РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Центральная Россия
Центральный регион (Центр России) объединяет области двух экономических районов: Центрального (Московскую, Тульскую, Калужскую, Смоленскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Брянскую, Костромскую, Орловскую и Рязанскую) и Центрально-Черноземного (Липецкую, Тамбовскую, Воронежскую, Белгородскую и Курскую).
Территория Центра России составляет 650,7 тыс. км2, население 37763 тыс. чел., в том числе городское — 29628 тыс. чел. С распадом СССР регион приобрел статус пограничного (протяженность границы с Белоруссией и Украиной свыше 1200 км), что резко повлияло на его геополитический характер. Природ - но-климатические условия благоприятны для развития всех отраслей экономики, особенно в его южной части.
Центр — самый развитый в экономическом и научном отношении регион России с высокоразвитой инфраструктурой. Экономика Центра обладает огромным научно-техническим потенциалом и специализируется на производстве продукции машиностроения, химии и нефтехимии, цветной и черной металлургии, строительных материалов, легкой промышленности и аграрно - промышленного комплекса, В регионе сосредоточены крупнейшие предприятия наиболее наукоемких отраслей ВПК.
Будучи крупным производителем высококачественной продукции, Центр активно участвует не только в межрайонном, но и в международном разделении труда. За свои пределы регион отправляет 4/5 продукции машиностроения, 1/2 химической и 3/4 текстильной промышленности.
В Центральном регионе нет и не было значительных по запасам и экономическому значению полезных ископаемых, которые могли бы определить направления развития его экономики, за исключением месторождений железной руды Курской магнитной аномалии (К М А). Беден регион и топливно-энергетическими ресурсами. Бурые угли Подмосковного бассейна расположены в пределах Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской областей. Угли — низкокалорийные, высокозольные, влажные, сернистые, выдерживают перевозку не далее 200...300 км. Общие балансовые ресурсы углей оцениваются в 4,3 млрд т, прогнозные запасы — 2,3 млрд т. Кроме того, эти запасы в основном относятся к категории неблагоприятных |8, с. 228- 2291. Срок эксплуатации угольных шахт невелик, многие уже закрыты, процесс санации угольных шахт ведется постоянно. В северной части региона есть запасы торфа.
В регионе сосредоточены основные научные и финансовые центры страны. В целом Центральная Россия ориентируется на ускоренное проведение реформ в промышленности и сельском хозяйстве, разгосударствление, создание совместных предприятий и привлечение иностранных инвестиций, существенную структурную перестройку при преимущественном росте социально- ориентированных отраслей экономики. В сельском хозяйстве по оценкам специалистов будет преобладать сочетание крупных коллективных и фермерских хозяйств.
В ближайшей перспективе кризис тяжело отразится на экономическом положении региона, однако после 1997 г. темпы его развития обещают быть достаточно высокими по сравнению с другими регионами России. В более отдаленной перспективе (после 2000 г.) Центр имеет возможности опережающего (по сравнению со страной в целом) развития по всем основным параметрам.
Особенности топливо - и энергоснабжения. Экономика Центральной России базируется на привозном топливе. Местное топливо (бурый уголь, торф, дрова) составляет всего 6...8% потребностей региона. Наиболее развитой ресурсной отраслью является атомная энергетика.
Основные потоки топлива в Центральную Россию поступают из восточных регионов (западно-сибирский газ, западно-сибир - екая и урало-поволжская нефть, кузнецкий уголь). До распада СССР определенную роль в топливно-энергетическом балансе Центра играли поставки угля из Украины и природного газа из Узбекистана и Туркменистана.
Суммарное потребление энергоресурсов в Центре на рубеже 90-х годов составляло около 250 млн т условного топлива/год, из которого на природный газ приходилось 55...57%, на уголь — 10... 11%, нефтепродукты — 21...23% и электроэнергию ГЭС и АЭС —8...8,5%.
За годы экономических реформ в связи с общим спадом производства (особенно в ВП К, машиностроении, легкой и пищевой промышленности, на которых специализируется Центр) энергопотребление в регионе сократилось почти на 35 млн т условного топлива (на 13...14%). Соответственно, в структуре энергопотребления возросла доля природного газа как самого дешевого, доступного и экологически чистого топлива (свыше 60%).
