РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Динамика территориального энергопотребления и развитие основных топливных баз России
Рационализация схемы потоков энергетических ресурсов на территории страны относится к числу важнейших задач региональной энергетической политики. От ее решения будет зависеть интенсивность связей энергодефицитных и энергоизбыточных районов, характер и направленность интеграционных процессов.
Направления и мощность потоков энергетических ресурсов определяются рядом факторов. К основным из них относятся:
Расположение основных групп потребителей топлива и энергии (крупных городских агломераций, промышленных узлов и комплексов) и динамика их развития в рассматриваемой перспективе;
Размещение крупнейших топливных баз; размещение важнейших электрогенерирующих мощностей, являющихся системообразующими при функционировании и развитии Единой электроэнергетической системы страны;
Локализация ведущих предприятий по переработке первичных энергетических ресурсов;
Состояние и развитие системы транспорта топлива и энергии (магистральные сети, трубопроводы и железные дороги);
Цены на топливо и энергию с учетом транспортных тарифов; направление, объемы и структура внешней торговли энергоносителями.
Основные сценарии развития производства и потребления топлива и энергии на период до 2010 г. рассмотрены в первой главе книги. На региональном уровне различия в этих сценариях прежде всего будут определяться темпами структурных преобразований экономики в основных энергопотребляющих регионах и объемами производства энергоресурсов по важнейшим топливным базам России.
В рассматриваемой перспективе ожидаются противоречивые тенденции в размещении энергопотребления по территории страны. В годы кризиса спад производства в европейских районах шел и идет существенно интенсивнее, чем в восточных районах. Это вызвано тем, что в первых сосредоточены, главным образом, обрабатывающие отрасли — машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, спад производства в которых в 2...3 раза и более идет интенсивнее, чем в отраслях ТЭК и других базовых отраслях промышленности. Напротив, в восточных районах интенсивность падения производства намного меньше, главным образом, за счет сохранения значительных объемов экспорта сырья и продукции первых переделов. В результате доля восточных регионов в общем энергопотреблении России повысилась за последние годы почти на 1% и продолжает расти. Как долго сохранятся эти тенденции? В первую очередь, это будет зависеть от действенности всей экономической политики государства.
Анализ социально-экономического положения России и ее регионов, сложивжвшихся тенденций развития экономических реформ свидетельствует, что имеется мало оснований ожидать в ближайшие годы существенных изменений в экономике.
Еще в начале 1995 г. автор писал, что естественным результатом сохранения той экономической политики, которая существовала в 199 3-1994 гг., будет дальнейшее разрушение производственного аппарата отечественной обрабатывающей промышленности; появление значительного числа депрессивных, бесперспективных районов с застойной безработицей; сокращение общей численности занятых за 1995-1997 гг. не менее чем на 7 млн чел. и рост социальной напряженности в обществе. В этих условиях сектор платежеспособного спроса на топливо и энергию будет постоянно сжиматься, пока не достигнет своего критического уровня |3, с. 2871.
Практика пооследних двух лет, к сожалению, в значительной мере подтвердила этот прогноз. Более того, и сейчас есть все основания считатать, что при сохранении существующих тенденций развитие событий уже в среднесрочной перспективе может пойти по совершенно неприемлемому сценарию. В частности, если в среднесрочной перспективе не будут задействованы эффективные механизмы по решению уже существующих, а также предотвращению нежелательного развития новых проблем, то весьма верояттно, что будут "работать" только действующие экономические механизмы. В этом крайне нежелательном для страны случае, события будут разворачиваться по так называемому "сценарию 2", которой был разработан Минтопэнерго России в конце 1996 г. — январе 1997 г. в рамках обсуждения подготовленных Минэкономики России проектов прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000-2005 гг. и концепций социально-экономического развития страны на период до 2005 г.[16] По существу этот сценарий мог бы быть назван "инерционным", так как в нем заложено сохранение и развитие уже существующих тенденций.
Продолжение существующих тенденций приведет, по мнению Минтопэнерго России, к снижению производства энергетических ресурсов к 2000 г. с темпом 3,4% в год и достигнет уровня 1214 млн т условного топлива, т. е. на 13% ниже уровня 1996 г. Причинами такого спада будут износ оборудования, отсутствие инвестиций, неплатежи за поставленную продукцию. По "сценарию 2" к 2000 г. оно упадет на 22% по сравнению с 1996 г., что соответствует среднему ежегодному темпу падения потребления 5,9% в год. Особенно сильный спад произойдет в производстве нефти и газового конденсата — 25% по сравнению с производством 1996 г., а также угля — 18%. Сокращение производства энергоресурсов в соответствии со "сценарием 2" Минтопэнерго России резко ухудшит энергоснабжение потребителей, уменьшит налогооблагаемую базу как в самом энергетическом комплексе, так и в других секторах экономики, сократит число рабочих мест, усилит социальную и политическую напряженность в стране. Появятся новые депрессивные регионы: Среднее При - обье, Кузбасс, Воркута |4, с. 36|.
