Выбор и использование оптовиков
Старая аксиома маркетинга гласит, что можно устранить оптовиков (или любых торговых посредников), но нельзя устранить их функции. Главным вопросом, стоящим перед производителем, является то, может ли он посредством вертикальной интеграции исполнить функции более производительно и эффективно, чем оптовик. Этот вопрос является причиной значительных противоречий при формировании стратегии маркетинговых каналов (см.: МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ; УПРАВЛЕНИЕ КАНАЛАМИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ).
По правде говоря, затраты на сбыт через оптовиков вряд ли будут значительно отличаться от тех средств, которые фирма вынуждена будет потратить сама на предоставление тех же самых услуг. Если это так, тогда в чем причина распространенной практики прямых продаж, которая наблюдается столь часто? Почему вер-
Физическое обладание |
Собствен ность |
Стимулиро вание |
Переговоры |
Финанси рование |
Риск |
Заказы |
Оплата |
|
Оптовые торговцы |
||||||||
Оптовики с полным набором функций |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Оптовики с ограниченным набором функций |
Нет |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Маклеры по доставке товара морским путем |
||||||||
Оптовики, торгующие за наличный расчет |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Нет |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Маклеры по доставке товара железнодорожным (автомобильным) транспортом |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Маклеры «по заполнению торговых полок» |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Сбытовые цепи (добровольные), спонсируемые оптовиками |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Кооперативы, спонсируемые розничными продавцами |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Функциональные посредники (агенты и брокеры) |
||||||||
Брокеры |
Нет |
Нет |
Высокая |
Низкая |
Нет |
Нет |
Высокая |
Низкая |
Агенты производителя |
Нет |
Нет |
Высокая |
Нет |
Нет |
Нет |
Высокая |
Низкая |
Торговые агенты |
Нет |
Нет |
Высокая |
Высокая |
Нет |
Нет |
Высокая |
Низкая |
Торговые агенты, работающие за комиссионные |
Высокая |
Нет |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Таблица 2 Степень участия оптовиков в рыночных потоках |
574 Маркетинг-микс |
тикальная интеграция функций оптовой торговли так популярна, особенно среди крупных производителей и связанных с ними фирм?
Ответ лежит главным образом в эффективности. Тот факт, что каждый вид оптовой деятельности подразумевает различную степень участия в маркетинговых потоках, дает некоторые соображения насчет разделения труда в рамках канала распределения. Существенным для перспектив менеджмента является вопрос насчет трудоемкости работ и уровня качества, обеспечиваемого участием фирмы. Для ответа на этот вопрос мы должны в первую очередь изучить, что могут оптовики в идеале предложить. Затем мы сопоставим это описание с реальными оценками многих оптовиков.