ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Сварочное оборудование и средства автоматизации в цехах сборки-сварки кузовов и кабин
Сборочные единицы кузовов и кабин значительных размеров с большим числом входящих в них деталей сваривают при помощи подвесных точечных машин различных типов и мощности, которые оснащены специальными сварочными оснастками для каждой операции. Для повышения производительности сварочных операций целесообразно использовать и многоточечные машины, современных конструкций с производительностью 500 деталей в час и выше. Установка и съем деталей в многоточечные машины, передача их с одной операции на другую механизированы, а процесс сварки автоматизирован. Эти машины обеспечивают более высокое качество изделий, а для упрощения их конструкции необходимое количество точек сварки рас-
пределяют между несколькими машинами. При наличии труднодоступных для сварки на многоточечных машинах мест в линии предусматривают подвесные точечные машины со специальной оснасткой.
На автоматических сварочных машинах и автоматических линиях контактной сварки соединяют 40% точек сборочных единиц кузова, а на стационарных и подвесных контактных машинах 60%. На ВАЗе применяют стационарные сварочные машины мощностью 60, 120,
190, 260 кВА, на которых выполняют точечную и рельефную сварку. Машины имеют высокую производительность (до 200 точек в минуту при продолжительности включения 50%). Мощность подвесных сварочных машин, применяемых в производстве для точечной и роликовой сварки, равна 85, 130, 180 кВА, а производительность до 180 точек в минуту при продолжительности включения 50%.
Сварка основных сборочных единиц (основания, боковин, крыши, дверей, крышки багажника, капота) на автозаводах производится на автоматических сварочных линиях. По структуре все линии представляют собой в общем виде цепочку, состоящую из многоточечных сварочных машин (постов, позиций), системы транспортеров, загрузочно-разгрузочных станций, шкафов управления, диспетчерских пультов сигнализации и управления.
Число сварочных постов на линии определяется конфигурацией свариваемых единиц и числом свариваемых точек.
В виду того, что общий объем сварки для кабин грузовых автомобилей в 2:3 раза меньше, чем у кузовов легковых автомобилей, механизированные и автоматические линии сборки-сварки кабины проще и различаются лишь построением технологического потока.
Наиболее часто на автомобильных заводах применяют два варианта технологических потоков.
Первый вариант (рис. 11.7) реализован на механизированной линии сборки и окончательной сварки кабин грузовых автомобилей,
где на двух нитках (посты 1 ...6) производится сборка и прихватка сборочных единиц каркаса кабины и наружных панелей. Затем эти нитки сливаются в линию 7, на которой установлены четыре многоточечные сварочные машины для окончательной сварки 377 точек. Сборка кабины производится на двух стационарных кондукторах - каркасном и главном. После сборки каркаса его тельфером передают на главный кондуктор. Сварка каркаса производится на сборочных постах механизированной сборки: пост 1 - сварка пола, пост 2 - сборка и прихватка передней части кабины, пост 3 - сборка проемов дверей, пост 4 - сборка и прихватка каркаса задней части кабины, пост 5 - сварка панели задней части кабины и пост 6 - сварка крыши.
Второй вариант реализуется на роботизированной автоматической линии сборки-сварки кабины грузового автомобиля и показан на рис. 11.8. Линия состоит из участка предварительной сборки - прихватки кабины и участка её окончательной сварки. Загрузка пола в сборе происходит автоматически с помощью двух опускных секций 2 на подъемнике 1. После загрузки пола в сборе на него с помощью робота 3 наносят защитную мастику. Загрузка передней и задней частей кабины производится с навесного конвейера кантователем 5, поворачивающим их на 90° и устанавливающим их на поворотный стол, который автоматически по салазкам 4 выдвигается со сборочными единицами на линию. Здесь производится прихватка передней и задней частей с полом в 14 точках с помощью качающихся сварочных пистолетов.