При сохранении существующих тенденций к 2005 г. положение будет быстро ухудшаться, в частности, производство первичных энергетических ресурсов к 2005 г. по сравнению с 2000 г. упадет в "сценарии 2" Минтопэнерго России на 10% и составит 78% от уровня 1996 г. На 30% по сравнению с 2000 г. снизится внутреннее потребление энергетических ресурсов, на 18% — производство нефти и газового конденсата, на 11% — производство электроэнергии.
Для того, чтобы не допустить такого развития событий необходимо:
• безусловно выполнить задачи среднесрочной программы Правительства России на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост";
• преодолеть в среднесрочной перспективе массовые неплатежи;
• провести до 2000 г. коренную реструктуризацию налоговой системы;
• ввести в действие пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции";
• снизить сумму налогов на товаропроизводителей и снизить государственные расходы при постепенном переносе налоговой нагрузки на доходы населения и имущество с обеспечением роста заработной платы и производительности труда;
• кардинально улучшить инвестиционный климат путем снижения политического риска, совершенствования кредитно-финансовой, ценовой и таможенной политики, нормативно-право - вого обеспечения |4, с. 37|.
Следует также отметить, что за 1990-1996 гг. структурно - технологические параметры экономики России изменились несущественно. В частности, структура потребления топливно- энергетических ресурсов осталась практически прежней. Мало изменились и способы удовлетворения потребностей в энергоносителях таких сфер, как оборона, система здравоохранения и образования, коммунально-бытовой сектор. Напротив, хозяйственный механизм, действовавший до осени 1991 г., претерпел кардинальные изменения, прежде всего в области бюджетно-кре - дитной и денежной политики, которые, в свою очередь, повлекли за собой резкую смену тенденций в динамике цен.
Без приведения в соответствие с требованиями рыночной экономики сферы потребления энергоресурсов и сферы их производства невозможно добиться и устойчивой работы предприятий топливно-энергетического комплекса.
На решение этих проблем и направлена, в конечном счете, Энергетическая стратегия России |5| и ее региональная энергическая политика.
В Энергетической стратегии, как было отмечено выше, рассмотрены три сценария развития социально-экономической ситуации в стране — оптимистический, вероятный и пессимистический. Пессимистический как раз и имитирует продолжение экономического спада и стагнации практически до 2000 г., но именно этот сценарий представляет для нас наименьший интерес. В самом деле, если все будет разваливаться, то тогда окажутся никому не нужными ни энергетическая стратегия, ни региональная энергетическая политика.
Поэтому далее будут рассмотрены региональные аспекты потребления и производства топлива и энергии, исходя из вероятного сценария Стратегии.
Соответственно, по мере оживления и подъема производства (а Стратегия исходила из того, что этот процесс может и должен начаться уже во второй половине 90-х гг.) станет действовать тенденция опережающего роста энергопотребления в европейских районах, обрабатывающая промышленность которых будет быстрее восстанавливать свой экономический потенциал. В результате в связи с конверсией оборонных отраслей и общим оживлением промышленности можно ожидать увеличения в суммарном энергопотреблении доли западных и центральных районов России (табл. 4.2, рис. 4.1)[17]. Произойдут изменения и между энергодефицитными и энергоизбыточными регионами: доля районов наиболее дорогого топлива Северного Кавказа и Дальнего Востока несколько уменьшится, а районов Сибири возрастет.
Сохранится также значительная дифференциация регионов России по удельному потреблению первичных энергоресурсов и электроэнергии, обусловленная различием климатических условий и, главное, размещением и структурой производства. Процесс совершенствования производственной структуры народного хозяйства в рассматриваемой перспективе уже обозначился, но еще не может внести существенный вклад в выравнивание душевых показателей энергопотребления по районам страны.
Различия регионов по размерам и структуре энергопотребления не идут в сравнение с их дифференциацией по возможностям производства энергоресурсов. Безусловным лидером в этом отношении является Сибирь. Именно здесь и в перспективе сохранится тенденция концентрации добычи топлива на крупнейших топливных базах (Западно-Сибирской нефтегазовой, Кузнецкой и Канско-Ачинской угольных). По оценке, на долю Западной Сибири к 2000 г. будет приходиться свыше 65% добычи нефти и около 90% газа, а Кузбасс и КАТЭК будут обеспечивать более половины добычи угля в России. С учетом того факта, что для любого этапа рассматриваемого периода потребность европейских районов в топливе и энергии будет составлять не менее 2/3 общероссийской, становится очевидным неизбежность сохранения мощных потоков топлива в направлении Восток - Запад.
