СЕРНИСТАЯ КОРРОЗИЯ ТРУБ ХВОСТОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА
При низкой температуре дымовых газов происходит конденсация содержащегося в них пара. на трубах хвостовых поверхностей нагрева котла. В образующихся капельках воды (росе) растворяются имеющиеся в газах окислы серы, в результате чего получаются слабые растворы кислот, интенсивно разъедающие металл. В экономайзере температура.
СТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА) ЖЕЛЕЗА
В настоящей книге рассматриваются конкретные вопросы, связанные с работой стальных деталей парового котла. Но для изучения этих сугубо практических вопросов необходимо знать общие сведения, касающиеся строения стали и ее ' свойств. В схемах, показывающих строение металлов, атомы иногда изображают в виде соприкасающихся друг с другом шаров (рис. 1). Такие схемы показывают расстановку атомов в металле, но в них трудно наглядно показать расположение атомов друг относительно друга.
ЭРОЗИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА
Эрозией называется постепенное разрушение поверхностного слоя металла под влиянием механического воздействия. Наиболее распространенным видом эрозии стальных элементов - парового котла является их истирание твердыми частицами золы, движущейся вместе с дымовыми газами. При длительном истирании происходит постепенное уменьшение толщины стенок труб, а затем их деформация и разрыв под действием внутреннего давления.
СТРОЕНИЕ СТАЛИ
Чистое железо, 'В котором суммарное содержание различных примесей не превышает сотых долей процента, представляет собой мягкий металл (немного прочнее меди). Его получение не связано с особыми техническими трудностями. Однако для применения в котлострое - II її и и большинстве других отраслей промышленности в железо необходимо 'вводить добавки различны* веществ, улучшающих его свойства.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАРАБАНОВ НА ИХ ПРОЧНОСТЬ
Изготовление барабана котла является, пожалуй, наиболее сложным и ответственным процессом во всем котлостроении. Цилиндрическая часть (обечайка) барабана изготовляется различными способами. Иногда она состоит из двух полуцилиндров, которые получаются при сгибании стальных листов большой толщины на гидравлическом прессе (рис. 45,а). У советских котлов высокого давления большинство обечаек состоит из нескольких Звеньев (рис.
МАРКИРОВКА ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ
В СССР условные обозначения характеризуют примерный состав сталей. Эти обозначения состоят из букв и цифр. Каждая буква указывает на наличие в стали какого-либо легирующего елемента. Цифры, стоящие до первой буквы, указывают на содержание углерода в сотых долях процента, а цифры, поставленные за буквой, характеризуют содержание легирующего элемента в целых процентах. Если какой-нибудь элемент содержится в количестве, меньшем или близком к 1%, то цифра за его обозначением отсутствует. Условные обозначения элементов, входящих в сталь, следующие: Б — и юб ш; В — вольфрам; Г — марганец; Д — медь; К — кобальт; М— молибден; Н — никель; П — фэсфор; Р — бор; С — кремний; Т — гитан; Ф — ванадий; X —'хром; Ц — цирконий; tO— алюминий.
ВЛИЯНИЕ ЧРЕЗМЕРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В МЕТАЛЛЕ
Имеется много примеров повреждения барабанов и коллекторов в результате чрезмерно большого напряжения в металле Это напряжение может быть вызвано действием внешних механических сил, неравномерным нагреванием или охлаждением. Опасными являются даже весьма малые трещины, около которых возникает концентрация напряжений и которые в дальнейшем постепенно увеличиваются. Рост втих трещин под действием коррозии может продолжаться и после устранения вызвавшей их причины.
ПОЛЗУЧЕСТЬ СТАЛИ
Большинство стальных элементов паровых котлов несет ту или иную нагрузку и, кроме того, работает при высокой температуре. С повышением температуры прочность стали снижается вследствие возникновения различных разуїпрочняющих процессов. Изменение прочности стали с повышением температуры наглядно показано на рис. 12. Но действие высокого нагрева не ограничивается уменьшением механической прочности стали.
ТЕПЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОТЕЛЬНОЙ СТАЛИ
Еще в первой половине XIX в. без видимой причины! ломались после многолетней работы, валы машин, оси колес и т. п. Причину таких повреждений долго не могли объяснить. Сначала предполагали, что с течением времени изменяется структура стали. Однако многочисленные исследования показали, что в местах поломки строение кристаллической решетки стали не отличается от обычного.
ВЛИЯНИЕ НА МЕТАЛЛ ЧРЕЗМЕРНОГО НАГРЕВА
Разрушение чрезмерно нагретой стали часто называют «пережогом». По отношению к поверхностям нагрева парового котла такой термин неточен. При высокой температуре происходит не «пережог», т. е. соединение стали с кислородом, а соответствующее изменение ее строения и свойств. Термин «пережог» продолжает употребляться потому, что он весьма наглядно характеризует значительное уменьшение прочносоти металла при высокой температуре.
КИСЛОРОДНАЯ КОРРОЗИЯ
Питательная вода паровых котлов должна очищаться от кислорода (деаэрироваться) очень тщательно. Для котлов высокого давления содержание кислорода в ней не должно превышать 0,015 мг/л. Иными словами, кислорода должно быть не более 1,5 г на 100 м3 воды. Известны случаи, когда при отсутствии деаэрации питательной воды котлы быстро выходили из строя. При неудовлетворительной деаэрации питательной воды происходит коррозия питательного тракта (трубопроводов, насосов, арматуры, подогревателей и т. п.) и в котел вносятся окислы, являющиеся продуктами этой коррозии, а также возникает коррозия экономайзера.
ВЛИЯНИЕ СПОСОБА ИЗГОТОВЛЕНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ЦЕЛЬНОТЯНУТЫХ ТРУБ
У современного парового котла все работающие под давлением трубы (как обогреваемые, так и необогре - ваемые) изготовляются цельнотянутыми, т. е. без продольного сварного шва. Из таких же цельнотянутых 30 труб (но значительно большего Диаметра) делают цилиндрическую часть сборных камер (коллекторов). Лишь в воздухоподогревателе устанавливают трубы ■с продольным сварным швом.
ПАРОВОДЯНАЯ КОРРОЗИЯ
При температуре выше 400° С возможно непосредственное химическое взаимодействие железа с - водяным паром. При этом реакция протекает по формуле 3Fe + 4H20 = Fes04 + 4H2. В результате этого металл покрывается тонкой пленкой окиси железа, которая при температуре 400—450° С способна предохранять металл от дальнейшего разрушения. Такая пленка образуется, например, на лопатках первых ступеней паровых турбин. При этом происходит потемнение (воронение). Вороненые лопатки турбин работают без коррозионного разъедания очень длительное время.
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА НА ИХ ПРОЧНОСТЬ
Гибка труб. На котлостроительных заводах гиб".! труб, 'предназначенных для поверхностей нагрева, ка травило, производится в холодном состоянии. Схем4 38 і|,;'6огибочного станка и процесс гибки труб показаны на~ рис. 27. С помощью зажима 1 трубу прикрепляют к LfKTnpy 2, который затем медленно поворачивают на необходимый угол (на схеме —против часовой стрелки). При этом труба скользит по направляющей 4, а ее прикрепленная к сектору часть с ним, благодаря чему труба п шжимается к сектору «'принимает его профиль.
ЩЕЛОЧНАЯ ХРУПКОСТЬ
Этот вид коррозии, называемый также к а у с т и ч е - с'boй хрупкостью, а также межкристаллитной коррозией, иногда приводит к значительным повреждениям паровых котлов. Трещины возникают, например, в барабанах у отверстий с развальцованными трубами, а также в развальцованных концах экранных и кипятильных труб. В отдельных случаях происходит значительное разрушение стенок барабанов. В котлах старых конструкций отдельные элементы барабанов соединены 'между собой не электросваркой, как у современных котлов, а заклепочными 'швами.
