РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Энергосбережение России
Становление Российской Федерации как самостоятельного государства в условиях одновременного перехода к рыночной экономике потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики. Основная тому причина — Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира. Этому способствует не только огромный ресурсный потенциал, являющийся бесценным национальным достоянием России, хотя и он впечатляет: в ее недрах сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. Однако Россия вошла в число ведущих мировых энергетических держав прежде всего благодаря созданию в стране трудом многих поколений уникального производственного, научно-техническо - го и кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Эффективное использование этого потенциала (и ресурсного, и научно-производственного, и кадрового) является хорошей основой подъема российской экономики и благосостояния народа. Но чтобы на этой "основе" выросло "здание", чтобы грамотно распорядиться таким потенциалом, обеспечить энергетическую безопасность России в период болезненной смены социально-экономических формаций и заложить основы долгосрочного стабильного энергообеспечения общества и энергетической независимости государства нужна научно обоснованная и общественно Воспринятая государственная долгосрочная энергетическая политика.
Формирование такой энергетической политики проходило в несколько этапов. На первом в 1992 г. была разработана "Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях", основные положения которой были одобрены на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 26 от 10.09.92 г.). В Концепции пожалуй впервые было обращено столь серьезное внимание на необходимость разработки региональных аспектов энергетической политики, хотя сами эти аспекты детально проработаны не были.
Следующий этап формирования энергетической политики страны — Энергетическая стратегия России, разработанная в 1993-1994 гг. Межведомственной комиссией во главе с Министром топлива и энергетики России Ю. К.Шафраником. К работе был привлечен большой коллектив ученых и специалистов из десятков ведущих научно-исследовательских институтов и организаций страны. Завершилась она подготовкой основных положений Энергетической стратегии России, одобренных вначале Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (07.12.94 г.), а затем и специальным постановлением Правительства (№ 1006 от 13.10.95 г.). В мае 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно - энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года" (№ 472 от 07.05.95 г.).
Этими документами были определены основные направления энергетической политики страны на перспективу, цели, приоритеты и механизмы ее реализации.
Конкретные меры по осуществлению Энергетической стратегии России на текущее пятилетие были заложены в утвержденной постановлением Правительства страны Федеральной целевой программе "Топливо и энергия" (№ 263 от 06.03.96 г.). В целях ознакомления широкой общественности с проблемами энергетики и энергопотребления на базе обосновывающих материалов к Энергетической стратегии России летом 1995 г. была подготовлена и опубликована книга "Новая энергетическая политика России".
Однако энергетическая политика не есть нечто однократно заданное, не разовый директивный документ. Ее задачи и механизмы реализации это развивающийся процесс, это, как подчеркивается в книге "Новая энергетическая политика России", система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих поколений. Поэтому работа над формированием энергетической политики идет дальше, причем, как и в любой работе, здесь не исключены ошибки, не исключены неверные шаги.
Продолжающийся экономический кризис в стране, существенно более глубокий, чем представлялось даже в пессимистических вариантах (сценариях) Концепции энергетической политики и Энергетической стратегии России, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе требуют постоянного мониторинга и соответствующего уточнения энергетической политики, прогнозов развития энергетической сферы. Подобная работа фактически началась летом 1996 г. разработкой специалистами Минтопэнерго России Прогноза социально-экономического развития ТЭК страны на 1996-2005 гг. В декабре 1996 г. — начале января 1997 г. группой специалистов Российской Академии наук и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации были подготовлены обосновывающие материалы к позиции министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития страны на период до 2000— 2005 гг. В этих материалах были даны предложения по дальнейшему развитию курса рыночных преобразований, преодолению кризиса неплатежей, улучшению управления государственной собственностью, совершенствованию регулирования естественных монополий и другим мерам, относящимся к корректировке всей существующей макроэкономической политики, от которой в значительной мере зависит успешность реализации и энергетической стратегии России*.
Многие из этих предложений уже реализованы, над другими работа продолжается.
Одним из важнейших отличий Энергетической стратегии от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стала детальная разработка региональных и внешнеэкономических аспектов. По сути, в Стратегии были сформулированы основные положения и принципы региональной энергетической политики, которая уже воплощается в жизнь в повседневной работе Минтопэнерго России, основные принципы взаимоотношений с зарубежными партнерами и основные направления сотрудничества России в энергетической сфере с другими государствами. Здесь же впервые был выдвинут тезис о том, что энергетический фактор входит в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах, а также упомянуто само понятие "энергетическая дипломатия".
Подобное внимание к этим проблемам вполне естественно, ибо в специфических условиях пореформенной России важнейшими составляющими энергетической политики (и, соответственно, приоритетами Энергетической стратегии) как раз и
* Летом 1997 г. чти материалы были опубликованы под названием '"Онер - гетический сектор в среднесрочной программе развития экономики России" в качестве приложения к обществ.-дел. журн. '"Онергетическая политика".
Выступают региональная энергетическая политика, внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия.
Региональная энергетическая политика как экономическая категория в значительной мере сформировалась лишь в последние годы. Советскому Союзу — фактически унитарному государству с централизованным управлением — такая энергетическая политика не требовалась. Напротив, России, как федеративному государству, с ее огромными пространствами и значительным разнообразием природно-климатических и экономических (особенно макроэкономических) условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить. Разные условия, разные структуры производства и потребления энергоресурсов — соответственно должны быть и разные подходы, цели и формы реализации энергетической политики.