В значительной степени обусловливает весь процесс социально - экономического развития Российской Федерации: и через поставки нефти и газа, и через формирование федерального и региональных бюджетов, и через валютные поступления от экспорта.
Однако сейчас этот комплекс находится в глубоком кризисе, который начал развиваться с конца 80-х гг. Под влиянием накопления негативных факторов он привел к значительному спаду производства во всех подотраслях комплекса, особенно в добыче нефти (за 1988-1995 гг. — вдвое). Вместе с тем имеющаяся ресурсная база отрасли и прогнозные запасы позволяют рассчитывать на восстановление устойчивой ситуации в нефтедобыче — только в Тюменской области концентрируется более 70% промышленных запасов нефти России.
Правда, качество ресурсной базы ухудшается. Крупнейшие месторождения, на которых приходилось более 75% нефти района, вступили в стадию падающей добычи. В осуществляемом приросте запасов доля высокопродуктивных запасов снизилась за 10 лет с 71 до 49%, средняя величина вводимых в разработку месторождений уменьшилась со 112 до 9 млн т (в 12,4 раза), доля трудноизвлекаемых запасов возросла до 58%. Ухудшение качества ресурсной базы приводит к снижению продуктивности действующих и новых скважин с 19,2 т/сут в 1990 г. до 10...11т/сут в 1995 г. |3|.
Наряду с действием объективных факторов (ухудшение ресурсной базы нефтяной отрасли, усложнение природно-климати - ческих и природно-геологических условий) ситуация осложняется действием субъективных факторов. Это, прежде всего, длительное функционирование нефтегазового комплекса в режиме растущего дефицита капитальных вложений и при нарушенных связях в материально-техническом обеспечении. Кроме того, высок физический износ фондов: в нефтяной отрасли он достиг 50%, в добыче газа — 37%. В то же время объем капиталовложений за счет всех источников финансирования в 1996 г. в Тюменской обл. составил по нефтяной отрасли всего 38%, по газовой — 15% от уровня 1990 г. В результате даже в газовой отрасли ЗСНГК, которая до последнего времени не только компенсировала падение добычи в старых газодобывающих районах, но и обеспечивала прирост добычи в стране, произошло снижение добычи с 575,8 млрд м' в 1992 г. до 526,9 млрд м' в 1996 г.
Недостаток средств в ЗСНГК углубляется колоссальной суммой неплатежей. Недопоставки материалов, оборудования и финансовых средств приводят к увеличению простаивающего фонда скважин. В бездействии на 01.01.96 г. находилось 31,7% скважин эксплуатационного нефтяного фонда, в том числе на отдельных месторождениях — 50%. Из-за сверхнормативно простаивающих скважин в последнее время ежегодно недополучается более 10 млн т нефти.
Наряду со снижением объемов добычи в ЗС Н Г К происходит увеличение потерь углеводородов вследствие хронического отставания строительства систем сбора, транспорта, утилизации и переработки попутного нефтяного и природного газа. Несмотря на уникальный состав ресурсов газа (1/3 запасов имеет высокое содержание этана, пропана, конденсата), переработка углеводородов находится на низком уровне. Имея надежную базу для развития нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности, ЗСН Г К в настоящее время ориентирован на вывоз нефти и газа за его пределы, что в значительной мере подрывает бюджетную базу региона. Перерабатывается всего лишь около 3% добываемой нефти и конденсата и 16,9 млрд м' (62%) кондиционного для переработки попутного нефтяного газа. В то же время потребность в продуктах переработки удовлетворяется путем завоза из других, в том числе отдаленных, районов России.
Имеющиеся запасы нефти и газа позволяют сохранить высокие уровни добычи для надежного обеспечения внутренних потребностей народного хозяйства и экспорта. Однако действие в отраслях 3 С Н Г К и экономике России долговременных негативных тенденций затрудняет выход нефтяной и газовой промышленности из кризиса.
Уровни добычи нефти будут зависеть прежде всего от экономической ситуации в стране в целом и, в частности, от обеспечения отрасли необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. В начале 1995 г. автор писал, что сохранение объемов эксплуатационного бурения на современном низком уровне (12 млн м), дефицит в финансовых ресурсах и материально-техническом обеспечении обусловливает базирование добычи на разрабатываемых месторождениях, что может привести к снижению уровня добычи нефти уже в ближайшие годы до 180... 186 млн т, т. е. до минимально необходимого для России уровня |3, с. 290|. Фактически в 1995 г. объем эксплуатационного бурения в регионе составил 10,2 млн м, в 1996 г. — 7,2 млн м. Добыча нефти в 1996 г. составила 187 млн т.
