РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Северо-Западный регион

Северо-Западный регион включает Новгородскую, Псков­скую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург. К нему же условно отнесена Калининградская область. Территория соста­вляет 211,6 тыс. км2, население 8984 тыс. чел., в том числе го­родское — 7705 тыс. чел., из них в Санкт-Петербурге проживает 4801 тыс. чел.

Регион занимает выгодное географическое положение, грани­чит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией и Польшей. Важнейшей особенностью экономико-географическо - го положения Северо-Запада является его выход к Балтийскому морю.

Район специализируется на наукоемком машиностроении (в том числе оборонном) и металлообработке, является ведущим в России в таких отраслях, как энергомашиностроение и судо­строение (их доля в общем объеме промышленного производства достигает 44%). На долю Северо-Запада приходится 6% обще­го объема производства товарной промышленной продукции в России.

Транспорту в структуре отраслей производства принадлежит второе место. Своеобразие работы транспорта определяется зна­чительной долей морских и речных перевозок. Конфигурация же­лезнодорожной сети сложилась под районообразующим влияни­ем Санкт-Петербурга. В районе имеются достаточно развитые системы железнодорожного, автомобильного, воздушного, мор­ского и речного транспорта.

Район характеризуется бедной топливно-сырьевой базой (нефть на побережье Калининградской обл., горючие сланцы, торф). Гидроэнергетические ресурсы Северо-Запада составля­ют по своей потенциальной мощности 1,1 млн кВт. Наибольшая часть имеющихся гидроресурсов сосредоточена в Ленинградской обл., неиспользуемая часть гидроресурсов других областей при­годна для малой энергетики.

Особенности топливо - и энергоснабжения. Для Северо - Запада характерны отсутствие собственных топливно-энергети - ческих ресурсов и необходимость завоза значительных объемов угля, нефти и газа. В то же время район обладает значитель­ными мощностями по переработке нефти, обеспечивая себя и со­седние регионы нефтепродуктами — как моторным топливом, так и мазутом. Суммарное потребление топливно-энергетиче - ских ресурсов в 1990 г. составило 55 млн т условного топлива, из которых 40% приходилось на газ и 39% — на нефтепродукты.

Единственным источником обеспечения района нефтепро­дуктами является АО "Киришинефтеоргсинтез" мощностью до 18 млн т нефти в год (фактически переработано в 1996 г. — 15,3 млн т). НПЗ был построен с ориентацией на неглубокую переработку нефти с высоким отбором топочного мазута, являв­шегося основой баланса котельно-печного топлива всего регио­на. В настоящее время ведется глубокая модернизация нефтепе­рерабатывающих производств с ориентацией на лучшие миро­вые Достижения. В качестве сырья используется два вида неф­ти — западно-сибирская и ухтинская, подаваемые по нефтепро­водам Альметьевск—Нижний Новгород—Ярославль—Кириши ц Ухта—Ярославль— Кириши. Киришский Н П 3 обеспечивает полностью потребность Киришской ГРЭС[22] в жидком топли - во, которая ориентировочно составляет 2,5...3,0 млн т/год. Вся добываемая нефть в Калининградской обл. (около 0,7 млн т) вы­возится на переработку в другие государства. Добыча торфа со­средоточена в основном в Новгородской обл.

Добыча сланцев осуществляется в Ленинградской обл. (в

1996 г. — около 2 млн т), где на базе местных ресурсов со­здан (в г. Сланцы) целый комплекс — добыча, газосланцевый завод и ГРЭС, использующая сланцевую мелочь. Максимальная добыча сланцев была в середине 70-х гг. (6 млн т/год). Основная часть продукции шла (и продолжает идти, но в гораздо меньших масштабах) в Эстонию на Прибалтийскую ГРЭС. Источником газоснабжения Северо-Запада России являются месторождения Республики Коми и севера Тюменской обл. Именно природным газом заменяется и будет заменяться мазут в балансе котельно - печного топлива региона. Основной объем потребления энергоно­сителей, а также производства электрической и тепловой энер­гий, приходится на Санкт-Петербург и окружающие его горо­да и поселения. Более того, производство электроэнергии здесь обеспечивает не только собственное потребление, но и ее экс­порт в Финляндию и поставку в соседние регионы (Карелию, в Новгородскую и Псковскую обл.). В районе эксплуатируется 27 ТЭЦ (15 из них блок-станции), суммарная мощность кото­рых равна 450 МВт. Наиболее крупной из них является Южная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Свыше 45% общего объема производ­ства электроэнергии приходится на долю Ленинградской АЭС (4 блока РБМК-1000) — крупнейшей электростанции региона.