На следующих позициях роботы 6 выполняют автоматическую сварку в сорока и двадцати двух точках. На конвейер 7 с помощью опускных секций укладываются боковины, где на них наносится защитная мастика. С помощью двух кантователей 8 производится установка боковин на кабину в линии. Специальное приспособление 9 базирования и зажима выполняет ориентировку предварительно загруженных узлов. Затем производится автоматическая сварка с помощью четырех роботов в 56 точках. На отдельной ветке линии происходит автоматическая загрузка крыши из контейнера 15 с помощью робота 16 и её установка на позицию. Из двух вибробункеров 14 подаются кронштейны, которые с помощью двух клещей, установленных на салазках, привариваются в четырех точках к крыше. На следующей позиции из вибробункеров автоматически загружаются другие кронштейны, привариваемые к крыше в восьми точках. Сваренную крышу подают на пластинчатый конвейер 13, который направляет её на меж - операционный склад - накопитель 12 элеваторного типа. Затем крышу перекладывают на конвейер 11 и направляют для сварки с кабиной. Предварительно с помощью робота наносят защитную мастику. С помощью барабана 10 производится поворот крыши на 180° и затем загрузка крыши на линию. Специальные фиксирующие и зажимные приспособления обеспечивают ориентацию крыши относительно кабины. На следующих позициях производится сварка крыши с помощью двух роботов в 56 точках. Затем выполняют зафланцовку крыши на 45° и 90° вначале передней части, после чего передней боковой части. Подъемники снимают кабину, и она перемещается на линию окончательной сварки, состоящую из двух веток. Две опускные секции устанавливают кабину на доварку. Шестнадцать роботов выполняют до - варку кабину в 484 точках. С помощью опускных секций производится съем кабин с линий и передача их на конвейер 17 для представления на контроль. Производительность линии - 85 кабин в час.
На рис. 11.9 показана часть роботизированной автоматической линии окончательной сварки кузова легкового автомобиля, состоящая из семи позиций с расположением сварочных роботов на различных уровнях. Предварительно прихваченный кузов 1 устанавливается на транспортную тележку, которая предназначена для перемещения кузова между позициями сварочных роботов. Шесть сварочных роботов
3 установлены на уровне нулевой отметки пола, два робота 4 ниже уровня нулевой отметки и три робота 2 установлены на антресоли. Такое расположение сварочных роботов позволяет производить точечную сварку кузова со всех сторон и в полном объеме. Движение тележки между роботами осуществляет гидропривод транспортного средства. Кузов, проходя последовательно между роботами, сваривается в 615 точках.
Сборочные единицы кузовов автобусов соединяют точечной и дуговой сваркой в среде защитных газов. Организационное построение сборочно-сварочных операций аналогично.
В автоматических линиях сборки-сварки отдельных сборочных единиц используются следующие средства автоматизации. Штампованные детали и сборочные единицы передают по технологическим цепочкам на сборочном участке при помощи толкающих конвейеров с программным адресованием, подвесных конвейеров и тележек. Первоначально собранная сборочная единица навешивается на толкающий конвейер и поступает на подвесной склад - накопитель, находящийся перед участком сборки следующей по порядку сборочной единицы. При таком процессе транспортировки сборочных единиц обеспечивается их полная сохранность от повреждений поверхностей, максимально уплотняется расстановка сборочного оборудования, так как проезды для колесного транспорта сокращаются до минимума и, что наиболее важно, резко снижается трудоемкость транспортных операций, которые оказываются полностью автоматизированными.
Навесные сборочные единицы оперения кабины: крылья, капот, облицовка радиатора собираются на сборочно-сварочных участках. Они Навешиваются на толкающий межцеховой конвейер и через подвесной склад-накопитель в заданном ритме поступают на окраску. Для межоперационного транспортирования деталей и сборочных единиц используются различные транспортирующие устройства: тележки, склизы, конвейеры различных конструкций, кран-балки и мостовые краны. Вид межоперационной тары зависит от формы и массы свариваемых деталей, а также от программы выпуска. Для передачи сборочных единиц в механизированных линиях применяют напольные и подвесные конвейеры, а также устройства для передачи деталей из межоперационных накопителей.
В современных производствах кузовов и кабин в качестве основного технологического оборудования широко применяются промышленные роботы, которые представляют собой автоматический манипулятор, снабженный системой управления. Рабочий орган (рука) робота имеет от трех до шести степеней свободы. Его назначением является перемещение объекта по определенной траектории в заданную точку и ориентирование в определенном положении. Система управления обеспечивает устройству необходимую память и переналадку в другой цикл операций, допускает объединение роботов в группу, а также возможность управления от ЭВМ.
Для точечной сварки при производстве кузовов и кабин автомобилей широкое применение нашли роботы фирмы «Юнимейт»
(США), «Аро» (Франция), «Кавасаки» (Япония), «Кука» (Г ермания), различающиеся системами привода, расположением сварочных клещей и трансформаторов. В настоящее время для контактной и точечной сварки стали применяются и отечественные роботы ПР 161/60, ПР 601/60 и др. Промышленный робот ПР 601/60, изготовленный ВАЗом, имеет шесть степеней свободы, Его производительность при точечной сварке - 60 точек в минуту. Робот рассчитан на нагрузку на руке 600 Н при нормальной скорости работы.