ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Влияние нагрева детали при ремонте на напряженное состояние металла и его структуру
При ремонтном восстановлении деталей двигателя, трансмиссии, рамы и элементов кузова автомобиля часто приходится использовать термическое воздействие на металл в виде термомеханической и термической правки деталей или сварки отдельных элементов кузова. В результате нагревания происходит расширение металла. Противодействие соседних холодных участков приводит к появлению сжимающих усилий, а поэтому невозможно избежать усадки всей конструкции и появления в ней напряжений. Особенно это заметно при вы-
полнении сварочных работ, когда коробление напрямую связано со сварочными напряжениями (чем больше степень коробления, тем меньше сварочные напряжения, и наоборот).
В большинстве случаев авто-ремонта используется сварка плавлением, при которой окончательное соединение в виде сварного шва формируется после полного остывания конструкции. При плавлении и последующем охлаждении любого конструкционного металла его первоначальная структура меняется коренным образом, что неизбежно ведет и к изменению физико-механических свойств детали и ухудшению её эксплуатационных характеристик. Кузовная листовая сталь имеет мелкозернистую структуру и повышенные прочностные свойства, полученные в результате многократной прокатки стального слитка. При повторном плавлении во время сварки структура металла в этой зоне огрубляется, приближаясь к крупнозернистой литой, а прочностные свойства снижаются. Кроме того, нагрев и охлаждение прилегающих участков (зона термического влияния), ослабляют металл в этой зоне и ведут к его короблению. Расплавленный металл активно реагирует с окружающей средой, содержащей такие элементы, как кислород, азот, водород и углерод. Железо образует с этими элементами стойкие соединения, которые снижают механические свойства стали или чугуна и повышают хрупкость шва. Существенное влияние на новообразование структуры металла шва оказывает скорость его остывания. Чем быстрее нагрев, ниже температура нагрева и короче время сварки и чем быстрее остывание шва, тем меньше величина зерна, а, следовательно, лучшие характеристики прочности шва.
Появление сжимающих напряжений в металле при его локальном нагреве широко используется при термической правке и рихтовке деталей.
В качестве источника тепла при этом часто применяют сварочное пламя ацетиленовой горелки. В результате, может возникнуть науглероживание в зоне действия пламени, а следовательно, упрочнение поверхности (поверхностная закалка), которое можно избежать регулировкой горелки на нормальное пламя.