Факторы, влияющие на формирование рынка автосервисных услуг
При изучении развития рынка автосервисных услуг необходимым аспектом является рассмотрение механизма его функционирования, определение и классификация факторов его формирования.
Результативность рынка автосервисных услуг связан с механизмом его функционирования, который характеризуем следующими составляющими:
- качество предлагаемого товара - услуги предприятия автосервиса;
- рыночная цена на автосервисные услуги;
- эффективность производства автосервисных услуг;
- используемые технологии;
- прибыльность автосервисного бизнеса и т.п.
Механизм функционирования рынка автосервисных услуг представляет собой способы поведения хозяйствующих субъектов на рынке, а также взаимодействия цен и спроса. Поведение субъектов этого рынка определяет рынок автосервисных услуг. При первом рассмотрении спрос на автосервисные услуги зависит от количества потребителей данных услуг (автовладельцев). Со стороны, спрос на автосервисные услуги зависит от них. Однако применение классического подхода, носящего зависимость спроса лишь от двух факторов и цен, приводит к чрезмерному упрощению ситуации.
Согласно закону спроса при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к соответствующему повышению величины спроса на него, и, наоборот повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины всей кривой спроса.
К новым факторам, формирующим спрос на автосервисные услуги, относятся перечисленные ниже факторы:
- количество автомобилей, находящихся в личном пользовали и в собственности организаций — общая численность и распределение по маркам и моделям;
- интенсивность эксплуатации автомобилей (он в свою очередь, зависит от следующих показателей: пробег автомобиля с начала эксплуатации, возраст и среднегодовой пробег автомобиля);
- качество и комплексность оказываемых автосервисных услуг. Зависимость спроса от этого фактора выглядит следующим образом. Чем выше уровень предлагаемых автосервисных услуг и больше их номенклатура, тем меньше работ осуществляется населением в порядке самообслуживания, повышается доля работ, приходящихся на предприятия автосервиса. Повышение качества услуг оказывает двойное воздействие. Во-первых, напрямую влияет на объемы выполняемых автосервисных работ в текущем периоде, во-вторых, создает базу для рынка автосервисных услуг в будущем. Объясняется это тем, что высокий общий уровень качества автосервиса способствует росту автомобильного парка и изменению его структуры, так как население увеличивает покупки дешевых автомобилей с высоким показателем «возраста» и пробега. • плотность размещения автосервисных предприятий и других предприятий системы обслуживания автотранспорта и автовладельцев. Плотность размещения автосервисных предприятий существенно влияет на качество услуг и определяет уровень насыщенности рынка автосервисными услугами. Оптимальное размещение предприятий автосервиса позволяет снизить непроизводительные потери времени средств клиентов (транспортировка автомобиля и ожидание в очереди) и тем самым повысить уровень спроса на услуги.
- доходы потребителей и уровень цен на услуги автосервиса. По зависимости спроса от доходов потребителей автосервисные услуги относятся, как правило, к группе услуг, имеющих некоторый пороговый уровень доходов, после которого начинается спрос.
- состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние. Высокая плотность и интенсивность дорожного движения формирует поток автовладельцев - потенциальных клиентов предприятий автосервиса в определенном районе. Местоположение автосервисного предприятия в центре крупного города и сельской местности непосредственно влияет на количество клиентов, а, следовательно, и на уровень спроса. Дорожные условия определяют режим работы автомобиля и характеризуются технической категорией дороги: пять видов и качеством дорожного покрытия, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане (шириной дороги, радиусами закруглений, величиной подъемов и т.д.) Тип покрытия дороги оказывает существенное влияние на режимы работы автомобиля и его агрегатов, а, следовательно, и на число выхода их из строя, что потребует ремонта на предприятии автосервиса.
- надежность конструкции и качество автомобилей, эксплуатационные качества автотранспортных средств. Надежность - это свойство автомобиля выполнять транспортную работу, сохраняя функции установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Качество - это совокупность свойств автомобиля, обусловливающих пригодность удовлетворять потребности в перевозках в соответствии с назначением автомобиля. Данный фактор имеет обратное воздействие на уровень спроса. Повышение надежности и качества автомобилей обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).
