РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Энергоэкономические предпосылки развития регионов
Сложившийся в СССР распределительный принцип энергообеспечения практически полностью исключал энергетику из факторов, влияющих на совершенствование структур хозяйственных комплексов, решение социальных и экологических проблем республик и областей Российской Федерации, хотя, как отмечалось в предыдущей главе, формированию научных основ размещения производительных сил и уделялось определенное внимание. Подчинение топливно-энергетического комплекса задачам жестко централизованного развития экономики влияло на политику формирования цен на топливо и энергию, которые не отражали общественно необходимых затрат на их добычу (производство), транспорт и использование, недостаточно учитывали энергоэкономические особенности территорий[15]. Достаточно сказать, что Энергетическая программа СССР и на перспективу ориентировала на наращивание потребления сибирских (кан - ско-ачинских и кузнецких углей) на территории всей европейской части СССР, включая Прибалтику. Причем, этот стереотип оказался настолько живучим, что еще и в 1993 г. (т. е. в принципиально иных, чем раньше, условиях) Комитетом электроэнергетики Минтопэнерго России намечалось на перспективу до 2010 г. использование кузнецкого угля вплоть до Севе - ро-Запада, а канско-ачинского — до Центра и Поволжья. При этом, "мерами обеспечивающими дополнительный поток угольного топлива с востока на запад и, прежде всего, из Канско - Ачинского бассейна", является не снижение затрат на перевозку топлива, а "повышение пропускной способности сибирских железнодорожных магистралей и увеличение парка подвижного состава"... Транспортировка канско-ачинских углей в объеме 70..-80 млн т на уровне 2010 г. потребует реконструкции сибирских железнодорожных магистралей"... |2, с. 59|. Именно подобным прогнозированием принципов ценообразования в значительной мере объясняется возникновение во многих регионах России гипертрофированных по масштабам потребления топлива и энергии производственных комплексов, не восприимчивых к прогрессивным структурным перестройкам, и резкое несоответствие между сложившимися центрами энергопотребления и районами основной добычи энергетических ресурсов.
В условиях развития рыночных отношений энергоресурсы превращаются в товар, наличие и стоимостные показатели использования которого на конкретной территории определяют направления и эффективность регионального развития экономики.
В связи с этим при обосновании направлений развития производительных сил субъектов Федерации необходимо учитывать энергоэкономические предпосылки отдельных регионов, включающие в свой состав:
Достигнутые уровни энергоемкости национального дохода (товарной продукции), отражающие структуру и эффективность функционирования хозяйственных комплексов;
Степень обеспеченности территории собственными энергоресурсами;
Стоимостные показатели использования топливно-энергети - ческих ресурсов;
Специфику формирования территориальных рынков энергоносителей.
При сложившейся структуре материального производства энергоемкость ВВП Советской России более чем на 30% превышала аналогичный показатель по США. За годы экономических преобразований энергоемкость в России возросла еще на 35...40%, что объективно отражает непродуманность и непоследовательность перехода к рыночным отношениям (субъективный фактор), а также слабую адаптивность российской экономики, перегруженной базовыми и энергоемкими производствами, к структурным изменениям в связи с переходом к рыночной экономике.
Повышенная энергоемкость единицы промышленной продукции характерна практически для всех регионов России. При средней в России энергоемкости валовой продукции промышленности, принятой за 100%, для Европейской зоны она составляет 96%, Западной Сибири — 121%, Восточной Сибири — 155%, Дальнего Востока — 74% |3, с. 2831.
Вместе с тем имеются существенные внутризональные различия по показателям энергоемкости, обусловленные, в основном, степенью концентрации на конкретной территории энергоемких предприятий черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, оборонных и других отраслей. Так, в европейской части страны наиболее высокие значения энергоемкости (в 1,5...3 раза превышающие среднезональные) характерны для Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Мурманской, Тульской, Свердловской, Пермской, Челябинской и ряда других областей и республик.
Аналогичная ситуация прослеживается и в восточных районах России. Наиболее широк диапазон показателей энергоемкости для зоны Севера. При средневзвешенной низкой энергоемкости (около половины средней по стране) отдельным промышленным узлам (Норильскому и др.) свойственны ее экстремальные значения.
Важнейшей традиционной составляющей энергоэкономического анализа является степень обеспеченности регионов собственными топливно-энергетическими ресурсами. Европейская зона России, где сконцентрировано до 2/3 потребности в топливе и энергии, обеспечена производством собственных первичных энергоресурсов всего лишь на 46%, в том числе по углю — на 23%, по газу — на 14%. Это определяет полную зависимость Европейской зоны от поставок топлива из восточных районов страны.
Западная и Восточная Сибирь характеризуются наивысшим значением показателя обеспеченности, который составляет: по природному газу — 680%, нефти — 530%, углю — 150%. В рыночных условиях это становится дополнительным фактором притяжения инвестиций и развития производительных сил.
