ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЛАКАХ
К числу важнейших материалов, применяемых в малярном деле, относятся различные лаки, изготовление которых составляет специальную отрасль заводского производства.
Лаком можно назвать всякое жидкое вещество, оставляющее после высыхания блестящую прозрачную пленку на поверхности покрытого им предмета, поэтому представление о лаке сводится к понятию о растворении какого-либо твердого, нелетучего, прозрачного или полупрозрачного вещества в высыхающей или летучей жидкости. В лаковом производстве такими твердыми веществами являются различные смолы, а растворителями смол служат различные жидкости, от свойств которых зависят многие свойства лаковых продуктов, поэтому лаки получают названия от растворителей. Известны лаки масляные, спиртовые, скипидарные или эфирные.
Лаковое дело, как фабричное производство, стало известным в Европе только в начале прошлого столетия; до этого времени лаки и лакированные изделия ввозились к нам из Китая, Японии, Индии, где лаковое производство, благодаря наличию местных смол, было давно известно, а применение лаков известно тысячу лет. В Европе секрет приготовления лаков приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII столетии. Затем длительное время производство лаков оставалось секретом и велось келейным образом, пока французский химик Шсне в 1803 году не открыл первый в Европе лаковый завод. Только в 1862 году химик Виолет обнародовал свои исследования о лаках, в которых раскрыл состав и свойства лаков. Первые солидные заводы появились в Англии, затем в других государствах Европы; в России начали с производства спиртовых лаков, а опыты по производству масляных лаков начались в 70-х годах текущего столетия. О развитии нашего лакового производства расскажем в следующей главе, посвященной специальным лакам.
Ценность лаков зависит от их качеств, последние обуславливаются качеством смол и растворителей. Подбор смол и растворителей при определенном способе их смешения составляет суть лакового производства
Свойства лаков, составляющие их достоинства, долж - н їй отвечать в общих чертах следующим требованиям;
1. лаки должны давать твердую, гладкую, блестящую и ровную поверхность;
2. приставать к поверхности, не лупиться и не давать трещин при высыхании;
3. высыхать сравнительно быстро;
4. сохранять твердость и прочность долгое время, даже после потери блеска.
Лаки служат для различных целей и поэтому имеют специальные названия; выбор одной смолы или нескольких, взятых в известной пропорции для приготовления какого-нибудь специального лака, составляет п в настоящее время секрет каждого лакового фабриканта. Возможность сохранения секрета состава лаков обуславливается тем, что раз мы имеем дело с раствором одной или нескольких смол, мы не в состоянии угадать, не имея известного опыта, ни пропорции, ни типа смолы; по высохшему лаковому слою можем судить о твердости или мягкости, хрупкости или гибкости растворенных в данном лаке смол. Далее наши сведения не идут, потому что химическая реакция и природа смол, употребляемых в лаковом производстве, далеко еще не исследованы.
Чтобы иметь более ясное представление о лаках, производство которых не является предметом нашего изложения, считаю необходимым ознакомление с сырыми материалами, составляющими суть лакового дела
Услугам лакового фабриканта представляется весьма богатый ассортимент различных смол. Ост-Индия, Вест-Индия, Африка, тропическая Америка доставляют их в натуральном виде на европейские рынки; Европа дает нам только одну ископаемую смолу — янтарь. Из этого видно, что производство лаков не обуславливается ни климатом, ни страной. Только знание дела и опыт необходимы для лакового фабриканта, где бы завод ни существовал; в Англии, Франции, Германии или России. Везде нужны одни и те же материалы. Таким образом, лаковое производство не составляет ни секрета, ни привилегии какой-либо одной страны, а может в равной степени процветать и развиваться как в Англии, так и в России.
Как было отмечено, ассортимент смол, используемых в лаковом производстве, громаден. Многие смолы отличаются своими характерными свойствами и во многих случаях являются как бы поручителями за достоинства тех лаков, в состав которых входят, поэтому ближайшее и подробное знакомство со смолами полезно не только фабриканту, но и любому потребителю лаков.