О роли внешнеэкономического фактора в энергетике говорит и то, что экспорт энергоресурсов составляет около половины всего экспорта России, а на внешние рынки направляется больше трети всех добытых и произведенных в стране энергоносителей. Именно в результате этого поддерживается производственный потенциал в самом ТЭК, обеспечивается меньший, чем по промышленности в целом, спад производства. Именно это дает возможность ТЭК в течение почти всего переходного периода оставаться донором для экономики России, поставляя бесплатно (по причине неплатежей) в другие сектора национального хозяйства свою продукцию на сотни и сотни миллионов долларов ежегодно*.
Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей российского ТЭК, внешнеполитическое обеспечение энергетической безопасности страны, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов за ее пределами невозможно без активной дипломатической деятельности, без энергетической дипломатии.
Анализ всех этих аспектов энергетической политики — региональных, внешнеэкономических и внешнеполитических, — а также прогноз энергетической ситуации в России и ее регионах, включая экономические и политические проблемы внешних связей ТЭК России, и являются целью настоящей публикации.
По состоянию на 01.06.97 г. за отгруженную продукцию предприятия Т'Ж не получили от потребителей топлива и шергии свыше 236 трлн р. 6
В соответствии с этой целью содержание работы разбито на три самостоятельных, но взаимосвязанных части. Первая Из них (главы I...3) посвящена общим проблемам современной государственной, в том числе и региональной энергетической политики. В силу того, что ряд вопросов формирования энергетической политики России в последние годы был достаточно широко освещен в печати (в том числе и усилиями автора), в этой книге они рассматриваются несколько фрагментарно (глава 1). В то же время полностью обойти их также представляется невозможным, поскольку они являются одновременно и фоном, и рамочными условиями и реализации региональной энергетической политики, и развития внешнеэкономических связей, и внешнеполитического обеспечения энергетической стратегии и безопасности России. Основное внимание в этой части книги уделено региональной энергетической политике — по сути новому самостоятельному направлению и научных исследований, и государственной политики в целом (главы 2 и 3). Рассматривая реализацию региональной энергетической политики как многоуровневую междисциплинарную задачу, требующую системного решения, автор отмечает, что достижение поставленных целей осуществляется в регионах посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне. Кроме того, и там и здесь необходимо решать и макроэкономические проблемы, и специфические вопросы, присущие только сфере производства и потребления энергоресурсов. Именно поэтому важнейшим условием эффективной региональной энергетической политики является законодательное разграничение экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Основным средством реализации такой политики стали региональные энергетические программы. Методы и инструментарий их разработки, примерная структура, способы и механизмы достижения поставленных целей, мониторинг выполнения и методика диагностики влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъектов Российской Федерации все эти вопросы также рассматриваются в первой части книги.
Вторая часть (главы 4-... 5) посвящена особенностям формирования территориальной структуры энергопотребления Российской Федерации, а также топливо - и энергообеспечению основных регионов с учетом их роли во внешних энергетических связях России[1], как это видится сегодня из центра страны. При этом автор стремился максимально учесть материалы и точку зрения на эти проблемы органов власти, специалистов- энергетиков, научных и общественных организаций субъектов Федерации. Автор и издательство будут признательны за замечания и предложения по всей книге, но более всего именно по этому разделу, в котором по существу впервые в отечественной литературе излагаются конкретные проблемы региональной политики в энергетике в условиях перехода к рынку. В разделе приведен большой цифровой материал, в том числе прогнозные данные по развитию энергетики регионов. Ситуация здесь весьма подвижна и во многом будет зависеть от сочетания в будущем большого числа факторов, воздействующих на перспективные количественные показатели энергопотребления и энергообеспечения. Поэтому приведенные в разделе прогнозные материалы нельзя абсолютизировать, их следует рассматривать только как иллюстрацию наиболее вероятных будущих тенденций.
Третья часть (главы 6-7) посвящена внешнеэкономическим аспектам государственной энергетической политики и проблемам внешнеполитического обеспечения Энергетической стратегии и безопасности России. Здесь особое внимание обращено на такое новое и еще недостаточно изученное, но имеющее для нашей страны огромное государственное значение явление, как формирование и реализация энергетической дипломатии[2]. Действительно, масштабы и эффективность экспортно-импортных операций в сфере ТЭК, которые, по крайней мере сегодня, в значительной степени определяют благополучие страны, во многом зависят от общей внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, от успехов (или просчетов) российской энергетической дипломатии. В разделе сформулированы также важнейшие принципы, на которых должны базироваться внешнеэкономические связи России в энергетической сфере и научные основы долгосрочного планирования и прогнозирования экспорта энергоресурсов, проанализированы основные факторы, определяющие перспективные поставки энергоносителей и возможные масштабы внешнеэкономического сотрудничества.
Автор и издательство надеются, что предлагаемая книга будет полезна широкому кругу читателей: специалистам по управлению энергетикой и ее отраслями, в том числе в субъектах федерации; лицам, занимающимся внешними связями России и ее регионов; наконец, всем, кто интересуется уникальной российской энергетикой и ее будущим.