Существенно замедлить темпы падения добычи возможно при увеличении на 20...30% объемов эксплуатационного бурения, сокращении фонда простаивающих скважин, интенсификации разработки промышленных запасов, ввода в разработку открытых месторождений. Но для этого прежде всего нужны финансовые ресурсы, должен быть создан в стране благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий привлечение в нефтяную промышленность Сибири как национальных, так и зарубежных средств. Но даже при выполнении этих условий объем добычи нефти и газового конденсата в ЗС Н Г К в 1998 г. может составить 180...200 млн т, в 2000 г. — 170...195 млн т, т. е. доля района в общероссийской добыче будет снижаться.
В дальнейшей перспективе сравнительно высокий уровень геологической изученности района не позволяет рассчитывать на открытие здесь крупных нефтяных месторождений и улучшение качества ресурсной базы, хотя по-прежнему на Западную Сибирь будет приходиться основной прирост запасов нефти (рис. 4.2). Добыча будет базироваться на значительном числе мелких и средних нефтяных, а также комплексных газонефтяных месторождениях Севера, уже открытые запасы которых позволяют дополнительно добывать 14... 18 млн т нефти в год. Ввод в разработку нефтяных оторочек Ен-Яхинского, Заполярного, Песцового, Ново-Портовского и других месторождений позволит довести суммарную добычу нефти (с газовым конденсатом) по ЗСНГК в 2005 г. до 215 млн т, а к 2010 г. - до 220 млн т.
Разведанные текущие запасы газа в ЗСНГК (37,1 трлн м') и перспективные и прогнозные ресурсы (42,6 трлн м') позволяют оценивать район как главную и безальтернативную базу развития газовой промышленности России (рис. 4.3). Ожидается, что объем добычи газа составит здесь в 2000 г. 600...625 млрд м' (около 90% общероссийской добычи). Такие уровни добычи газа дадут возможность не только обеспечить газоснабжение Европейской зоны страны и решить проблему надежности функционирования Единой газоснабжающей системы России, но и выделить дополнительные объемы газа для экспорта.
Основным газодобывающим районом на весь период до 2010 г. остается Надым-Пур-Тазовский. В соответствии с концепцией "очагового" развития газовой промышленности, на первом этапе здесь были введены в разработку сеноманские залежи (содержащие, практически, метан) Медвежьего (1972 г.), Вынгапуров - ского (1979 г.), Уренгойского (1977 г.), Ямбургского (1986 г.) месторождений. В 1991-1995 гг. начата разработка Юбилейного и Комсомольского месторождений. К настоящему времени
Доля Сибири в приросте запасов нефти Ввввшюввнввяв
1991-1995 |
73,7% |
1996-2000 |
74,4% |
2001-2005 |
72,7% |
68,4% |
Западная Снбирь Ц Восточная Сибирь, Прочие
Рис. 4.2
Доля Сибири в приросте запасов газа
1991-1995 |
1996-2000 |
2006-2010 |
2001-2005
5,7% 49,1% 45,4% |
4,8% 52,8% |
5,1% |
54,5°/ |
6,6% |
Ц§ Западная Сибирь | ! Восточная Сибирь : Прочие
Рис. 4.3
Вынгапуровское и Медвежье месторождения вступили в период падающей добычи (выработанность запасов здесь составляет, соответственно, 64% и 60%). Велика выработанность запасов и на Уренгойском месторождении (около 40%). Тем не менее, Уренгойское и Ямбургское месторождения останутся базовыми в Надым-Пур-Тазовском районе еще более 10 лет, хотя добыча газа на Уренгойском уже начинает снижаться, а на Ямбургском этот процесс ожидается после 2004 г. |6, с,1811. Для компенсации добычи уже в 1997-1998 гг. намечается ввести в разработку Ямсовейское и Харвутинское месторождения с суммарной годовой добычей 40...45 млрд м'. С 1998 г. планируется начать добычу газа на уникальном Заполярном месторождении с выходом к 2000 г. на уровень 75...80 млрд м' и последующим наращиванием добычи до 100 млрд м С их вводом добыча газа по району приблизится в 2000г. к оптимальным значениям (около 600 млрд м' в год). К 2005 г. добыча газа здесь может составить 640...670 млрд м', но для этого потребуется (с учетом компенсации падения отборов у действующих месторождений) ввести в эксплуатацию порядка 320...340 млрд м' новых мощностей |6, с. 181].