ДУГОВАЯ ЭЛЕКТРОСВАРКА ДЕТАЛЕЙ КОТЛА
Кроме рассмотренной выше контактной сварки, существуют другие способы соединения деталей котла. При весьма распространенной электрической дуговой сварке под действием электрического тока расплавляет, ся конец подаваемого к месту сварки стального прута (электрода). При этом образуется ванна жидкой стали. Специальные вещества, называемые флюсами, расплавляясь, покрывают поверхность металла и препятствуют его соединению с кислородом воздуха. Флюсы растворяют в себе окислы железа, образуя вместе с ними легкотекучую массу, легко всплывающую на поверхность жидкого металла.
КОРРОЗИЯ ТРУБ ПОД СЛОЕМ ШЛАМА
'И Описанные выше виды коррозии вызываются непосредственным воздействием соответствующих веществ на металлические поверхности парового котла. Существует и иной вид коррозионных разрушений. Разъедание металла может происходить при его взаимодействии с лежащими на его поверхности продуктами коррозии: окислами железа и 'меди. Такая коррозия является вторичной.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭКРАННЫХ ТРУБ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ ВОДЫ
На рис. 34 схематически показано, что в ©кране парового котла парообразование происходит только в обогреваемых трубах 4, находящихся в топке, а в наружных необогреваемых трубах 2 находится вода. Поэтому внутреннюю часть соединенных между собой труб экрана можно уподобить сообщающимся сосудам, причем в левых сосудах находится вода, а в правых —смесь воды и пара. В обогреваемых трубах более легкая пароводяная смесь движется вверх, а на ее место по. наружным необогреваемым трубам поступает вода, которая в обогреваемых трубах частично испаряется и также перемещается наверх, в барабан котла.
СТОЯНОЧНАЯ КОРРОЗИЯ
Рис. 61. Вид в разрезе экранной трубы котла ТП-170-1, рассчитанного на давление 100 ат, с коррозией над контактным Сварным стыком. 1 н 2—сварной стык; 3 — зона коррозии; 4 — сквозной свищ. Стояночную коррозию нельзя рассматривать как особый вид разрушения металла, отличный от описанных выше других видов коррозии. Большей частью стояночная коррозия заключается в ржавлении влажных металлических поверхностей при выключении оборудования из работы, т. е. в обычной кислородной коррозии в условиях свободного доступа воздуха.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭКРАННЫХ ТРУБ ПРИ НАЛИЧИИ В НИХ НАКИПИ
При обычных условиях эксплуатации котлы среднего и высокого давлений должны работать без отложения накипи неограниченно длительное время. Выпадание накипи у таких котлов обычно вызывается какими-либо нарушениями правильного водного режима. В экранных трубах накипь отлагается на стороне, обращенной к топке, и преимущественно в зоне наиболее сильного обогрева, т. е. в зоне, где расположено ядро факела.
НАРУЖНАЯ КОРРОЗИЯ ЭКРАННЫХ ТРУБ
Впервые наружная коррозия экранных труб была обнаружена на двух электростанциях у котлов высокого давления ТП-230-2, работавших на угле марки АШ и сернистом мазуте и находившихся до того в эксплуатации около 4 лет. Наружная поверхность труб подвергалась коррозионному разъеданию со стороны, обращенной в топку, в зоне максимальной температуры факела.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЕЙ
Змеевики пароперегревателя омываются изнутри паром, который хуже, чем вода, отводит тепло от. металла и который нагрет до более высокой температуры по сравнению с водой и пароводяной смесью, омывающем другие поверхности нагрева. Поэтому в нормальным условиях работы наиболее высокий нагрев металла про! исходит в пароперегревателе котла. Наибольшее количе-1 ство повреждений возникает в последней по ходу пара! части пароперегревателя, т. е. там, где как пар, так и 52 Трубы нагреты до наиболее высокой температуры Эти повреждения могут быть вызваны различными причинами, из которых рассмотрим лишь следующие: 1. Наибольшее .количество повреждений возникает по причине того, что пар в одних трубах нагревается значительно больше, чем в других.