Суммарно на Северо-Западе в 1995 г. было произведено 38,1 млрд кВт-ч электроэнергии (72% от уровня 1990 г).

Прогноз энергопотребления. По оценкам, общая потреб­ность Северо-Запада в первичных энергоресурсах, снизившись к

1997 г. до 43...44 млн т условного топлива, затем несколько воз­растет и остается на уровне 45...47 млн т условного топлива до конца рассматриваемого периода. Вместе с тем кардинально из­менится структура потребляемых энергоносителей — доля газа возрастет до 65...70%, а мазута — сократится до 3% (в 1990 г. — 23%)- Произойдут изменения и в структуре потребления: доля коммунально-бытовых нужд в обшем расходе котельно-печно - го топлива возрастет, а промышленности и строительства — снизится.

Потребность в электроэнергии, по всей вероятности, бу­дет увеличиваться достаточно стабильными темпами и в 2010 г. в зависимости от хода экономических реформ соста­вит 44...52 млрд кВт-ч (в 1990 г. — 43 млрд кВт-ч) (рис. 5.2). Исходя из намечаемого развития производительных сил региона, основной прирост потребностей в электроэнергии будет в ком­мерческом и коммунально-бытовом секторах (их доля повысится до 25% против 20% в 1990 г.), тогда как в промышленности и на транспорте в лучшем случае можно ожидать стабилизации электропотребления.

Развитие производственного потенциала ТЭК Севе - ро-Запада (см. рис. 5.2). Наличие избытков мощности и элек­троэнергии в регионе свидетельствует о необходимости изуче­ния направления развития энергосистемы с целью дополнитель­ного обоснования намечаемых объемов и сроков ввода мощностей ТЭЦ и КЭС в увязке с ростом тепловых нагрузок и возможно­стями финансирования энергетического строительства, а также рассмотрения возможностей увеличения экспорта электроэнер­гии в Финляндию, страны Балтии.

Однако уже в ближайшие 5...7 лет район может столкнуться с кризисной ситуацией в энергетике. Это связано с ростом объ­емов устаревшего энергетического оборудования на ТЭС и ко­тельных, подлежащих модернизации и реконструкции (не менее 3000 МВт), с необходимостью замещения в 2003-2009 гг. мощ­ности трех энергоблоков РБМК - 1000 Ленинградской АЭС, с вы­сокой степенью аварийности и износа тепловых сетей в крупных городах Северо-Западного региона.

Рассматриваются несколько различных вариантов развития электроэнергетики Санкт-Петербургского района: строитель­ство замещающей АЭС с энергоблоками нового поколения типа НП-500 или НП-1000, развитие Северо-Западной ТЭЦ на базе энергоблоков ПГУ-ТЭЦ-450 и др.

В перспективе предполагается последовательная установка вблизи добычи сланца новых агрегатов по его переработке, главным образом неглубокой, для производства топлива для ТЭС (ТЭЦ в г. Сланцы, возможно — 2-й очереди Псковской ГРЭС и новой Новгородской ГРЭС). При полной переработке 10 млн т сланца в год мощность электростанций может со­ставить 1000... 1200 МВт, что существенно подкрепит топливно - энергетический баланс региона, особенно в случае отставания

Северо-Запад

Производство энергоресурсов

Северо-Западный регион

Нефть, млн. т.

Северо-Западный регион

Рис. 52

Запланированного расширения действующих и строительства повой Северо-Западной Г'•) Ц в Санкт-Петербурге, а также при предстоящем выводе из эксплуатации отработавших свой ресурс блоков Ленинградской А'•) С. Однако не исключены и другие ва­рианты топливоснабжения вышеназванных тепловых станций.

В частности, строительство Псковской Г Р'•) С ( в период до 2000 г. 430 МВт) и ряда линий электропередачи позволит снять энергетическую зависимость Псковской области от Эсто­нии |45|.

Практическое значение может иметь использование энергии малых рек и энергии ветра. Энергетический потенциал малых рек, на которых целесообразно сооружение малых ГЭС в Ленин­градской области, оценивается в 150...160 млн кВт-ч, в Новго­родской — 80...90 млн кВт-ч, Псковской — 150...160 млн кВт-ч.

Для обеспечения малых населенных пунктов и фермерских хозяйств в сельских районах электрической и тепловой энерги­ей могут быть использованы ТЭС небольшой мощности, рабо­тающие на отходах лесной промышленности, биогазе, отходах нефтепереработки. В Калининградской обл. основой будущей электроэнергетической независимости является строительство новой ТЭЦ-2 и ряда небольших ГТУ и ГЭС. Суммарное про­изводство электроэнергии в регионе к 2010 г. может составить 60...65 млрд кВт-ч (что на 15...25% больше, чем в 1990 г.).