ТЭК в Центральном районе представлен высокоразвитой электроэнергетикой, нефтепереработкой и внутрирайонного значения отраслями топливной промышленности — угольной и торфяной. Район — крупнейший в стране производитель и потребитель электроэнергии. Электроснабжение региона осуществляется в основном от централизованных источников. Крупнейшими электростанциями Центра являются; Костромская (3600 МВт), Рязанская (3300 М Вт), Конаковская (2400 М Вт), Каширская (1885 МВт), Черепетская ГРЭС (1425 МВт), Смоленская (3000 МВт), Нововоронежская (1834 МВт), Курская (4000 МВт) и Тверская АЭС (2000 МВт). Суммарная установленная мощность электростанций Центральной России составляет 57150 М Вт, в том числе тепловых — 41326 МВт (30,5% всех ТЭС страны), атомных — 11409 МВт (52% всех АЭС страны; из них 575 МВт — два блока Нововоронежской АЭС — остановлены), ГЭС и ГАЭС — 4415 МВт. Этими станциями в 1995 г. было произведено 189,6 млрд кВт-ч электроэнергии (в 1990 г. — 246 млрд кВт-ч).
Благодаря размещению на территории Центра названных выше межрайонных ГРЭС и АЭС баланс электроэнергии региона до настоящего времени складывался с избытком, составлявшим в последние годы 16... 18 млрд кВт-ч. Избыток электроэнергии Центр поставляет в соседние районы — Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Запад. Тем не менее возможности развития в Центре электроемких производств ограничены из-за очень высоких энергозатрат. Теплопотребление в последние годы составляет 445...450 млн Гкал, из которых около 195 млн Гкал покрывается от Т Э Ц и до 245 млн Гкал — от котельных.
Нефтепереработка развита в Ярославле, Рязани и Москве в масштабах, обеспечивающих главным образом потребности самого района. Характерна относительно глубокая переработка нефти с ориентацией на производство светлых нефтепродуктов и углеводородного сырья, однако значительная часть мощностей в Рязани и Ярославле требует реконструкции и модернизации. НПЗ работают на западно-сибирской, урало-поволжской и ухтинской нефти. В последние годы объем переработки ежегодно сокращался на 10...20% и составил в 1996 г. 19,6 млн т (в 1990 г. — около 40 млн т).
Добыча угля в регионе сосредоточена в Подмосковном буро - угольном бассейне, где в 1990 г. добывалось 9,9 млн т весьма низкого по качеству бурого угля, крупнейшим потребителем которого является Рязанская ГРЭС. К 1996 г. добыча угля сократилась до 3 млн т. Во многом это связано с тем, что благоприятные к отработке запасы и перспективы развития добычи угля в этом бассейне полностью отсутствуют. Сложные горно-геологи - ческие условия, низкое качество угля, высокие производственные затраты на его добычу (в пересчете на условное топливно — самые высокие в стране) не позволяют сохранить этот бассейн в рыночных условиях. Поэтому в ближайшие годы программой реструктуризации отрасли, разработанной компанией "Росуголь", намечено закрытие подавляющего большинства шахт. Главное здесь— это диверсификация производства. При этом возможна организация выпуска удобрений (гуматов) из угля, а также извлечение попутных полезных ископаемых, развитие производства строительного гипса (на имеющихся его запасах) и др. |8, с. 274|.
Прогноз энергопотребления исходит из следующих внутриотраслевых структурных изменений в экономике Центра:
Переориентация промышленности на производство товаров народного потребления;
Конверсия оборонных отраслей, которая должна быть направлена на увеличение выпуска сельскохозяйственной и транспортной техники, оборудования для легкой и пищевой промышленности;
Увеличение производства высококачественного проката тонких профилей в черной металлургии при абсолютном сокращении выпуска чугуна и стали.
