Имидж, определяемый страной происхождения товара
1. Актуальность и возможности имиджа происхождения товара (ИПТ)
2. Общий обзор исследования
3. Стратегическое использование ИПТ
4. Выводы и заключение
Обычно на этикетках товаров есть надпись: «Сделано в...» (■«Made in...»), наличие которой для большинства продуктов обычно требуется законодательством. Законодательство об идентификации страны происхождения товара определяет нормы сборов с импортируемых товаров, которые могут значительно влиять на цены этих товаров. Следовательно, точное описание происхождения товара является важным рыночным фактором, особенно в современных условиях всемирной конкуренции.
Однако спецификация «сделано в...» может также выступать в качестве сигнала покупателю при установлении общей ценности товара, поскольку она связана с имиджем страны, в которой товар был произведен. Многие маркетологи понимают и чувствуют это: и, если они на самом деле подчеркивают происхождение товара данной торговой марки в различных частях маркетинга-микс, а не просто держатся в рамках законодательно предписываемого объема информации о стране-производителе, они могут получить важные стратегические преимущества. Часто это считается такой же или даже более важной характеристикой, отражающей сильные стороны торговой марки, и которую можно рассматривать в качестве уникального торгового предложения. Поскольку рост конкуренции в других странах также несет в себе потенциальную угрозу для экономики стран - импортеров, местные производители обычно используют фразу «сделано отечественным производителем», чтобы усилить позиции своих товаров в среде местных покупателей.
Неудивительно, что, поскольку такие ассоциации имиджа происхождения товара могут обеспечить значимые последствия и потенциальные преимущества, исследования влияния страны-производителя привлекают к себе большое внимание — М. Бэкер и К. Кюрри (Baker and Currie, 1993) даже интересовались проблемой возможности причисления этого аспекта к пятому элементу маркетинга - микс. Если действительно, как это часто говорится, такие торговые марки, как McDonald’s, стоят миллионы, то тогда сколько миллиардов может стоить использование имиджа Германии при производстве продуктов «Made in Germany *>? В одном популярном журнале один из авторов писал следующее о ценности использования имиджа страны-производителя в современных маркетинговых стратегиях:
Нам больше не нужно спрашивать, что или кто унаследовал землю: это известно. Покупатель ищет нижнее белье, сшитое тибетскими девушками вручную... кофейные зерна, созревшие в первых лучах утреннего солнца на самой вершине священной горы в Кении... опорные рамы, материал для которых сделан из древесины с горы Синай... томаты из Прованса. ...Здесь мы можем видеть так называемый «эффект BMW»... В надежде довести объемы производства до требуемого рынком уровня (так, как это делает компания BMW на рынке автомобилей) производители максимально модернизировали производство, попытавшись использовать только им известные тайны инжиниринга в создании каждой детали, ими производимой.
(P. Freundlich, Harper’s, December, 1987)
Здесь говорится об имидже происхождения товаров и о том, как он может повлиять на поведение покупателей. Можно выделить три основные составные части, задачи которых заключаются в том, чтобы раскрыть важность и многоаспект - ность проблемы ИПТ, рассматривая их в более широком контексте поведения покупателя, чтобы рассмотреть важные результаты исследований, а также чтобы подчеркнуть различные варианты их стратегического применения в маркетинге. Как маркетологи используют сигналы ИПТ и какова их роль в современной мировой конкурентной среде? Какие факторы формируют точку зрения покупателей на иностранные и отечественные товары? Равно ли оправданно использование влияние ИПТ для всех торговых марок, для всех сегментов потребления, во всех ли странах и для всех ли стран — вот лишь некоторые из тех вопросов, которые мы зададим.
Подобные вопросы жизненно важны и должны представлять интерес, во-пер - вых, для лиц, принимающих маркетинговые решения и определяющих политику бизнеса, правительства и торговых ассоциаций, работающих для того, чтобы усилить общую конкурентную привлекательность своих организаций или своих подопечных, расширяя свою деятельность на внешних рынках и/или защищая права своих внутренних потребителей; и, во-вторых, — для студентов и исследователей, как узко заинтересованных в этой области, так и изучающих связанные с ней дисциплины, такие как поведение потребителей, международная стратегия и международные отношения.