РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Роль и принципы внешнеэкономических связей России в области энергетики

Внешнеэкономическое сотрудничество в Энергетической стра­тегии России рассматривается как важный дополнительный фактор стабилизации положения в Т Э К страны и его дальней­шего эффективного развития |1|. Вместе с тем надо признать, что в реальности роль внешнеэкономического сотрудничества, а вернее экспорта российских энергоресурсов, оказалась для России в переходный период куда более важной, чем это пред­ставлялось еще три года назад. Достаточно сказать, что ТЭК стабильно обеспечивает в последние годы порядка 40...50% всех валютных поступлений страны, за счет которых не только под­держивается производственный потенциал в самом комплексе, но и содержится значительная часть бюджетных организаций, выплат пенсий и социальных пособий, осуществляется конвер­сия ВПК и общий ход экономических реформ в стране. О том, каковы масштабы и динамика этого явления дают некоторое представление следующие цифры (табл. 6.1).

Таблица 6.1

1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.

Доля экспорта энергоресурсов в их

Производстве, % 36,6 33,6 31,8 30,4 33,1 34,2 35,2 Доля энергоресурсов

В экспорте России, % 51 63 52 47 45 45 46 Объем экспорта энергоресурсов, млн

Т условного топлива 672 584 521 464 475 482 492

В том числе: в страны СНГ и Балтии, млнт

Условного топлива 353 341 275 192 169 142 126

Из этих данных хорошо видно, что экспорт энергоресурсов составляет около половины всего экспорта России[39] и что на внешние рынки направляется больше трети всех добытых и про­изведенных в стране энергоносителей. Тем самым Россия, как и прежде СССР, остается крупнейшим в мире экспортером энер­горесурсов.

Может ли долгосрочная энергетическая политика России ис­ходить из сохранения такой роли страны на международном рынке? Еще в Концепции энергетической политики России в но­вых экономических условиях (сентябрь 1992 г.) на этот вопрос был дан однозначный ответ: нет, не может |2|. В Энергетической стратегии России (октябрь 1995 г.) этот ответ подтверждается: "наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранение роли России исключительно как, крупнейшего в международном сообществе поставщика энерге­тического сырья" |1, с. 33|.

Вместе с тем необходимо столь же однозначно признать: в сложившихся условиях экспорт энергоресурсов едва ли не един­ственное действенное средство обеспечения страны валютно-фи - нансовыми ресурсами и его необходимо поддерживать на макси­мально возможном уровне как способ преобразования российской экономики. По прогнозам, мировые цены на нефть, а также це­ны на природный газ в Европе и в будущем будут держать­ся на достаточно высоком уровне, и энергоресурсы, пользуясь устойчивым спросом на внешних рынках, могут еще долгие го­ды оставаться главным источником валютных поступлений в Россию. Именно поэтому необходима государственная поддерж­ка наиболее приоритетным мероприятиям по сохранению и раз­витию экспортного потенциала ТЭ К. Именно поэтому стабиль­ность экспортных потоков должна оставаться одним из приори­тетных направлений всей государственной энергетической поли­тики.

Но внешнеэкономическое сотрудничество (или внешнеэконо­мические связи) не сводится только к экспорту или даже внеш­ней торговле в целом. Это понятие гораздо более емкое: сюда вхо­дят международная специализация и кооперирование производ­ства, инвестиционные потоки и доступ к капиталу, научно-тех - ническое сотрудничество и обмен (передача) технологий, меж­дународная стандартизация и т. д. В новых условиях получи­ли развитие и новые (для России) формы внешнеэкономических связей, произошел их не только количественный, но и качествен­ный рост (кредитное участие и прямые иностранные инвестиции в модернизацию и развитие производства, совместные предпри­ятия, совместная разработка природных ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции, подготовка и переподготовка персонала и др.).

Различными формами международных связей, внешнеэко­номического сотрудничества сейчас охвачены практически все крупные предприятия и компании ТЭК, все топливопроизводя - щие и энергодефицитные регионы страны.

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей, их эф­фективность для российских участников и Российской Федера­ции в целом во многом будет зависеть от тех принципов, на ко­торых базируются эти связи. Еще в 1990 г., анализируя пробле­мы развития экспорта энергоресурсов из СССР, автор отмечал, что обладая достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов, Советский Союз мог бы пойти на широкомасштаб­ное взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами на следующих основных принципах:

• взаимная выгода участвующих в сотрудничестве сторон;

• установление справедливых цен на энергоресурсы, в осо­бенности на природный газ, являющийся в настоящее время экологически наиболее чистым энергоносителем;

• участие зарубежных партнеров своими финансовыми и ма­териальными средствами в освоении советских месторожде­ний топливно-энергетических ресурсов и соответствующих транспортных систем со всей необходимой производственной и социально-бытовой инфраструктурой с использованием при этом новейших экологически приемлемых технологий, обору­дования и "ноу-хау";

• многообразие форм участия зарубежных партнеров в энер­гетических проектах на территории СССР, включая создание совместных предприятий и прямые инвестиции |4, 5|. Изменения, происшедшие со страной в последние годы, нало­жили свой отпечаток и на существо взаимоотношений России с

Зарубежными партнерами. В Энергетической стратегии России основными принципами таких взаимоотношений провозглаша­ются следующие |1, с. 31|:

• отношения со всеми зарубежными государствами, органи­зациями и фирмами необходимо строить, исходя из нацио­нальных интересов Российской Федерации на взаимовыгод­ных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой пра­во оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям;

• особый приоритет имеют отношения со странами СНГ;

• допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно-энергетическом комплексе России (иностранные кредиты, в том числе под залог месторождений топливно - энергетических ресурсов, создание совместных предприятий с расчетом за внесенный капитал частью добытых, произведен­ных и сэкономленных энергоносителей, сдача месторождений в концессию и иные формы) за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Фе­дерации;

• допускаются любые формы участия национального капи­тала в энергетике зарубежных стран в целях повышения эф­фективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей;

• в целях контроля со стороны государства за внешнеэконо­мической деятельностью субъектов Т Э К и процессами цено­образования на топливо и энергию на внутреннем рынке Пра­вительство Российской Федерации устанавливает экспортные пошлины на продукцию ТЭК.[40]

Как видим, значительных изменений в формулировке основ­ных принципов взаимоотношений СССР и России с зарубежны­ми государствами нет. Это может, на наш взгляд, свидетель­ствовать как о том, что эти принципы определены верно, так и о том, что социально-экономические преобразования в России, какой бы глубины они не были, не могут кардинально повлиять на приоритеты ее отношений с внешним миром в рамках той системы ценностей, которая принята человечеством к концу XX столетия.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.