Установление точки отсчета
Часто обнаруживается, что предприятие, особенно небольшое, не знает, в каких пропорциях его ресурсы распределяются на различные виды деятельности или сегменты и каких доходов ждать от такого распределения. Необходимые расчеты по распределению издержек, выручки и прибыли можно сделать с помощью аналитических методов, в принципе несложных, но не очень распространенных.
Большинство компаний не знают, как распределяются совокупные маркетинговые затраты по рыночным предложениям, охваченным территориям или группам потребителей. Причиной этого может быть отсутствие хорошей системы анализа издержек или незнание природы некоторых издержек. Например, затраты на упаковку — это затраты на продвижение, производство или распределение? Многие важнейшие маркетинговые затраты скрыты в производственных или административных издержках (включающих стоимость запасов продукции и издержки на обработку заказов).
Немногие компании осведомлены о величине затрат, выручки и прибыли по сегментам, и еще меньшее их число может прогнозировать изменение объема продаж и прибыли как результат действий маркетинговых служб. Поэтому возникают ошибки:
1. Маркетинговые бюджеты на отдельные товары слишком велики, в результате этого сокращаются доходы, а прибыль может быть получена за счет снижения затрат.
2. Маркетинговые бюджеты на отдельные товары слишком малы, и рост дохода возможен, только если увеличить затраты.
3. Маркетинг-микс неэффективен, так как непропорционально составлен и неточно определены суммы затрат на составляющие элементы — слишком большие расходы на рекламу и недостаточные — на прямые продажи или обслуживание потребителей.
4. Маркетинговые усилия неправильно распределены между товарами, и изменение такого распределения ресурсов (даже с постоянным уровнем совокупных расходов) может привести к улучшениям.
Те же доводы справедливы в отношении обслуживаемых территориальных районов или групп потребителей. Поэтому нужны методы контроля, чтобы оценить требуемый и достигнутый уровень производительности, а также результаты перемещения маркетинговых усилий с одного сегмента на другой. Как и следовало ожидать, эти методы разнообразны.
Менеджеры пытаются точно, в деталях, определить затраты (так же как выручку и прибыль) для своих сегментов по их инициативе, но многие данные о затратах неточны, так как:
1. Маркетинговые затраты могут относиться на отдельную продукцию, обслуживаемый территориальный район или группу потребителей пропорционально цене или торговому обороту. Затраты же должны распределяться в зависимости от причинных факторов, так как именно от маркетинговых затрат больше, чем от всех других факторов, зависит осуществление продаж. Хотя успех часто измеряют стоимостной величиной объема продаж, таким способом невозможно оценить эффективность усилий (затрат), необходимых для создания этой величины. Даже высокий, как кажется, уровень оборота для какого-то товара может не оправдывать усилий. Поясним на примере: если торговый представитель продает товар А, который дает £200 за час усилий, вместо того чтобы продавать товар Б, который мог бы давать £500 за те же усилия, то это стоит компании £300 в час, потерянных представителем при продаже товара А. Это возможные затраты при совершении одного действия вместо другого и мера жертвы, заключающаяся в выборе одного из нескольких альтернативных действий.
2. Общие накладные и административные расходы произвольно (или ошибочно) делятся пропорционально объему сбыта.
3. Многие маркетинговые затраты не признаются таковыми, а классифицируются как производственные, общие или административные.
Расчет (или анализ) маркетинговых затрат был разработан, чтобы помочь преодолеть эти проблемы. Его цели:
1. Анализ затрат на разработку, продвижение-и распределение продукции. Соединив полученные данные с данными о производственных затратах, определяем совокупную чистую прибыль.
2. Анализ затрат на маркетинг по отдельному товару для определения индивидуальной чистой прибыли.
3. Анализ затрат на обслуживание различных сегментов потребителей, различных торговых территорий и т. д. для определения приносимой ими индивидуальной чистой прибыли.
4. Расчет таких удельных показателей, как затраты на один визит, на один заказ, затраты на приобретение одного нового покупателя, годовая стоимость содержания инвентаря ценой в £1 и т. д.
5. Оценка менеджеров в зависимости от их ответственности за затраты, доходы и прибыль фирмы.
6. Оценка альтернативных маркетинговых стратегий или планов в зависимости от того, каких затрат они требуют.
Эти анализы и оценки снабжают топ-менеджеров существенной информацией о том, каких потребителей выбирать, какую продукцию исключить из производства, какое производство поддерживать и т. д. При нормальном развитии событий менее сложно предугадать результаты решений, предусматривающих изменение производственных затрат. Легче, например, оценить внедрение нового оборудования на завод, чем спрогнозировать влияние высоких затрат на рекламу. Легче оценить производственный результат снижения производительности рабочего, чем влияние сокращения подразделений сбыта на уровень продаж.
Таблица 1 показывает, как анализ производительности можно применить к сегментам (для этой цели определим их как товарные линии). В табл. 1 приводится пропорция вкладов каждой ассортиментной группы в чистую прибыль компании. Большая часть продукции дает чистую прибыль, т. е. совокупные затраты на нее покрываются из выручки за нее. Однако продукция Ж и 3 не дает такой выручки, которая покрыла бы затраты на нее.
Сегментами могут быть и обслуживаемые территории, и группы потребителей, и т. д., а расчет прибыли может быть дополнен (как в табл. 2) анализом усилий, потребовавшихся на достижение конечного результата. Очевидно, что эта ситуация многомерна (прибыль зависит от разнообразных входящих факторов), но действительно достоверные и релевантные многомерные модели сложны и дороги. Можно сделать и более строгий анализ, как показано в табл. 2.
Из табл. 2 мы видим, что товар А формирует 43,7% прибыли, требуя только 16,9% возможного времени продаж. Он высокопродуктивен. Для сравнения, продукция Е приносит только 6,8% прибыли, но требует 10,2% усилий по продаже. Еще хуже с продукцией Ж и 3, которая, будучи неприбыльной, занимает 24,8% усилий по продаже.
Анализ порождает ряд вопросов. Возрастает ли эффективность маркетинговых действий, если:
1. Чистая прибыль увеличивается в большей степени, чем затраты на маркетинг?
2. Чистая прибыль увеличивается без изменения маркетинговых затрат?
3. Чистая прибыль увеличивается с уменьшением маркетинговых затрат?
Таблица 1 Распределение прибыли по сегментам
|
Таблица 2 Распределение производительности по сегментам
|
4. Чистая прибыль остается прежней, но маркетинговые затраты уменьшаются?
5. Чистая прибыль уменьшается, но маркетинговые затраты уменьшаются еще в большей степени?