ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аппараты для одноэлектродной контактной сварки «споттер»
Логическим продолжением сварочных клещей являются аппараты одноэлектродной контактной сварки - споттеры. Вторым электродом у них служит сам ремонтируемый кузов. Механическое прижимное усилие в споттерах создается вручную при прижатии электрода к свариваемому изделию.
Наиболее рационально споттеры использовать при ремонте панелей кузова, к которым трудно подобраться с обратной стороны. С помощью споттеров можно также локально нагреть металл, что при небольших повреждениях кузова позволяет применять вытягивание с прихватом для устранения небольших вмятин.
В настоящее время споттеры выпускают в основном фирмы Г ермании, Франции, Японии, США и Италии. Информация об отечественных производителях этих аппаратов отсутствует.
В целом все споттеры действуют схожим образом и отличаются в основном различным набором приспособлений и аксессуаров для работы. При наличии готовых программ, которыми оснащены многие устройства, необходимо лишь выбрать тип крепежного элемента, учесть толщину свариваемого металла и продолжительность сварки, а также специфику правки металла кузова (стали или алюминия). Выполнить вышеуказанные операции очень просто, так как интерфейсы современных споттеров приближены к человеку. Поэтому работа со спотеррами не требует высокой квалификации оператора и значительно упрощает ряд восстановительных кузовных операций.
В основе принципа действия споттера лежит сварка сопротивлением, как один из самых простых и быстрых видов сварки, обеспечивающих надежное соединение металлических деталей. К самым дешевым аппаратам относятся споттеры с отдельно стоящим трансформатором однофазного переменного тока. Они малоэффективны при точечной сварке оцинкованной стали и стали с высокой ударной прочностью, но могут использоваться для удаления вмятин. К более мощным споттерам относятся аппараты, оснащенные трансформатором трехфазного постоянного тока или инверторами. Последние позволяют получить ток высокой частоты (2000Г ц) и тем самым значительно снизить вес и размеры трансформатора. Главным отличительным признаком инвертора является высокое качество сварного соединения, соответствующее качеству завода - изготовителя автомобиля. Это объясняется отсутствием падения силы тока в процессе сварки.
Самые совершенные и дорогие - это цифровые споттеры, в которых используется электронное управление режимами сварки. На выбор споттера оказывает большое влияние марка кузовной стали.
Относительно дешевые и простые трансформаторные модели спотте - ров могут использоваться для ремонта отечественных автомобилей из тонколистовой низкоуглеродистой стали. В кузовах импортных автомобилей кроме обычных сталей используются высокопрочные стали (HSS), ультрапрочные стали (UHSS) и алюминий. Для сварки этих сталей требуются споттеры с инвертором. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются многофункциональные сварочные комплексы, включающие споттер, точечную и контактную сварку, прогрев поверхности угольным или карбоновыми электродами.
Г лавное назначение любого споттера - приварка специальных шпилек, к которым крепят патрон обратного молотка при правке кузовных панелей. При использовании в качестве электрода медного стержня большого диаметра споттер очень удобен для разогрева элементов кузова при его правке и удалении «хлопунов». Для разогрева больших площадей рекомендуется применять специальный угольный электрод. Его же можно использовать для разогрева сильно деформированных массивных элементов при вытяжке кузова на стапеле.
У споттера есть ещё две функции: аппарат позволяет сваривать два листа металла в одноконтактном режиме точечным и непрерывным швом. Можно, например, поставить небольшую заплату на несущую панель кузова, но прочность шва оставляет желать лучшего.
Наибольший эффект споттер даёт при правке сравнительно небольших вмятин, расположенных на внешних несъёмных элементах кузова. К примеру, легко устранить повреждения крыши без снятия потолочной обивки, либо двери без её разборки. Время ремонта сокращается в десятки раз.
Простейшие универсальные споттеры TECNA 7600 и CEBORA SPOT 3500 специально рассчитаны на помощь в правке кузовных деталей, у которых доступна только внешняя сторона. Споттер TECNA 7600 предназначен для приварки винтов, саморезов, заклёпок, шпилек к металлическим поверхностям. Мощность споттера - 6 кВт, а питается он от однофазной сети с напряжением 220 В. Внешне он напоминает несколько увеличенную электродрель. Только вместо патрона здесь два концентрически расположенных электрода. Во внутренний электрод вставляется омеднённая стальная шпилька (или любая другая из вышеперечисленных деталей). Наружный электрод контактирует с кузовом.
Работа со споттером проста. Сначала к кузову в непосредственной близости от места работы прикрепляют второй электрод (для споттера SPOT 3500). Контакт должен быть очень хорошим, через него проходит ток в несколько тысяч ампер. Как дрель споттер прижимают к стальной поверхности, затем следует секундное нажатие на кнопку и деталь оказывается прочно приваренной.
Для правки деталей в местах излома используются специальные треугольные шайбы, которые весьма надёжно привариваются к металлу, выдерживают значительные разрывные напряжения, но легко удаляются скручиванием вокруг вертикальной оси.