В настоящее время рассматривается проект Балтийского кольца, имеющий целью создание мощной электрической сети, связывающей энергосистемы прибрежных стран Балтийского моря — Скандинавских, Балтии, России, Белоруссии, Польши и Германии. На Западе Балтийское кольцо замыкается кабельны­ми линиями электропередачи постоянного тока между Швецией и Германией, а также Данией и Германией, а в будущем — ка­бельными линиями между Норвегией и Германией, на востоке — линиями электропередачи России, Белоруссии и Балтийских го­сударств, на севере — вставкой постоянного тока в Выборге и линиями электропередачи Скандинавских стран. При этом элек­тропередача постоянного тока Россия—Белоруссия—Польша - Германия[23] рассматривается как часть Балтийского кольца, за­мыкающая его с юга. Предполагается, что Балтийское кольцо позволит России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии и Эсто­нии улучшить эффективность работы своих энергосистем и бу­дет в целом способствовать экономическому развитию стран ре­гиона Балтийского моря. К настоящему времени накоплен зна­чительный опыт совместной работы ЕЭС России с энергообъ­единением NORDEL. Ведутся работы по увеличению мощности вставки постоянного тока с Финляндией до 1400 М Вт, а в пер­спективе до 2000 МВт. Рассматривается возможность создания новых электрических связей Карельской и Кольской энергоси­стем со странами, входящими в NORDEL [17[.

Для обеспечения возрастающей потребности в тепле рекомен­дуется развитие системы теплоснабжения с использованием в ка­честве основного топлива природного газа на базе технического перевооружения и реконструкции действующих ТЭЦ и котель­ных и ограниченного строительства новых крупных источни­ков тепла. Предусматривается вывод из эксплуатации мелких морально и физически устаревших котельных, а также-исполь- зование децентрализованных источников тепла на современной технической базе.

Перспективы развития нефтепереработки связаны с корен­ной реконструкцией и модернизацией действующих мощностей с целью получения дополнительного количества светлых неф­тепродуктов (автомобильного бензина, дизельного топлива) и сжиженных углеводородов (пропилена и пропана) без увеличе­ния объема переработки нефти.

В связи с потерей Россией основных нефтеэкспортных пор­тов в Вентспилсе и Клайпеде общероссийское значение будет иметь строительство в Ленинградской обл. новых нефтеэкспорт­ных терминалов (рассматриваются несколько вариантов их ло­кализации) с подведением к ним необходимых магистральных нефтепроводов. В более отдаленной перспективе не исключена возможность их работы и в реверсном режиме.

В частности, в рамках проекта "Балтийская трубопроводная система" намечается строительство нефтеналивного терминала в 120 км к северо-западу от Санкт-Петербурга в Приморске общей пропускной способностью 40...45 млн т нефти и нефте­продуктов (первая очередь — 12,7 млн т нефти)[24]. Фактически начато строительство портового комплекса в бухте Батарейная для вывоза нефтепродуктов (по специально построенному про - дуктопроводу) от НПЗ в г. Кириши. Проектная мощность тер­минала — 15 млн т в год, мощность первой очереди — 7,5 млн т в год. Важное значение в плане ликвидации зависимости рос­сийских компаний от портов сопредельных стран и повышения конкуренции между ними имеет и создание нефтеэкспортной ин­фраструктуры в Калининградской области. В настоящее время на основе нефтебазы Балтийского флота в г. Балтийске заверша­ется строительство нефгеперевалочного комплекса мощностью 1,6 млн т жидкого топлива в год. Разработан проект еще одно­го нефтеналивного терминала НК "ЛУКойл" в самом Калинин­граде (предполагаемая мощность — 1 млн т нефти и 2 млн т нефтепродуктов в год) |18|.

В целом, основными направлениями энергетической политики Северо-Запада на ближайшую и более отдален­ную перспективу будут :

• дальнейшее развитие электроэнергетики путем коренной реконструкции, модернизации и нового строительства тепловых и атомных станций;

• совершенствование теплообеспечения на основе газифика­ции всех областей региона и коренной реконструкции централи­зованного теплоснабжения, прежде всего в Санкт-Петербурге;

• создание новых нефтеэкспортных портов на Балтике;

• обеспечение энергетической независимости от сопредель­ных государств Калининградской обл. путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.