ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Что такое канбан?
Основным методом управления производственной системы Тойоты является канбан. Чаще всего он выглядит как листок (рис. 1), вложенный в прозрачную пластиковую оболочку. Листок содержит информацию, которая может быть разделена на три категории:
1) информация о получении продукции;
2) информация о транспортировке;
3) информация о самой продукции.
Штаб-квартира компании Toyota Motors |
Склад |
Время поставки 10:30 |
1-1 |
Ohashi Iron Works |
Шифр |
Сборочная линия № i |
Используется i FJ Модель (1 ) Тип контейнера Специопьн |
50 |
Емкость контейн 30 |
Стеллаж № 1- верх |
Номер изделия 53018-60011 |
Наименование изделия Радиатор LH |
21 |
Возобновление заказа |
Когда фирма Ohashi Iron Works поставляет детали на завод компании Toyota Motor Company, используется такая карточка заказа (канбан заказа) для поставщиков. Число 50 обозначает необходимое количество поставляемых деталей. Контейнер с деталями поставляется для хранения на участок А. Число 21 —точка возобновления заказа.
Рис. 1. Образец канбана.
Канбан передает информацию по вертикальной и горизонтальной производственной иерархии как внутри самой компании Toyota, так и в системе сотрудничества Toyota с партнерами.
Как я уже отмечал, идея была взята из супермаркета. Предположим, мы стали бы использовать канбан в супермаркете. Как бы он работал?
Товары, приобретаемые потребителями, регистрируются в кассе. Карточки, содержащие информацию о виде и количестве проданного товара, направляются в отдел закупок. Используя эту информацию, служащие быстро закупают новые товары вместо проданных. Эти карточки соответствуют «канбану отбора» в производственной системе Тойоты. Товар, выставленный в супермаркете, соответствует запасу комплектующих деталей на производственном предприятии.
Если бы у супермаркета имелось поблизости собственное производственное предприятие, то в дополнение к «канбану отбора» возникла бы потребность в «канбане производства» как средстве связи между магазином и производственным отделом. Используя информацию канбана, производственный отдел производил бы столько изделий, сколько было продано.
Конечно, супермаркеты так далеко не пошли. Однако на нашем заводе мы используем подобные приемы с самых ранних операций.
Система супермаркетов была адаптирована для механического цеха примерно в 1953 г. Для ее работы мы использовали листочки бумаги, на которых указывались номер детали и другая информация, относящаяся к производству. Эти листочки мы называли «канбан» (карточка).
В результате вся система получила название «система канбан». Мы были уверены, что если ее правильно использовать, можно синхронизировать и структурировать все этапы работы. В итоге один листок бумаги содержал следующую информацию: количество продукции, время, метод, последовательность или количество перевозок, время перевозки, место доставки, место хранения, средства перевозки, контейнер и т. д. В то время я не сомневался, что этот способ передачи информации будет работать.
Обычно в бизнесе ответы на вопросы что, когда и сколько разрабатываются в плановом отделе и выпускаются в виде плана начала работ, плана перевозок, заказа на производство или заказа на доставку, которые распространяются внутри предприятия. При использовании такой системы ответ на вопрос когда формулируется приблизительно, и никого не волнует, если детали поступят раньше. Однако для регулирования распределения деталей, которые произведены слишком рано, приходится задействовать много лишних рабочих. Слово «точно» в термине «точно вовремя» об этом и говорит. Если комплектующие поступают раньше нужного времени — не в точно определенный срок, потерь избежать не удастся.
В производственной системе Тойоты благодаря канбану удается полностью избежать перепроизводства. В результате не возникает лишних запасов, а следовательно, нет необходимости в складских помещениях и работниках склада. Кроме того, отпадает потребность в кипах ненужных документов.