Представляется целесообразным приступить с 2000 г. к подготовке нового газодобывающего района — Ямальского, где необходимо, кроме объектов добычи и транспорта газа, создать систему производственной и социальной инфраструктуры, комплекс природоохранных объектов. Кроме того, при подготовке освоения Ямала необходимо согласование и последовательная реализация интересов как отрасли, так и коренного населения территории.
Развитие газодобычи на п-ве Ямал будет определять темпы и масштабы развития всей отрасли за пределами 2000 г. Исходя из ресурсной базы (на 25 месторождениях уже разведано 10,2 трлн м' газа), уровень добычи на Ямале может быть доведен до 150...180, а по некоторым оценкам и до 180...200 млрд м' в год. К промышленному освоению здесь уже сейчас подготовлено четыре уникальных месторождения — Бованенковское, Хараса - вейское, Крузенштерновское и Новопортовское. Сроки освоения этих месторождений в первую очередь будут определяться спросом на газ, в частности на рынках Западной и Восточной Сиби-
Крупным резервом развития сырьевой базы Западной Сибири по газу являются перспективные площади шельфовой зоны Кар-
Ского моря. Буровые и геофизические работы находятся здесь только в начальной стадии, но уже сейчас на первых открытых месторождениях (Русановское, Ленинградское, морские части Харасавейского и Антипаютинского) ожидаются запасы газа порядка 10... 12 трлн м Вместе с тем их разведка и разработка представляет собой проблему исключительной технической сложности, опыта решения которой в России еще нет |7|.
В зависимости от экономической ситуации в России и принятой стратегии освоения газовых ресурсов п-ва Ямала уровень добычи газа в ЗСНГК к 2005 г. может увеличиться до 650...690 млрд м', а к 2010 г. — до 700...715 млрд м' , т. е. район по-прежнему будет стабильно обеспечивать около 90% общероссийской добычи газа*.
При определении направления и сроков освоения газовых ресурсов ЗСНГК Ямал следует рассматривать как новую крупнейшую экспортную базу России, поскольку основные потоки газа их этого региона намечается подавать в первую очередь зарубежным потребителям. В расчете на них начато сооружение уникальной газотранспортной системы Я мал-Европа.
В целом, перспективы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса показаны на рис. 4.4.
Кузнецкий угольный бассейн является крупнейшей угольной базой России, объемы производства в котором до 1988 г. постоянно увеличивались и достигли 159,2 млн т. Начиная с 1989 г., добыча угля в бассейне сокращается (за 1989- 1996 гг. на 66% ). Изменяется и структура добычи угля — за 1991-1996 гг. доля угля, добываемого открытым способом, снизилась с 50,7 до 46,2% |8, с. 492|.
Значительное влияние на снижение добычи угля оказали изменения в системе финансирования и ценообразования, а также нарушение хозяйственных связей и возникшие сложности с материально-техническим обеспечением разрезов. Тем не менее Кузбасс остается основным угледобывающим регионом России, доля которого в общероссийской добыче составляет более 35%.
Кузнецкий бассейн обладает хорошо изученной и подготовленной ресурсной базой: разведанные балансовые запасы угля составляют по категории А+В + С, 60 млрд т (38,2 млрд т коксующихся) . Из них минерально-сырьевая база действующих и строящихся предприятий составляет 23%.
Развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса
Н нефть, млн т ш г«. млрд нЗ Ш Суммарно, млн т н. э.
Q То же, макс, вариант То же, макс, вариант Щ То же, махе. вариант
Риг 11
Перспективы развития Кузнецкого угольного бассейна во многом будут определяться общей экономической ситуацией в стране и прежде всего такими факторами, как наличие платежеспособного спроса со стороны основных потребителей угля, его конкурентоспособностью по сравнению с другими видами топлива, уровнем государственной инвестиционной поддержки. Большое влияние на уровень конкурентоспособности кузнецких углей окажут результаты реструктуризации производственного потенциала бассейна, проводимой компанией "Росуголь" и ее угледобывающими предприятиями. С учетом проводимой в настоящее время переоценки сырьевой базы угольной промышленности, первостепенное внимание при реструктуризации уделяется так называемым высокотехнологическим запасам[18], к которым в Кузбассе относится порядка 4,1 млрд т |9|. Напротив, запасы с наиболее неблагоприятными условиями разработки намечено исключать из баланса целого ряда шахт, с закрытием отдельных из них.