Кроме того, при оценке перспективного энергопотребления учитывалась глубина и продолжительность кризиса, возможности радикальных экономических преобразований, а также активизация политики энергосбережения. При этом предусматривалось, что в ближайшее время помимо структурной перестройки должна проявиться непосредственная реакция потребителей на повышение цен на энергоресурсы, следствием которой должна стать экономия топлива и энергии за счет сокращения прямых потерь и оптимизации режимов энергоиспользования. По различным оценкам, резерв этой экономии в настоящее время составляет 3...5% общего уровня энергопотребления в регионе.
Уже в настоящее время в регионе развернуты серьезные работы по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии. Особенно в этом плане выделяются Москва и Московская область, Владимирская, Курская и Тульская области. Здесь созданы различные российские и международные консалтинговые и инжиниринговые организации (центры, АО, институты, в том числе Российско-Датский институт энергоэффективности в г. Истра Московской обл.), реализуются многочисленные демонстрационные проекты. В ряде субъектов Федерации приняты или готовятся региональные законы об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии (первый из них был принят Тульской областной Думой 30.11.95 г.), разработаны и реализуются региональные программы энергосбережения, создаются специальные энергосберегающие компании.
Исходя из названных выше условий и посылок, низший уровень потребности в первичных энергоресурсах составит порядка 200 млн т условного топлива и будет приходиться, по всей вероятности, на 1996-1997 гг., после чего потребность в энергоресурсах будет расти, правда, с невысокими темпами, и к 2010 г. составит 215...225 млн т условного топлива (т. е. останется на уровне 1994 г.).
Удовлетворение внутренних потребностей региона в энергоносителях будет, как и прежде, обеспечиваться завозом их из других регионов, и в первую очередь, — газа из Западной Сибири. Потребности электростанций и котельных в топливе к 2010 г. останутся практически на уровне 1994 г. и составят 115... 116 млн т условного топлива. Завоз угля (в основном кузнецкого) также ожидается стабильным на уровне 19...21 млн т условного топлива. НПЗ Центрального района, при условии их реконструкции и модернизации, практически полностью обеспечат потребности региона в моторных топливах и мазуте. При этом в самом регионе резко сократится потребление мазута в качестве котельно-печного топлива на электростанциях и котельных.
Дальнейшее развитие получит газификация, особенно в сельской местности и областях Центрально-Черноземного района. Программой газификации этого региона к 2000 г. намечается увеличить поставки газа на коммунально-бытовые нужды на 4 млрд м'. В результате число квартир, обеспеченных природным газом, в Черноземье увеличится на 75%.
Развитие производственного потенциала ТЭК Центра (рис. 5.3). По всем вариантам развития до 2010 г. электроэнергетика региона, при условии модернизации действующих ТЭС, сможет удовлетворить как его внутренние потребности, так и обеспечить передачу энергии в Волго-Вятский, Северный и другие районы. Суммарное ее производство ожидается на уровне 260...270 млрд кВт-ч. Однако к 2010 г. не исключена вероятность появления дефицита по электроэнергии, вызванная несбалансированным выбытием изношенных мощностей.
В предстоящий период в регионе будет необходимо по техническому состоянию вывести из эксплуатации 23,3 тыс. МВт мощностей на тепловых электростанциях (в основном — ТЭЦ) с заменой их на современные ПГУ-ТЭЦ и ПГУ-КЭС.
В атомной электроэнергетике до 2010 г. из-за планового окончания эксплуатации необходимо будет остановить два блока ча Курской АЭС (два РБМК-1000) и два блока на Нововоронежской АЭС (два ВВЭР-440). Кроме того, в 2010 г. заканчивается срок эксплуатации еще одного блока на Нововоронежской АЭС (ВВЭР-1000). В последующие 5 лет подойдет срок завершения эксплуатации еще пяти блоков (одного ВВЭР-1000 и четырех РБМК-1000) на Тверской и Смоленской АЭС.
