РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Энергосбережение России

Становление Российской Федерации как самостоятельного го­сударства в условиях одновременного перехода к рыночной эко­номике потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики. Основная тому причина — Россия бы­ла, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира. Этому способствует не только огромный ресурсный потенциал, являющийся бесценным национальным достоянием России, хотя и он впечатляет: в ее недрах сосредоточено 45% мировых запа­сов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. Однако Россия вошла в число ведущих мировых энергетических дер­жав прежде всего благодаря созданию в стране трудом многих поколений уникального производственного, научно-техническо - го и кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Эффективное использование этого потенциала (и ресурсно­го, и научно-производственного, и кадрового) является хорошей основой подъема российской экономики и благосостояния народа. Но чтобы на этой "основе" выросло "здание", чтобы грамотно распорядиться таким потенциалом, обеспечить энергетическую безопасность России в период болезненной смены социально-эко­номических формаций и заложить основы долгосрочного ста­бильного энергообеспечения общества и энергетической незави­симости государства нужна научно обоснованная и общественно Воспринятая государственная долгосрочная энергетическая по­литика.

Формирование такой энергетической политики проходило в несколько этапов. На первом в 1992 г. была разработана "Кон­цепция энергетической политики России в новых экономических условиях", основные положения которой были одобрены на засе­дании Правительства Российской Федерации (протокол № 26 от 10.09.92 г.). В Концепции пожалуй впервые было обращено столь серьезное внимание на необходимость разработки региональных аспектов энергетической политики, хотя сами эти аспекты де­тально проработаны не были.

Следующий этап формирования энергетической политики страны — Энергетическая стратегия России, разработанная в 1993-1994 гг. Межведомственной комиссией во главе с Мини­стром топлива и энергетики России Ю. К.Шафраником. К работе был привлечен большой коллектив ученых и специалистов из де­сятков ведущих научно-исследовательских институтов и органи­заций страны. Завершилась она подготовкой основных положе­ний Энергетической стратегии России, одобренных вначале Ко­миссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (07.12.94 г.), а затем и специальным постановлением Правительства (№ 1006 от 13.10.95 г.). В мае 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно - энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года" (№ 472 от 07.05.95 г.).

Этими документами были определены основные направления энергетической политики страны на перспективу, цели, приори­теты и механизмы ее реализации.

Конкретные меры по осуществлению Энергетической стра­тегии России на текущее пятилетие были заложены в утверж­денной постановлением Правительства страны Федеральной це­левой программе "Топливо и энергия" (№ 263 от 06.03.96 г.). В целях ознакомления широкой общественности с проблемами энергетики и энергопотребления на базе обосновывающих мате­риалов к Энергетической стратегии России летом 1995 г. была подготовлена и опубликована книга "Новая энергетическая по­литика России".

Однако энергетическая политика не есть нечто однократно заданное, не разовый директивный документ. Ее задачи и ме­ханизмы реализации это развивающийся процесс, это, как под­черкивается в книге "Новая энергетическая политика России", система мониторинга энергетической ситуации в стране и в ми­ре, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совер­шенствование организационных, экономических и правовых ме­ханизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рацио­нальное использование природных топливно-энергетических ре­сурсов как главного национального достояния России в интере­сах нынешнего и будущих поколений. Поэтому работа над фор­мированием энергетической политики идет дальше, причем, как и в любой работе, здесь не исключены ошибки, не исключены неверные шаги.