- качество горюче-смазочных материалов и запасных частей. Качество топлива и запасных частей непосредственно влияет на износ автомобиля. Высокий уровень данных показателей увеличивает долговечность автомобиля и уменьшает число отказов автомобильных узлов и агрегатов. Таким образом, низкий уровень качества ГСМ и запасных частей ведёт к росту спроса на услуги автосервиса, а высокий – наоборот, к его уменьшению. Качество топлива и запасных частей формирует уровень производства и технологии на нефтеперерабатывающих комбинатах, автозаправочных станциях и автомобильных заводах.
- доступность автосервисных услуг. Для удовлетворения потребностей и увеличения спроса населения в ремонте автомобилей существенное значение имеет проблема рационального размещения СТО, которые должны быть территориально приближенными к клиенту, а не наоборот.
- условия эксплуатации автомобилей. Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния. Изменение технического состояния автомобиля потребует соответствующего технического обслуживания и ремонта, тем самым напрямую повлияет на уровень спроса на услуги предприятий автосервиса. По результатам исследований, число случаев ремонта автомобилей у достаточно квалифицированного водителя в два раза меньше, чем у менее опытного водителя (новичка). На равных условиях эксплуатации водители, обладающие более высоким профессиональным мастерством, обеспечивают более благоприятные условия работы агрегатов и механизмов. Последнее обстоятельство приводит к сокращению отказов и увеличению ресурсов двигателя. Интенсивность дорожного движения характеризуется влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Режимы работы легкового автомобиля при интенсивном городском движении изменяются по сравнению с загородной дорогой. Это приводит к быстрому износу агрегатов автомобиля, что требует соответствующего ремонта.
- комплекс социальных условий. Так, тенденция к росту мужского населения ведет увеличению числа потенциальных автовладельцев и положительно влияет на развитие рынка автосервисных услуг. Чем выше образованность и культурный уровень автовладельцев, тем более высокие требования предъявляются к качеству работы и обслуживания на предприятиях автосервиса. Этот же фактор косвенно влияет на возрастную и марочную структуру автомобильного парка. Необходимость ежедневного преодоления значительных расстояний при недостаточной развитости сети общественного транспорта также оказывает влияние на показатель насыщенности автотранспортом, а значит, и на повышение спроса на услуги автосервиса. Все эти факторы влияют на изменение спроса на рынке автосервисных услуг и на его структуру. Что же происходит с предложением автосервисных услуг? Кроме естественной ответной реакции на повышение спроса на услуги или изменение его структуры на предложение автосервисных услуг влияет ряд факторов макроуровня, формирующих внешние условия для организации данного бизнеса и его привлекательности. Перечислим некоторые из них.
- Наличие адекватной нормативно-правовой базы. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей лицензирование и сертификацию услуг автосервиса, регулирующей отношения между государственными налоговыми органами, участниками автомобильного рынка, страховыми и кредитными организациями при отсутствии лишних административных барьеров благоприятно воздействуют на предложение услуг предприятиями автосервиса.
- Развитие технологии и разработка нового оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Внедрение новых технологий технического обслуживания и ремонта автомобилей и нового оборудования приводит к расширению номенклатуры оказываемых услуг (ремонт электрических систем, диагностика автомобиля и т.д.).
Повышение налогов является тормозом в развитии автосервисных предприятий, их модернизации и расширении. Это обстоятельство отрицательно сказывается на возможности предоставления новых видов автосервисных услуг. Руководство предприятия вынуждено в некоторых случаях пойти на сокращение номенклатуры услуг. Таким образом, изменение налогообложения в целом приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.
Изменение хотя бы одного из перечисленных выше факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.
Подведем итоги рассмотрения механизма формирования автосервисных услуг. Выделенные и обоснованные факторы можно классифицировать как факторы непосредственного влияния на формирование спроса и предложения на рынке автосервисных услуг. Кроме того, можно обозначить факторы опосредованного влияния, создающие условия изменения конъюнктуры рынка услуг автосервиса.