Крайне неблагоприятно складывается обеспеченность энергоресурсами большинства изолированно работающих промузлов и районов азиатского Севера России. Так, коэффициент обеспеченности этих районов по бензину, дизельному топливу и мазуту составляет от 1 до 8%.
Резкий рост цен на энергоносители и тарифов на их транспорт принципиально меняет энергоэкономические характеристики отдельных регионов России. Территориальная дифференциация стоимостных оценок между Сибирью и Европейской зоной достигает по углю 300%, по электроэнергии — 350...400%, что на порядок превышает показатели ретроспективного периода. Это принципиально меняет подход к энергоснабжению территорий, использованию местных ресурсов, вовлечению нетрадиционных источников. При определенных условиях экономически эффективным становится более широкое использование собственных ресурсов низкокалорийных углей, сланца, торфа.
При высокой энергоемкости валового продукта России, свидетельствующей о крайне неэффективном использовании энергоресурсов, рост цен на топливо и энергию однозначно ориентирует на всемерную их экономию по всей территории и на направленную структурную перестройку хозяйства в энергодефицитных районах. Однако это длительный процесс, требующий к тому же огромных финансовых ресурсов. Более того, его интенсивность зависит не столько от динамики цен на энергоресурсы, сколько от изменения ценовых пропорций между основными товарными группами. До сих пор эти ценовые пропорции все еще остаются не в пользу энергоресурсов, хотя необходимые изменения и начались.
Складывающийся рынок энергоносителей имеет выраженную региональную специфику. В транспортноосвоенных районах Европейской зоны на пересечении основных потоков нефти, газа, углей Кузнецкого, Печорского и Донецкого бассейнов при наличии выбора и широкой взаимозаменяемости ресурсов формируется конкурентный рынок энергоносителей с низкой степенью монополизации.
В районах Сибири формируется монопольный рынок межзональной и экспортной специализации. Этот монополизм обусловлен концентрацией уникальных по запасам и качеству топливно-энергетических ресурсов. Основная задача энергетической политики здесь обеспечить условия для трансформации этой формы рынка в конкурентный, создающий более благоприятные условия для расширения структуры хозяйственного комплекса за счет энергоемких производств. Тем самым будет обеспечена и необходимая диверсификация экономики, лучшая структура занятости населения, расширится налоговая база этих регионов.
Монопольный рынок изолированных районов азиатского Севера складывается, в основном, под воздействием слабой транспортной освоенности территории.
В более освоенной южной части Дальнего Востока и в Забайкалье имеются элементы как конкурентного, так и монопольного рынков энергоносителей, что объясняется относительно ограниченными возможностями выбора энергоресурсов и их доставки.
Несмотря на широкий разброс энергоэкономических показателей представляется возможным провести укрупненное зонирование территорий Российской Федерации (табл. 4.1) для принятия решений по энергоснабжению с выделением:
1) республик и областей Европейской части России, которые будут характеризоваться наиболее сложными условиями энергоснабжения. Центр тяжести по энергообеспечению здесь должен быть смещен в область энергопотребляющих процессов в целях максимально эффективного использования энергоресурсов. Развитие или сооружение в этих районах новых предприятий крупных потребителей энергии в рассматриваемой перспективе экономически не оправдано;
2) промышленно освоенных районов Западной и Восточной Сибири, где в силу рыночных отношений складываются наиболее благоприятные перспективы для хозяйственного развития, в том числе с привлечением иностранного капитала, путем создания здесь широкого круга предприятий по переработке газа и нефти, энергоемких химических и нефтехимических производств, тяжелого и транспортного машиностроения и других отраслей на прогрессивной технологической основе;
3) юга Дальнего Востока и Забайкалья, где в прогнозируемый период, как и в настоящее время, энергетика останется элементом, сдерживающим развитие производительных сил, но тем самым она может ускорить здесь структурную перестройку экономики в направлении энергосбережения;
4) районов изолированного энергоснабжения Севера, эффективность энергообеспечения как производственной, так и социальной сфер которых будет во многом определяться темпами внедрения в энергобаланс нетрадиционных установок всех типов в целях сокращения потребления дальнепривозного и сверхдорогого топлива.
Специфика территориальных форм рынка энергоносителей, вызванная региональным фактором, обусловливает отличия в подходах государственного регулирования энергообеспечения. Для районов с изолированным энергоснабжением при монопольной форме рынка целесообразно сохранение в значительной мере централизованных форм распределения энергоресурсов при регулируемых ценах. Причем, на наш взгляд, значительную часть властных полномочий в этом случае государство должно передать именно региональным органам государственной власти (тем же региональным энергетическим комиссиям). Для территорий с конкурентным рынком имеется возможность более широкого использования экономических методов регулирования на базе либерализованных цен на основные первичные энергоресурсы.
Таблица 4.1
|
Зонирование территории Российской Федерации по условиям энергоснабжения |