Продолжающийся экономический кризис в стране, суще­ственно более глубокий, чем представлялось даже в пессимисти­ческих вариантах (сценариях) Концепции энергетической поли­тики и Энергетической стратегии России, сохраняющаяся соци­ально-экономическая и политическая нестабильность в обществе требуют постоянного мониторинга и соответствующего уточне­ния энергетической политики, прогнозов развития энергетиче­ской сферы. Подобная работа фактически началась летом 1996 г. разработкой специалистами Минтопэнерго России Прогноза со­циально-экономического развития ТЭК страны на 1996-2005 гг. В декабре 1996 г. — начале января 1997 г. группой специалистов Российской Академии наук и Министерства топлива и энерге­тики Российской Федерации были подготовлены обосновываю­щие материалы к позиции министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития страны на период до 2000— 2005 гг. В этих материалах были даны предложения по дальней­шему развитию курса рыночных преобразований, преодолению кризиса неплатежей, улучшению управления государственной собственностью, совершенствованию регулирования естествен­ных монополий и другим мерам, относящимся к корректировке всей существующей макроэкономической политики, от которой в значительной мере зависит успешность реализации и энерге­тической стратегии России*.

Многие из этих предложений уже реализованы, над другими работа продолжается.

Одним из важнейших отличий Энергетической стратегии от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стала детальная разработка региональных и внешнеэкономи­ческих аспектов. По сути, в Стратегии были сформулированы основные положения и принципы региональной энергетической политики, которая уже воплощается в жизнь в повседневной ра­боте Минтопэнерго России, основные принципы взаимоотноше­ний с зарубежными партнерами и основные направления сотруд­ничества России в энергетической сфере с другими государства­ми. Здесь же впервые был выдвинут тезис о том, что энергети­ческий фактор входит в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах, а также упомянуто само понятие "энер­гетическая дипломатия".

Подобное внимание к этим проблемам вполне естественно, ибо в специфических условиях пореформенной России важней­шими составляющими энергетической политики (и, соответ­ственно, приоритетами Энергетической стратегии) как раз и

* Летом 1997 г. чти материалы были опубликованы под названием '"Онер - гетический сектор в среднесрочной программе развития экономики России" в качестве приложения к обществ.-дел. журн. '"Онергетическая политика".

Выступают региональная энергетическая политика, внешнеэко­номическое сотрудничество и энергетическая дипломатия.

Региональная энергетическая политика как экономическая категория в значительной мере сформировалась лишь в послед­ние годы. Советскому Союзу — фактически унитарному госу­дарству с централизованным управлением — такая энергети­ческая политика не требовалась. Напротив, России, как феде­ративному государству, с ее огромными пространствами и зна­чительным разнообразием природно-климатических и экономи­ческих (особенно макроэкономических) условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации регио­нальной политики просто не выжить. Разные условия, разные структуры производства и потребления энергоресурсов — со­ответственно должны быть и разные подходы, цели и формы реализации энергетической политики.

О роли внешнеэкономического фактора в энергетике говорит и то, что экспорт энергоресурсов составляет около половины все­го экспорта России, а на внешние рынки направляется больше трети всех добытых и произведенных в стране энергоносите­лей. Именно в результате этого поддерживается производствен­ный потенциал в самом ТЭК, обеспечивается меньший, чем по промышленности в целом, спад производства. Именно это дает возможность ТЭК в течение почти всего переходного периода оставаться донором для экономики России, поставляя бесплат­но (по причине неплатежей) в другие сектора национального хо­зяйства свою продукцию на сотни и сотни миллионов долларов ежегодно*.

Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей российского ТЭК, внешнеполитиче­ское обеспечение энергетической безопасности страны, восста­новление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов за ее пределами невозможно без активной дипломати­ческой деятельности, без энергетической дипломатии.

Анализ всех этих аспектов энергетической политики — ре­гиональных, внешнеэкономических и внешнеполитических, — а также прогноз энергетической ситуации в России и ее регио­нах, включая экономические и политические проблемы внешних связей ТЭК России, и являются целью настоящей публикации.