Выбытие мощностей на предприятиях угледобычи по Кузбассу оценивается за период 1994-1995 гг. в 12,1 млн т с увеличением к 2000 г. еще на 4,1 млн т, а к 2005 г. — на 1,25 млн т. При общем выбытии 17,5 млн т мощностей компенсационные вводы за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий угледобычи могут составить за 1996-2000 гг. всего 6,2 млн т. Основными объектами реконструкции и технического перевооружения будут шахты концернов "Северокузбассуголь" и "Кузнецкуголь", АО "Беловоуголь", разрез Калтайский концерна "Кузбассразрезуголь", шахтоуправление Кольчугинское ассоциации "Ленинскуголь". В этом случае добыча угля в Кузбассе может быть стабилизирована к 2000-2003 гг. на уровне 105 млн т (после ее снижения в 1995 г. до 95 млн т).
Поэтапный ввод новых и расширяемых объектов угледобычи, закладка которых осуществлена до 01.01.92 г., позволит увеличить производственную мощность предприятий к 2005 г. на 8,4 млн т и довести добычу кузнецких углей до 110 млн т. Окончательный ввод в эксплуатацию новых шахт и разрезов с приростом 16,7 млн т мощности и полным ее освоением позволит увеличить к 2010 г. добычу кузнецких углей до 120 млн т. Зна чительный прирост мощностей определяется вводом в эксплуатацию разрезов "Таллинский" и "Бачатский" (прирост мощности 11 млн т), разреза "Колывановский" (прирост мощности 1,5 млн т), разреза "Талдинский-Северный" (прирост 0,5 млн т).
Неплохие перспективы имеет развитие Ерунаковского угольного района (Восточный Кузбасс), для которого разработана специальная инвестиционная программа. Первый этап программы предусматривает создание объектов социальной инфраструктуры и продолжение строительства ряда шахт Ерунаковского района. Ввод в действие объектов общерайонного значения и добычных предприятий предполагается завершить к 2005 г., после чего здесь планируется добывать В...9 млн т угля ежегодно.
Следует особо подчеркнуть, что строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей имеют в Кузбассе и огромное социальное значение, поскольку позволят обеспечить работой те десятки тысяч шахтеров, которые работают на предприятиях, подлежащих санации или закрытию (в первую очередь — в Прокопьевске-Киселевском районе).
Подобное развитие Кузнецкого бассейна во многом будет связано с наличием платежеспособного спроса на его продукцию. Как известно, в последние годы этот спрос снизился, в том числе и в связи с резко возросшими транспортными тарифами на перевозку угля. Соответственно, объемы вывоза кузнецкого угля в регионы России за период 1990-1994 гг. сократились с 76 до 39 млн т. При этом сужаются границы распространения углей Кузбасса (до 1990 г. кузнецкий уголь вывозился практически во все экономические районы России и на экспорт через восточную и западную границу страны).
В то же время невозможность удовлетворения потребности Европейской зоны России в топливе за счет углей собственной добычи, сложившиеся жесткие технологические связи Кузнецкого бассейна с объектами электро - и теплоэнергетики, металлургии потребуют и в перспективе завоза сюда кузнецких углей. В современных условиях перехода к рыночным условиям, когда госрегулирование железнодорожных тарифов осуществляется крайне неэффективно, кузнецкие угли, по расчетам "Ро- сугля", конкурентоспособны в основном у потребителей, расположенных от угледобывающих предприятий на расстоянии до 2800...3050 км (угли, поставляемые АО "Беловоуголь" и концерном "Кузбассразрезуголь" до 3200 км). При нормализации транспортных тарифов, с учетом высокого качества кузнецких углей, они могут быть конкурентоспособными в Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Восточно-Сибирском районах и в Хабаровском крае Дальневосточного района |8|.
Оценки стоимости кузнецких углей, выполненные в ИНЭИ РАН в рамках разработки Энергетической стратегии России (в расчете на I т условного топлива по итогам 1994 г.) в областях Поволжского и Волго-Вятского районов и Урала позволяют сделать вывод о их достаточной конкурентоспособности здесь с другими видами твердого топлива. Подобное положение, по всей вероятности, сохранится и на весь период до 2010 г. Следует также учесть, что хорошие экономические предпосылки имеются и для постепенного замещения высокозольных экибастузских углей на Урале более экологичными и высококалорийными кузнецкими углями в объеме до 20 млн т в год |8|.
Значительный ресурсный потенциал (балансовые запасы углей категорий А+В + С, на 01.01.94 г. 80,2 млрд т, категорий С2 — 38,8 млрд т), благоприятные горно-геологические условия залегания угольных пластов (максимальная глубина разработки — 53... 105 м, суммарная рабочая мощность разрабатываемых пластов — 35...43 м, мощность покрывающих пород — 20...50 м), созданные добычные мощности угольных разрезов (производственная мощность разрезов "Назаровский", "Березовский" и "Бородинский" на 01.01.93 г. составила 63,7 млн т) позволяют отнести Канско-Ачинский бассейн ко второй по значимости (после Кузнецкого) угольной базе России (рис. 4.5).
