ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Технология устранения повреждений деталей автомобиля ручной электродуговой сваркой
Наилучшее качество ручной электродуговой сварки чугуна достигается при использовании аппаратов постоянного тока: преобразователей типа ПСО или выпрямителей типа ВД. Возможно применение и сварочных трансформаторов. Однако при сварке на переменном токе имеет место сильное разбрызгивание электродного металла, а сварной шов получается пористым и менее плотным.
Большое многообразие видов дефектов чугунных деталей (по характеру и размеру), которые обнаруживаются в отливках при эксплуатации, определяет необходимость выбора определенной марки электродов в каждом конкретном случае. Используя различные электроды и их сочетание, при соответствующей технологии применения, можно получать наплавленный металл (металл шва) с заданными свойствами. Это позволяет достигать в сварном соединении требуемые показатели прочности, пластичности, твердости, герметичности и обрабатываемости резанием.
Для устранения повреждений в автомобильных деталях наиболее подходящими электродами для сварки чугуна являются электроды типа 034. Электрод марки 034-6 дает устойчивое горение дуги. Металл, наплавленный этим электродом, имеет высокие физикомеханические свойства. Почти равноценными электроду 034-6 являются электроды этого типа; 034-2, 034-3,034-4. Электроды 034-2 применяют в случае повышенных требований к обрабатываемости резанием. При необходимости обеспечения высокой плотности сварного соединения применяются электроды 034-2 в сочетании с электродами марки МНЧ-2. Электроды 034-3 предпочтительны для сварки соединений, к которым предъявляют повышенные требования по чистоте обрабатываемой поверхности. Они обеспечивают твердость наплавленного металла, более близкую к твердости чугуна, чем электроды марки МНЧ-2. Электроды 034-4 предпочтительны для наплавки последнего слоя при работе поверхности на истирание или при наличии ударных нагрузок. В этом случае подслой наплавляют электродами 034-3. Сварку электродами 034 ведут на постоянном токе обратной полярности. При ремонте чугунных деталей в соединениях, требующих высокой плотности, а также для сварки соединений, к которым предъявляются повышенные требования по чистоте поверхности после обработки можно также использовать электроды на никелевой основе МНЧ-2. Эти электроды предпочтительны для заварки первого слоя. Как и электродами типа 034, сварку электродами МНЧ-2 ведут на постоянном токе обратной полярности. Электроды 03ЖН-1 и ЦЧ-4 применяются значительно реже и в основном, для холодной сварки, наплавки и заварки дефектов литья в деталях из серого и высокопрочного чугуна. При заварке крупных дефектов первый и последний слои выполняют электродами марок 034-3 или МНЧ-2, а промежуточные слои поочередно выполняют электродами марок 03ЖН-1 и 034-3 или МНЧ-2.
Покрытия всех применяемых для сварки чугуна электродов склонны к поглощению влаги. Поэтому при хранении электродов в не отапливаемом помещении они отсыревают. Для обеспечения нормальной сварки отсыревшие электроды перед применением необходимо прокалить в электропечи при температуре 200. 280оС в течение
1. 2 час. Если электроды хранятся в сухом проветриваемом помещении, их не надо прокаливать.
Детали, предназначенные для ремонта электродуговой сваркой, предварительно промывают и очищают от всех загрязнений. Одним из важных моментов является точное определение границ повреждения детали. Например, при размораживании рубашки охлаждения блока цилиндров довольно часто невдалеке от основной видимой трещины образуются другие тонкие и малозаметные трещины. Все их следует перед сваркой обнаружить и соответствующим образом подготовить.
Сначала зачищается поверхность вокруг повреждения. Если это трещина, то поверхность вокруг нее зачищают не вдоль, а в поперечном направлении. Такой метод зачистки позволяет обнаружить даже те трещины, которые простым глазом не видны, и не выявлены во время опрессовки блока под давлением водой. Дело в том, что при поперечной зачистке трещины на ней откладывается валик металлической пыли, которая и обозначает всю длину трещины.
Для того чтобы трещину не потерять из виду, после зачистки поверхности, выявленные трещины обозначаются (мелом или керне - нием) с промежутками 20.30 мм. Затем трещину разделывают на всю длину. Глубина разделочной канавки должна быть приблизительно в два раза меньше толщины стенки детали в этом месте, а ширина - приблизительно 6.8 мм. При образовании трещины в стенке с толщиной менее 4 мм, эту трещину можно не разделывать.
Зачистку поверхности вокруг трещины до металлического блеска и разделку канавки лучше всего производить при помощи прорезного шлифовального круга пневматической или электрической шлифовальной машинкой.
В случае образования пробоины в стенке детали или нескольких сгруппированных трещин дефект устраняют методом наложения металлической заплаты толщиной 2,0.2,5 мм, размеры которой должны
быть такими, чтобы ее края перекрывали края повреждения не менее чем на 10.15 мм. Лучше всего, если края заплаты ложатся на более толстые и менее напряженные стенки, которые обычно находятся ближе к углам детали.