По состоянию на 01.06.97 г. за отгруженную продукцию предприятия Т'Ж не получили от потребителей топлива и шергии свыше 236 трлн р. 6

В соответствии с этой целью содержание работы разбито на три самостоятельных, но взаимосвязанных части. Первая Из них (главы I...3) посвящена общим проблемам современной государственной, в том числе и региональной энергетической политики. В силу того, что ряд вопросов формирования энер­гетической политики России в последние годы был достаточно широко освещен в печати (в том числе и усилиями автора), в этой книге они рассматриваются несколько фрагментарно (гла­ва 1). В то же время полностью обойти их также представляется невозможным, поскольку они являются одновременно и фоном, и рамочными условиями и реализации региональной энергети­ческой политики, и развития внешнеэкономических связей, и внешнеполитического обеспечения энергетической стратегии и безопасности России. Основное внимание в этой части книги уде­лено региональной энергетической политике — по сути новому самостоятельному направлению и научных исследований, и го­сударственной политики в целом (главы 2 и 3). Рассматривая реализацию региональной энергетической политики как много­уровневую междисциплинарную задачу, требующую системного решения, автор отмечает, что достижение поставленных целей осуществляется в регионах посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне. Кроме того, и там и здесь необходи­мо решать и макроэкономические проблемы, и специфические вопросы, присущие только сфере производства и потребления энергоресурсов. Именно поэтому важнейшим условием эффек­тивной региональной энергетической политики является законо­дательное разграничение экономической и политической компе­тенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Основным средством реализации такой политики стали региональные энергетические программы. Методы и инструментарий их разработки, пример­ная структура, способы и механизмы достижения поставленных целей, мониторинг выполнения и методика диагностики влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъ­ектов Российской Федерации все эти вопросы также рассматри­ваются в первой части книги.

Вторая часть (главы 4-... 5) посвящена особенностям фор­мирования территориальной структуры энергопотребления Рос­сийской Федерации, а также топливо - и энергообеспечению основных регионов с учетом их роли во внешних энергетиче­ских связях России[1], как это видится сегодня из центра стра­ны. При этом автор стремился максимально учесть материалы и точку зрения на эти проблемы органов власти, специалистов- энергетиков, научных и общественных организаций субъектов Федерации. Автор и издательство будут признательны за заме­чания и предложения по всей книге, но более всего именно по этому разделу, в котором по существу впервые в отечественной литературе излагаются конкретные проблемы региональной по­литики в энергетике в условиях перехода к рынку. В разделе приведен большой цифровой материал, в том числе прогнозные данные по развитию энергетики регионов. Ситуация здесь весь­ма подвижна и во многом будет зависеть от сочетания в будущем большого числа факторов, воздействующих на перспективные количественные показатели энергопотребления и энергообеспе­чения. Поэтому приведенные в разделе прогнозные материалы нельзя абсолютизировать, их следует рассматривать только как иллюстрацию наиболее вероятных будущих тенденций.

Третья часть (главы 6-7) посвящена внешнеэкономическим аспектам государственной энергетической политики и пробле­мам внешнеполитического обеспечения Энергетической страте­гии и безопасности России. Здесь особое внимание обращено на такое новое и еще недостаточно изученное, но имеющее для нашей страны огромное государственное значение явление, как формирование и реализация энергетической дипломатии[2]. Дей­ствительно, масштабы и эффективность экспортно-импортных операций в сфере ТЭК, которые, по крайней мере сегодня, в зна­чительной степени определяют благополучие страны, во многом зависят от общей внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, от успехов (или просчетов) российской энергетиче­ской дипломатии. В разделе сформулированы также важнейшие принципы, на которых должны базироваться внешнеэкономиче­ские связи России в энергетической сфере и научные основы дол­госрочного планирования и прогнозирования экспорта энерго­ресурсов, проанализированы основные факторы, определяющие перспективные поставки энергоносителей и возможные масшта­бы внешнеэкономического сотрудничества.

Автор и издательство надеются, что предлагаемая книга бу­дет полезна широкому кругу читателей: специалистам по упра­влению энергетикой и ее отраслями, в том числе в субъектах федерации; лицам, занимающимся внешними связями России и ее регионов; наконец, всем, кто интересуется уникальной россий­ской энергетикой и ее будущим.

А. М. Мастепанов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.