Поступательное развитие бассейна связано с восьмидесятыми годами, когда дешевый уголь вывозился отсюда практически до западных границ СССР. На базе бассейна началось формирование Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК) в составе угольных разрезов, мощных тепловых электростанций и необходимых для их функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры. Добыча угля в КАТЭК возрастала вплоть до 1991 г., когда она составила 54,7 млн т.
Рост цен на уголь и особенно транспортных тарифов на его перевозку повлек за собой снижение добычи угля в КАТЭК до 49,8 млн т в 1992 г. и 30,6 млн т — в 1995 г. (1996 г. — 37,2 млн т).
В настоящее время, при переходе на свободные цены в угольной промышленности, цена канско-ачинских углей является самой низкой в России (33% средней российской для предприятий, добывающих энергетические угли). Этот фактор является основной предпосылкой для перспективного развития бассейна.
Однако происходящий в народном хозяйстве России общий спад в потреблении электроэнергии, резкий рост транспортных тарифов (для потребителей Европейской зоны России транспортная составляющая в 10 раз превышает цену добычи угля КАТЭК) резко сужают экономически целесообразные границы распространения канско-ачинских углей и практически останавливают их вывоз за пределы Сибири.
Основными потребителями канско-ачинских углей сейчас являются Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Бальне - восточный районы (более 90% общих поставок этих углей). Однако в отдельные периоды 1994-1995 гг. канско-ачинские угли поставлялись более чем в 30 различных административных областей и регионов России, в том числе и в ее европейскую часть. Расчеты показывают, что зоны их конкурентоспособности охватывают потребителей в основном Красноярского и Алтайского краев, Омской, Иркутской и Челябинской областей. В перспективе именно эти регионы должны остаться основными потребителями канско-ачинских углей, и их поставки должны быть увязаны с емкостью этих рынков |8|.
Возможными вариантами расширения емкости собственно сибирских рынков канско-ачинских углей являются:
Увеличение поставок в Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Омскую обл. Западной Сибири с вытеснением кузнецких углей на Урал и в европейскую часть России;
Создание на территории края энерго-технологических комплексов по глубокой переработке и использованию углей.
Значительны резервы повышения конкурентоспособности канско-ачинских углей в коммунально-бытовом сегменте угольного рынка. Реальные потребители в коммунально-бытовой сфере расположены в ближайших от КАТЭК регионах — областях Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов и некоторых других, где имеется дефицит крупно-средних классов углей (Центральный, Уральский и Дальневосточный экономические районы). Причем, наиболее конкурентоспособны здесь не рядовые канско-ачинские угли, а продукты их переработки (брикеты, автоклавный уголь, термобрикеты, гранулы и т. п.). Результаты расчетов убедительно свидетельствуют о целесообразности форсированного создания производств по облагораживанию кан - ско-ачинских углей. Это основной фактор повышения их конкурентоспособности и увеличения рыночного спроса на продукцию КАТЭК |8, с. 130-1311.
Исходя из уникальности бассейна и его огромного потенциала было разработано несколько концептуальных вариантов развития КАТЭК. Первоначально намечалось создание в регионе мощного узла тепловых электростанций единичной мощностью по 6 млн кВт-ч каждая. Однако этот вариант не выдержал экологической экспертизы.
Другой вариант предусматривал создание на базе канско - ачинских углей ряда выносных электростанций и строительство на территории Красноярского края всего лишь одной крупной ГРЭС и ряда ТЭЦ. Однако этот вариант превращает край в энергетический придаток других регионов России и характеризуется меньшей эффективностью капиталовложений и суженной налоговой базой для формирования регионального бюджета.
В настоящее время из-за общего экономического кризиса в стране не реализуется ни один из имеющихся вариантов развития КАТЭК. Более того, как отмечалось выше, из-за высоких транспортных тарифов быстро падает добыча угля на уже созданных мощностях. Развитие угледобычи на разрезах КАТЭК будет зависеть от масштабов развития новых ГРЭС как в самом КАТЭК, так и объемов использования канско-ачинских углей за пределами Красноярского края.
