органического единства ТЭК |1, 5,|.
Отдельные регионы России традиционно находились далеко не в одинаковых условиях не только с точки зрения их обеспеченности природными ресурсами (что вполне естественно), но и по составу властных полномочий, масштабам социально-экономического развития, уровню жизни населения и другим важнейшим показателям. Естественно, что на этапе, когда старая государственная административная система уже сломлена, а нэ - вая еще не создана возникло и начало набирать силу стремление отдельных регионов (особенно республик) решать все свои проблемы максимально самостоятельно на основе перетягивания в свою пользу властных функций, прежде принадлежавших ген - тру. Таким образом, в основе подобного регионального сепаратизма зачастую лежали и лежат вполне объективные социально - экономические и нормативно-правовые корни, имеющие системное значение, что и придало этому процессу столь значительные масштабы, и не могло не оказать существенного влияния на становление региональной энергетической политики.
Поэтому для России в настоящее время на первое место н>ь ходят задачи законодательного разграничения экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерация в целях создания равных возможностей для развития энергетики в регионах, для их надежного топливо - и энергообеспечения с минимальными общественно-необходимыми затратами, ной с учетом рыночного характера отношений, с учетом изменившейся собственности на средства производства и на результат труда.
В последние годы проблема взаимоотношений между центром и регионами решается на основе статей 11, 65, 66 и 78 Конституции Российской Федерации главным образом путем подписания соответствующих договоров и соглашений о разграничении полномочий, что наделе лишь закрепляет фактически сушествую - шее неравенство субъектов Федерации как по отношению их к центру, так и между собой.
Более того, по оценке ряда специалистов подобная практика фактически сформировала экономико-правовое поле ликвидации России как единого государства, так как, во-первых, отсутствуют единые принципы и нормы заключения таких договоров и соглашений; во-вторых, сами они основываются не на экономических реалиях, а на временных политических компромиссах центральной и местных политических элит; и, в-третьих, из-за несоответствия объема предоставляемых субъектам Федерации льгот, ни их социально-экономическому положению, ни уровню их ответственности перед обществом и государством, то есть из-за дисбаланса прав и ответственности |21,22|.
Естественно, подобное неравенство складывается и в энергетической сфере — сравним, например, соответствующие полномочия Татарстана и Самарской области, Республики Саха (Якутия) и сопредельных с ней Читинской либо Амурской областей, Республики Коми и Архангельской области и т. п.
В условиях незавершенности государственного строительства и создания законодательно-правовой базы в стране региональная энергетическая политика реализуется прежде всего через соглашения о сотрудничестве в отраслях Т Э К и энергообеспечении между Минтопэнерго России и администрациями (правительствами) отдельных субъектов Федерации, а также межрегиональными ассоциациями. Автор рассматривает эти соглашения как временное специфическое средство решения проблемы разграничения полномочий между центром и регионами, поскольку подобная практика договорных отношений не обеспечивает решения коренного вопроса государственного устройства — принципов существования Федерации, принципов равноправия субъектов Федерации и между собой, и перед федеральными органами власти. Именно поэтому ситуация чревата продолжением региональных конфликтов, политических, экономических и социальных неурядиц во взаимоотношениях между регионами и центром и более того — угрозой сохранения уже в ближайшем будущем самой России как единого геополитического пространства |23, 24,25
Какой вариант реформирования государственного устройства страны идеален для России, автор судить не берется. Система оптимального взаимоотношения регионов и центра и регионов между собой должна сложиться, на это нужно время. А его катастрофически не хватает, что толкает все стороны, участвующие в этом процессе, на импровизацию с весьма непредсказуемыми результатами.
Все эти геополитические аспекты имеют самое непосредственное отношение и к энергетической сфере. В Энергетической стратегии России, не затрагивая основ государственного устройства, предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.
Федеральные государственные органы в директивном порядке осуществляют контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетикой; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; разрабатывают стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.
К совместному ведению федеральных органов и субъектов Федерации относятся: лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных ресурсов, предприятий, действующих в составе федеральных энергетических систем, а также объектов атомной энергетики; определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий, ответственных за надежное топливо - и энергоснабжение потребителей и контроль за соблюдением выданных лицензий; организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся: порядок функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем; выдача лицензий на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них; принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории |1, 5|.
Подобное разграничение полномочий между центром и регионами лишь одна из составляющих региональной энергетической политики, разработка которой была начата в рамках формирования Энергетической стратегии России. И именно сейчас, когда повсеместно прошли, проходят или готовятся выборы губернаторов, по сути завершающие формирование системы власти в регионах на многие годы, необходимо срочное завершение разработки региональной энергетической политики, оформленной в виде самостоятельного документа (Концепции ми Основных положений) и утвержденной либо Указом Президента, либо Постановлением Правительства Российской Федерации.
От того каким образом эти рекомендации Энергетической стратегии по разграничению полномочий будут реализованы, во многом будет зависеть и будущая территориальная организация топливно-энергетического комплекса России Но в любом случае, лишь разрешив отмеченные выше конкретные вопросы государственного устройства, регионализация энергетики России обретет необходимую нормативно-правовую базу. Пазу, которая позволит с минимальными потерями консолидировать интересы единых энергетических систем, созданных в иных общественно - экономических условиях, с интересами ныне экономически самостоятельных регионов и предприятий.
И только пройдя подобную фазу своего развитии, регионализация энергетики России выйдет на те же процессы, которые наблюдаются на большей части евразийского пространства, в первую очередь в Европе, то есть сможет перейти к фазе интеграции, фазе объединения, фазе слияния отдельных энергетических районов и систем в более крупные, а, крупных — в глобальные, в том числе и в трансконтинентальные, имеющие общеевразийское значение.