ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Свидетель диалектической эволюции
До того как начать работать с автомобилями, Тойода Кийтиро занимался ткацкими станками. Многие из наших старейшин помогали Тойода Сакити в работе над изобретением, занимаясь его доводкой. Они работали «за сценой», и их имена неизвестны широкой общественности. Тогда же рядом с ним работал и молодой Тойода Кийтиро, разрабатывая и запуская в производство автоматические ткацкие станки, продавая их иностранцам, проводя переговоры по контрактам и т. д.
Хотя с самого начала он не интересовался автомобилями, возможно, наиболее серьезное влияние на него оказала поездка по Европе и Америке, когда в 1930 г. он отправился в Англию на пе
реговоры с компанией Platt Brothers. Должно быть, его особенно шокировал Нью-Йорк с его морем автомобилей.
Когда Тойода Кийтиро вернулся домой, прикованный к постели Тойода Сакити попросил его в деталях описать ситуацию на автомобильном рынке Америки и Европы, а затем поручил ему потратить заработанный на контракте с компанией Platt Brothers 1 млн. йен на исследования в области автомобилестроения. Это был замечательный по своей смелости и прозорливости поступок. Получив эти инструкции, Тойода Кийтиро наверняка почувствовал невероятное возбуждение и чувство ответственности.
Я рассматриваю изменения, произошедшие в автомобилестроении Японии за период работы Тойода Сакити и Тойода Кийтиро, как эволюцию. В том же самом смысле я воспринимаю изменения, произошедшие со времени Тойода Кийтиро и до настоящего момента как сходную и не останавливающуюся ни на минуту эволюцию. Эта эволюция знала подъемы и спады, успехи и поражения, благоприятные и неблагоприятные ситуации, движение и стагнацию. Эволюционный поток то убыстряется, то замедляется, а иногда даже кажется, что он пересох.
Но одно в эволюции компании Toyota не останавливалось ни на минуту — это творческий подход японского народа. Тойода Кийтиро понимал лучше, чем кто-либо еще, что за один день всего не достигнешь. Он жаждал как можно быстрее научиться основам автомобилестроения у компаний General Motors и Ford. Он покупал комплектующие детали американских производителей, чтобы сравнить их с японскими, а затем искал японский способ производства.
В 1933 г. Тойода Кийтиро объявил, что целью японского автомобилестроения было производство автомобилей для широкого круга потребителей:
«Мы должны изучить производственные технологии, основанные на американском методе массового производства. Но мы не должны просто копировать его. Нам следует использовать наши собственные исследования и творческий подход, чтобы разработать такой производственный метод, который бы подходил к ситуации в нашей стране».
Мне кажется, что это было истоком для возникновения идеи Тойода Кий - I про «точно вовремя».
Настоящая инновация — я имею в виду настоящую технологическую инновацию — привносит с собой своего рода социальные изменения. Как и «модель А» Г. Форда, автоматический ткацкий станок Тойода Сакити ознаменовал собой индустриальную революцию.
Автомобильный мир, в котором начал работать Тойода Кийтиро, был во всех смыслах сложной отраслью. Чтобы сократить разрыв между японскими и американскими автомобилестроителями и создать отечественную производственную систему, ему надо было экспериментировать с путями изучения технологий тяжелой промышленности, овладеть различными производственными методами, организовать производственную систему и найти уникальную японскую технологию производства.
Таким образом, Тойода Кийтиро должен был четко представлять себе принцип «точно вовремя» как первый шаг в эволюции японской производственной системы. Это и в самом деле стало началом производственной системы Тойоты, ее основой. Мы видим, таким образом, как поиск японской самобытности вылился в творческую разработку системы Тойоты.
От Тойода Сакити к Тойода Кийтиро и далее к настоящему времени Toyota как компания развивалась на фоне радикальных внутренних и внешних изменений, придерживаясь процесса, который может быть назван диалектической эволюцией.