Состояние ресурсной базы, наличие производственных фондов и их заделов позволяют рассматривать два технически возможных варианта развития угледобычи в КАТЭК. Первый (минимальный) вариант предполагает топливоснабжение ГРЭС-1 КАТЭК и вывоз углей в смежные районы Восточной и Западной Сибири (Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская и Омская обл.) при снижении уровня государственной поддержки предприятий угледобычи. По этому варианту добыча угля на разрезах КАТЭК к 2000 г. может составить 37...40 млн т с увеличением к 2005 г. до 43...53 млн т за счет расширения разреза "Назаровский" и строительства первой очереди разреза "Березовский". Освоение ими проектной мощности (разрез "Назаровский" — 14 млн т/год, разрез "Березовский" 1-й очереди — 25 млн т/год) и проведение технического перевооружения разреза "Бородинский" позволит увеличить добычу угля к 2010 г. до 80 млн т.
Дальнейшее развитие угледобычи Канско-Ачинского бассейна возможно за счет освоения новых разрезов: Березов - ского-2 (проектной мощностью 45 млн т/год), Абанского-1 (35 млн т/год), Каменогорского (5 млн т/год), Переяславского (23 млн т/год) и Итатского-1 (50 млн т/год). Эти разрезы являются наиболее подготовленными к освоению. Таким образом, при освоении до проектных уровней перспективных разрезов и завершении строительства и реконструкции действующих объектов объем добычи канско-ачинских углей мог бы быть доведен до 265 млн т/год (максимальный вариант).
Однако эти объемы можно рассматривать лишь как принципиально реализуемые; они требует серьезных технических, экономических и экологических проработок. В ближайшую же перспективу (1997-2000 гг.) уровни добычи канско-ачинских углей будут определяться сложившейся структурой существующих потребителей этого угля и экономическими условиями его поставок.
Энергетическая стратегия России не определяет конкретные уровни добычи и использования канско-ачинских углей в тот или иной период времени. Эти показатели будут определяться всем ходом экономического развития России, достижениями научно-технического прогресса, возможностями развития других отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе и нетрадиционных источников энергии.
Энергетическая стратегия исходит из того, что полномасштабная реализации проекта " К А Т Э К " — задача следующего столетия. Для ее осуществления, кроме наличия соответствующих потребностей в топливе и энергии и необходимых инвестиционных ресурсов, требуется решение в ближайшие 10... 15 лет ряда принципиальных научно-технических проблем. В первую очередь научно-техническая политика по проекту "КАТЭК" должна обеспечить:
В теплоэнергетике — создание экологически чистой угольной энергетики на базе новых типов парогенераторов ТЭС и котельных (котлов с циркулирующим кипящим слоем, с внутрицикло - вой газификацией топлива и т. п.), современного оборудования ТЭЦ и ГРЭС по очистке дымовых газов от пыли, окислов серы и азота, автоматизированных водогрейных и паровых котлов ТЭЦ и крупных котельных на твердом топливе с эффективной газоочисткой, технологий сбора, хранения и использования зо - лошлаковых отходов;
В использовании и переработке углей — создание современных технологий по газификации местных углей с последующим сжиганием газа в котлах тепловых электростанций и котельных; разработка и внедрение эффективных технологий получения из канско-ачинских углей облагороженных твердых топлив (термоугля, полукокса, брикетов), что будет иметь и большое социальное значение, поскольку брикеты найдут широкое применение и у бытовых потребителей, и в многочисленных мелких котельных; создание эффективных технологий по переработке угля в синтетическое жидкое топливо;
В транспорте топливно-энергетических ресурсов — определение рациональных пропорций электронного и железнодорожного энергопотоков в западном и восточном направлениях; разработка технических средств, обеспечивающих эффективный транспорт электроэнергии на сверхдальнее расстояние по линиям электропередачи сверхвысокого напряжения; создание высоконадежных и эффективных способов получения и сжигания во - доугольной суспензии на базе канско-ачинских углей и гидро - углепроводного их транспорта в виде суспензии на дальние расстояния;
В электросетевом строительстве — разработка и внедрение новых эффективных электропередач повышенной мощности и надежности, средств управления потоками мощности, в первую очередь — фазоповоротных трансформаторов и устройств, регулируемых компенсирующих устройств на разные напряжения И др.
Решение этих проблем позволит улучшить структуру и повысить "экологичность" топливо - и энергоснабжения потребителей, повысить надежность и стабильность энергообеспечения, снизить транспортную составляющую в стоимости топлива и энергии КАТЭКдля потребителей, а также получить дополнительные ресурсы сырья для производства различных химических продуктов. Тем самым будет обеспечена рентабельность и самофинансирование проекта "КАТЭК", его совместимость с окружающей средой.
Реализация этой научно-технической политики в значительной мере будет опираться на научный и промышленный потенциал Сибири, создаст значительный внутренний рынок как для сибирских, так и российских предприятий в целом, обеспечит отечественной науке и технике лидирующие позиции по целому ряду направлений в энергетике.