Взамен выбывающих мощностей в период до 2010 г. намечен ввод всего двух блоков ВВЭР-1000 (на Тверской и Курской АЭС). Тем самым, перед атом. ной энергетикой стоит задача повышения надежности, безопасности и срока эксплуатации ряда действующих мощностей, в том числе технического перевооружения уже в период до 2000 г. блоков № 1 и № 2 на Курской АЭС и реконструкции Нововоронежской АЭС, при одновременном начале задельных работ для развития отрасли за пределами 2010 г.
Дальнейшее развитие получит электросетевое хозяйство. В частности, в настоящее время Россией, Белоруссией, Германией и Польшей рассматривается вариант строительства мощной
Производство энергоресурсов |
РИс. S3
Многоподстанционной электропередачи постоянного тока, связывающей энергосистемы этих стран через подстанции в Смоленске (4000 МВт), Минске (2000 МВт), Цехануве (Польша, 1000 МВт), Рагове (Германия, 1000 МВт), Боркене (Германия, 4000 МВт). Подстанции в Германии создадут мощные узлы, к которым получат доступ различные энергокомпании страны. Подстанция в Смоленске примкнет к мощной сети 750 кВ, связывающей энергосистемы стран СНГ: России, Украины и Белоруссии. Мощность передачи составляет 4000 МВт. Предполагается, что реализация проекта энергомоста "Восток-Запад" будет способствовать экономическому развитию стран, в нем участвующих |17|.
В целом следует выделить две группы задач перспективного развития энергетики Центра. Первая группа включает безальтернативные решения, к которым относятся: интенсификация энергосбережения, сокращение вредного воздействия отраслей Т Э К на окружающую среду, бездефицитное и качественное обеспечение энергетических нужд населения, повышение надежности и качества теплоснабжения. Они имеют практически единственно возможные макроэкономические решения, так как их альтернативами являются сильные негативные последствия, разрушительным образом воздействующие на экономику региона.
Основными альтернативными стратегиями, которые могут доминировать в долгосрочной энергетической перспективе региона, являются газо-угольный вариант в развитии электроэнергетики и теплоснабжении, и вариант развития ядерной энергетики |3|. Суть проблемы заключается в необходимости осуществления маневра, повышающего эффективность использования энергоресурсов и снижающего давление ТЭ К на экономику региона.
Наиболее реальным в создавшихся условиях является вариант развития энергетики, предполагающий выработку электроэнергии в основном на действующих мощностях. Прирост тепла и энергопотребления в регионе предполагается покрывать, в основном, за счет ПГУ и ГТУ различной мощности. Такой подход обеспечивает:
Мобильность реакции на изменение энергетического спроса;
Повышение сбалансированности энергоснабжения на территории региона;
Более реальное изыскание источников инвестирования строительства мелких и средних энергогенерирующих установок по сравнению со строительством крупных ТЭЦ и ГРЭС.
Изложенная схема развития энергетики обеспечивает высокую степень адаптивности в случае непредвиденного увеличения спроса на энергоснабжение сверх прогнозируемого. В целях повышения надежности нефтепродуктообеспечения областей Цен- трально-Черноземного района возможно строительство здесь ряда малых Н П 3 с использованием экологически чистых технологий глубокой переработки нефти.
Среди основных направлений энергетической политики Центра необходимо выделить следующие:
• снижение напряженности топливоснабжения, вызванной высокой дефицитностью региона по топливу (прежде всего — газу и высококачественному углю) путем долевого участия областей, входящих в Центр, в финансировании развития соответствующих отраслей ТЭК в Сибири;
• развитие генерирующих мощностей путем модернизации, технического перевооружения, ввода в действие ПГУ, а также усиление межсистемных электрических связей внутри региона и с ЕЭС России;
• развитие атомной энергетики в условиях отсутствия собственной топливной базы и реабилитации АЭС в глазах общественности;
• преодоление сложившейся тяжелой экологической обстановки, связанной с высокой концентрацией энергопроизводства и энергопотребления в густо населенных районах;
• изыскание наиболее рациональных направлений развития энергетики в новых условиях хозяйствования с учетом резкого сокращения государственного инвестирования;
• создание целевого инвестиционного комплекса за счет различных источников финансирования;
• разработка и реализация программ энергосбережения для субъектов Российской Федерации.