Виды логистической деятельности
Хотя важно проанализировать процесс логистики применительно ко всей интегрированной цепочке ценности, все же полезно расставить основные акценты. Традиционные организации выделяют четыре сферы функционирования логистики:
1. Обслуживание потребителей.
2. Транспортировка.
3. У правление товарными запасами.
4. Дистрибуционные операции.
Хотя многие фирмы интегрировали логистический процесс между внутренними подразделениями, а с внешней стороны — с поставщиками и потребителями, эти сферы деятельности все равно остаются центром в цепочке ценности логистики. Каждая зона деятельности описывается в отдельности.
Основной областью взаимодействия между фирмой и ее клиентами с позиций выполнения заказа является сфера обслуживания заказчиков. Обслуживание потребителей включает прием и согласование заказов, ответ на запрос о состоянии заказа и решение проблем заказчика. Хотя исторически обслуживание клиентов было сфокусировано на приеме и согласовании заказов, сейчас набирают силу другие подходы к обслуживанию клиентов. Высокая квалификация в приеме заказов отражает нормальные ожидания клиентов. Однако ключевой характеристикой сервиса зачастую является умение фирмы предложить быстрое и гибкое обслуживание, спроектированное так, чтобы отвечать требованиям каждого заказчика при минимально низких общих затратах. Например, заказчики ожидают, чтобы соответствующее подразделение фирмы было способно предоставить точную информацию о доступности товара, времени доставки, заменителях товара, цене и возможности произвести товар на заказ.
Функция транспортировки заключается в передвижении товара от места его производства до пункта распространения и потребителя. Данные обязанности включают выбор перевозчика, составление графика поставок, разработку маршрута и оплату услуг перевозчика. Вдобавок к управлению деятельностью по отправке товара сюда относится и ответственность за отслеживание работы перевозчика. Логистика призвана повысить уровень обслуживания и одновременно снизить общие затраты. Цель управления транспортировкой состоит в минимизации общих расходов, связанных со всеми передвижениями от поставщиков до конечного потребителя. Когда приняты во внимание скорость и надежность обслуживания, самые низкие общие затраты логистики могут быть результатом тех же самых решений по снижению транспортных расходов. Поскольку в технике перевозок не произошло никаких фундаментальных изменений, транспортные компании предлагают услуги, которые могут предоставить дополнительную ценность для заказчика. Примеры таких услуг по добавлению ценности включают электронное составление графика поставок, систему выписки товарно-транспортной документации, объединение усилий с другими грузоперевозчиками, укрупнение партий груза во время транспортировки, взаимное хранение товаров. Транспортировка подразумевает ответственность за отслеживание сервисных предложений перевозчика (или другого сервисного посредника) и оценку эффективности методов добавления новых услуг в общую цепочку ценности.
Управление имеющимися в наличии товарами состоит в отслеживании уровня товарных запасов и требований к этому на заводах-изготовителях и в пунктах распространения. Цель состоит в поддержании достаточного запаса товарно-материальных ценностей для удовлетворения запросов потребителей и одновременной минимизации общих инвестиций в эти запасы. Исторически управление товарными запасами было сфокусировано на обеспечении необходимого объема запаса, соответствующего желаемому уровню обслуживания. Сегодня внимание сосредоточено на том, чтобы изыскать возможности применения информационных технологий, которые снижают текущую нестабильность и таким образом уменьшают потребность в резервном запасе. Лидирующие фирмы аккумулируют сведения, касающиеся продаж, потребительского спроса, планов по стимулированию сбыта, времени доставки и циклов пополнения запасов так, чтобы объем имеющихся в наличии товаров соответствовал спросу.
Задачей дистрибьюции является физическое перемещение товаров в пространстве и использование мощностей, применяемых при этом фирмой. Эти мощности включают здания, офисы, коммуникации, хранилища и оборудование для обработки материалов. Данный вид деятельности включает получение товара, хранение, отбор заказов и отгрузку продукции. Цель деятельности по распространению состоит в минимизации переменных затрат по получению, хранению и отгрузке товара с отправной точки. Исторически такие операции фокусировались на уменьшении затрат, связанных с передачей прав собственности или перемещением товара по каналу распределения. Однако минимизация переменных затрат — это не единственная цель. Более важная задача состоит в снижении общих затрат, требующихся для поддержания логистики при одновременном повышении оперативной гибкости. Оперативная гибкость необходима как для крупных, срочных заказов, так и мелких, менее чувствительных к обслуживанию заявок. Пока некоторые фирмы пытаются обслужить оба вида заказов по одному и тому же сценарию, другие повышают гибкость посредством вложений меньших средств через наем независимых сервисных компаний, таких как государственные или частные службы.
Хотя управление каждым из вышеперечисленных видов деятельности должно сосредоточиться на снижении расходов, главной целью будет минимизация общих затрат для обеспечения скоординированного обслуживания в рамках логистики, которое удовлетворило бы заказчиков. В данном случае должно быть оценено соотношение затрат по каждому варианту, чтобы выявить возможности улучшения исполнения в целом. Например, использование авиатранспортных средств может увеличить расходы по перевозке, но также может снизить общие затраты на логистику посредством снижения расходов на поддержание запасов. Управление логистикой подразумевает ответственность за поиск возможностей, которые могут обеспечить сопоставимые или даже увеличенные выгоды заказчику при одновременном снижении общих затрат на логистику.