РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Региональный аспект энергетической безопасности

В процессе работы над формированием государственной энергетической политики сложилось понимание энергетической безопасности России, под которой, по большому счету понима­ется надежное и бесперебойное снабжение потребителей топли­вом и энергией в необходимых объемах и нужного качества по экономически приемлемым ценам |30|.

В системе национальной безопасности Российской Федера­ции энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно важных интересов личности, общества, государственного суверенитета, территориальной це­лостности и конституционного строя, а также обеспечения ста­бильного и независимого развития экономики посредством мак­симально эффективного использования топлива и энергии.

В 1995-1996 гг. специалистами Минтопэнерго России со­вместно с Российской Академией наук и другими заинтересован­ными ведомствами была разработана Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации как система положений и принципов, определяющих роль и значение ТЭК в гарантиро­ванном обеспечении устойчивого функционирования и развития экономики и общества. Доктрина содержит также основные на­правления и механизмы реализации этих положений и принци­пов с учетом внутренних и внешних интересов России, регио­нальной специфики и политической ситуации в стране и за ее пределами |31-32|.

В развитие Доктрины энергетической безопасности в 1997 г. группой специалистов Института экономики УрО РАН, Мин­топэнерго России, Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству. Института теплофизи­ки УрО РАН, УГТУ-УПИ, Института промышленной эколо­гии УрО РАН, УГЭУ, Российской экономической Академии им. Г. В.Плеханова, СЭИ СО РАН, АО "Уралэлектромедь" и Свер­дловского областного комитета государственной статистики по инициативе Минтопэнерго России была разработана предвари­тельная редакция Комплексной методики диагностики влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъ­ектов Российской Федерации |33-34|.

Методика предназначена для:

• оценки кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъектов РФ и образующих их территорий;

• оценки влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъектов Федерации;

• обоснования оптимальности бюджетной политики на раз­личных уровнях;

• выделения приоритетов и траекторий социально-экономи­ческого развития территориальных образований в постстабили­зационный период;

• разработки и обоснования программно-целевых мероприя­тий по обеспечению экономической и энергетической безопасно­сти территориальных образований.

Объектами исследования являются:

• территориальные образования (область, республика, ре­гион) в рамках Федерации;

• промышленные узлы;

• города и крупные районы;

• моногорода;

• районо - или градообразующие предприятия.

Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности

Оценки угроз и их последствий для экономической безопасности объекта исследования базируется на следующих принципах:

• комплексности, т. е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой и территориальной, социаль­ной, технической, энергетической и экологической составляю­щих);

• системности, т. е. учете как внутренних взаимосвязей и вза­имозависимостей, так и внешних факторов с позиций рассмо­трения объекта исследования как элемента экономического про­странства более высокого уровня;

• вариантности (альтернативности), т. е. выявлении и обо­снованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситу­ации, с одной стороны, расчета траекторий социально-эконо­мического развития в постстабилизационный период, с другой стороны;

• безусловного примата экономической безопасности, как важнейшего элемента качества жизни и социального прогресса, т. е. приоритетности решения задач и осуществления меропри­ятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержания нормальных условий его существования;

• приемлемого риска, т. е. выявление и реализация доступ­ных мер, направленных на защиту человека в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;

• соизмеримости технической, энергетической и социальной составляющих экономической безопасности и безусловного при­оритета последней.

Сущность экономической и энергетической безопасности ре­ализуется в системе показателей (индикаторов). Оценка состо­яния экономики выполняется с позиции развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включа­ет набор индикаторов экономической безопасности, которые по­зволяют количественно оценить, сигнализировать о грозящей опасности и осуществить комплекс программно-целевых меро­приятий по стабилизации обстановки.

Сопоставление с индикаторами пороговых ситуаций позволя­ет получить сводную картину состояния с ранжированием по уровням кризиса и акцентировать внимание на оперативное воз­действие в случае потери регулируемости ситуации.

Методика позволяет:

• проводить экспресс-анализ региональных кризисных ситу­аций с ранжированием регионов по уровню угроз экономической безопасности;

• проводить анализ кризисных ситуаций в регионах по сфе­рам жизнедеятельности, в том числе по ТЭК;

• проводить углубленный анализ кризисных ситуаций в це­лях обоснования комплекса мер по локализации и нейтрализации очагов кризисных ситуаций в регионах.

Для количественной характеристики степени угроз эконо­мической и энергетической безопасности субъектов Федерации (диагностики безопасности) используются различные методы — скаляризации, дискриминантного анализа, теории нечетких от­ношений.

Предложенный в Комплексной методике инструментарий был апробирован применительно к областям и республикам Ураль­ского экономического района и показал свою результативность, что свидетельствует о возможности его рекомендации для всех субъектов Российской Федерации при проведении и определении Действенности региональной энергетической политики.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.