ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Термомеханическая правка — рихтовка деталей
При термомеханическом способе правки осуществляют равномерный нагрев детали по всему деформированному сечению с последующей правкой внешним усилием. Нагрев осуществляется газовыми горелками до температуры отжига (750. 800°С).
В ряде случаев при выполнении правки - рихтовки кузовной панели есть возможность значительно уменьшить объем работы, используя методы локального теплового воздействия на обработанный участок.
В большинстве случаев при деформации панельной детали металл в этой зоне «вытягивается». При этом деформация может быть упругой и пластичной. До определенной нагрузки металл «помнит» свою первоначальную форму, и после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние (упругая деформация).
После превышения предела упругости деформация металла становится необратимой, металл растягивается. Общий объем металла в зоне деформации измениться не может, следовательно, толщина листа становится меньше, а его площадь больше. Появляется «лишний» металл, который необходимо убрать. Вернуть растянутый участок в первоначальное положение, как бы «сжать» его, затратив при этом как можно меньше сил, возможно при правильном сочетании нагрева и
охлаждения. При этом следует учитывать главные особенности способа тепловой рихтовки. Во-первых, хотя с помощью тепловых напряжений можно устранить любую деформацию, использование тепловой правки в кузовном ремонте сильно ограничивается малой толщиной панельной детали. Тонкий стальной лист быстро прогревается по всей площади, и возникающие при этом силы сжатия оказываются малы. Во-вторых, локальный нагрев стальной панельной детали необходимо ограничить температурой 600. 650°С, так как при более высокой температуре начинается обычная пластическая деформация без возникновения каких-либо напряжений в металле.
Комбинация механической рихтовки и тепловой обжимки необходима в тех случаях, когда деформированная поверхность сильно растянута - имеется большой «избыток» металла. При таком варианте рекомендуется обычной рихтовкой «согнать» избыток металла в один или несколько куполообразных выступов. Затем каждый купол правится отдельно путем нагрева и, при необходимости, последующего резкого охлаждения. Таким способом удается устранить достаточно большие деформации панельных элементов кузова.