Если обломанная часть не сохранилась, то ее лучше отпилить от окончательно выбракованной аналогичной детали, подогнать по месту восстанавливаемой детали и приварить.
При сварке большинства автомобильных деталей, у которых толщина стенки составляет 4.8 мм, используют электроды диаметром 3.4 мм. Величина тока устанавливается в зависимости от диаметра электрода из расчета 30.40А на 1 мм диаметра стержня электрода. Например, при использовании электрода МНЧ-2 диаметром 3 мм сварку ведут при токе 90.110А, при употреблении электрода 034-6 такого же диаметра - при 80. 100А.
Сварку тонкостенных деталей выполняют короткой дугой небольшими участками длиной 15.40 мм. Чем свариваемая стенка тоньше, тем короче должны быть накладываемые швы. Порядок их наложения выбирают таким, чтобы теплота, выделяемая при сварке, распространялось равномерно во все стороны, Для этих целей применяют так называемый обратно-ступенчатый метод наложения швов на трещину. С целью уплотнения наплавленного металла и уменьшения напряженности стенки после наложения каждого участка шва (на заранее определенный участок) делают проковку наплавленного металла. Её проводят легкими ударами молотка (носовой частью). Очередной участок трещины заваривают после того, как металл охладился до температуры 50. 70оС. Электрод при сварке обычно располагают по отношению к поверхности детали под углом 70. 85о. Для лучшего выхода газов из сварной ванны длину дуги не выдерживают постоянной, а изменяют в пределах 3.5 мм, т. е. разница в колебаниях длины дуги должна примерно составлять 2 мм.
Часто материал автомобильных деталей загрязнен масляными или другими включениями, что ухудшает сплавление электродного и основного металла. Для улучшения сплавления применяют так называемый способ капельно-порционным методом. Возбудив дугу, конец электрода отводят от поверхности детали на максимально возможную длину и на какое-то время задерживают в зените. При этом создаются более благоприятные условия для выгорания из сварочной ванны газов и других включений. В момент опускания электрода с него срываются несколько крупных капель металла, которые сплавляются с основным. После этого дугу обрывают и делают небольшую паузу (приблизительно 10.15с.) При этом под воздействием высокой температуры металл очищается от загрязнений. Затем снова возбуждают дугу и сплавляют очередную порцию электродного металла. Таким же образом наложение шва продолжают до полной заварки трещины.
При этом способе наложения шва нельзя допускать перегрева металла, сварку следует вести короткими участками с проковкой шва после наложения каждого из них и небольшой выдержкой до охлаждения наплавленного металла. Чтобы лучше переплавить электродный и основной металлы, сделать шов более плотным и прочным при сварке капельно-порционным способом шов обычно накладывают в два - три слоя. Заварку трещин в этом случае производят электродами типа 034, обеспечивающими более пластичные свойства шва.
Сварку трещин в толстостенных деталях, которые в дальнейшем подвергаются механической обработке или работают под нагрузкой, проводят с разделкой кромок исходя из условий, что ширина разделки краев трещины на поверхности детали должна быть в два раза больше ее толщины, а глубина разделки на 2.3 мм меньше этой толщины. Кромки трещины разделывают фрезерованием или слесарным способом вручную. При таком способе облегчается сварка деталей в вертикальной плоскости.
Схема наложения валиков при сварке чугунных толстостенных деталей показана на рис. 2.15, б, в. Подготовительные валики на кромки трещины наплавляют раздельно: сначала на одной стороне среза, на участке протяженностью 30.50 мм надо наложить два ряда валиков. Затем, наложить два ряда валиков на другой стороне. Каждый предыдущий валик должен частично перекрываться последующим. После наплавки первого слоя очищают шлак и наплавляют второй. Подготовительные валики второго слоя не должны соприкасаться с основным металлом. Так же наплавляют подготовительные валики и на других участках, дают им охладиться до температуры 30. 50оС, счищают с них шлак и в такой же последовательности, как и при наплавке скосов, соединяют валики центральными (соединительными) валиками. Заполнение шва на каждом участке проводят с перерывом для охлаждения.
Главной трудностью при заварке трещины - обеспечение герметичности шва. Даже послойная проковка его не всегда обеспечивает требуемую герметичность, и при опрессовке детали под давлением обнаруживаются сквозные поры. Поэтому для герметизации шва прибегают к дополнительной его обработке клеевым составом на эпоксидной основе. Следует иметь в виду, что этот клей не выдерживает высоких температур и на деталях, которые во время работы нагреваются выше 120оС, применять эпоксидный клей для герметизации сварных соединений не рекомендуется.
В некоторых случаях, когда применение эпоксидного клея недопустимо, для герметизации сварных швов используют так называемый метод «приржавления». Он заключается в смачивании шва 10%- ным раствором хлористого аммония. Через некоторое время после нанесения раствора происходит интенсивная коррозия шва, выполненного медно - железным электродом, и ее продукты плотно закупоривают мелкие поры.