Смолы находят готовыми в природе; все смолистые вещества, получаемые искусственно, для лакового дела не годятся. Натуральные смолы еще так мало химически изучены, что точно их характер не определен. Во всяком случае, их следует рассматривать как продукт окисления эфирных масел, вырабатываемых растениями, так как во всех смолах несомненно присутствие кислорода, который растительные эфиры в свежем состоянии не содержат, а оставаясь на воздухе, поглощают кислород, густеют и превращаются в твердые вещества — смолы. Почти все известные нам смолы не растворимы в воде, аморфны, растворяются в спирте, эфире и эфирных маслах; многие из них при высокой температуре растворяются в растительных маслах; очень немногие растворимы в минеральных маслах и животных жирах. Некоторые от природы мягкие; другие отличаются значительной твердостью, размягчаясь только при нагревании. Почти все смолы не летучи; от жары разлагаются, давая новые продукты сухой перегонки.
По наружному виду и физическим свойствам смолы подразделяются на: смолы-бальзамы, смолы-живицы, гумми-смолы и собственно смолы. Первые два вида смол в лаковом деле особого значения не имеют, а два последних ценны как важнейшие из сырых материалов.
Бальзамы и живицы — это смолы, растворенные в своих эфирных маслах, большинство из них содержит бензойную и коричную кислоты. Все пахучи; оставаясь на воздухе, теряют часть своих эфиров; густея, образуют в большинстве случаев мягкие смолы. Гумми-камеди и гумми-смолы получают в твердом виде в кусках неправильной формы. Они часто бесцветны и аморфны. Гумми-камеди не принадлежат к смолам, хотя их содержат. Собственно смолами называются такие смолистые вещества, которые не содержат ни эфиров, ни летучих продуктов, ни ароматических кислот
Все растительные смолы образуются в результате выделения влаги растениями. Искусственные смолы получают в результате химических реакций; так, например, действуя ангидридом фосфорной кислоты на эфирные масла, получим смолистые вещества. Масло горького миндаля от действия того же ангидрида превращается в бальзамовидную смолу. Многие смолы, соединяясь с щелочами, обмыливаются и дают мыло. Удельный вес колеблется от 0,930 до 1,200.
В производстве масляных лаков главную роль nqiaior смолы, называемые копалами. Сортов копала довольно много, они ввозятся в Европу из Индии, Америки,
Африки и Австралии; различают копалы твердые и мягкие; они разнообразны по форме, цвету и степени твердости.
Лучшие сорта твердых копалов имеют вид крупных кусков — сталактитов с шероховатой поверхностью, они прозрачны, плавятся только при высокой температуре, уд. вес от 1,04 до 1,14; очень похожи на янтарь; янтарной кислоты не содержат. В спирте почти не растворяются, в эфире разбухают. По исследованиям химика Фильголя копалы содержат: от 80 до 85% углерода, от 9 до11% водорода и от 3 до 10% кислорода Из этого легко заключить, что различные копалы имеют различные свойства, что подтверждается на практике. Из сортов копала отличают:
1. Занзибарский — ввозится из Африки в виде крупных, неправильной формы кусков, покрытых землистой коркой, которую счищают. Поверхность остается шероховатой, похожей на гусиную кожу; излом стекловидный, прозрачный, желтого цвета; относится к самым твердым копалам, растворяется только в расплавленном виде в кипящем масле, дает несьма твердый, блестящий лак, отличающийся хрупкостью. Ценится дороже всех копалов.
2. Бомбейский или ост-индскии копал, называемый иногда калькуттским, поступает в Европу из стран, давших ему название, в виде крупных, круглой формы кусков светло-желтого цвета, прозрачен; излом стекловидный; куски имеют гладкую матовую поверхность. Копал так же тверд, как занзибарскии, растворяется в кипящем масле и является важнейшим продуктом в производстве высших сортов масляных лаков.
3. Сьерра-лионский копал ввозят из Африки, где его находят в руслах рек; имеет вид круглых, продолговатых, различной величины кусков; прозрачен; используется для приготовления крепких твердых лаков, растворяется в кипящем масле.
4 Стеклянный, или стекловидный, копал, белый и прозрачный, в кусках круглой формы, очень тверд и хрупок, ввозится из Африки и некоторых Вест - Индийских островов. Используется как примесь к другим копалам.
5. Коури-копал — полупрозрачен, грязно-белого цвета; поступает в виде больших кусков неправильной формы с раковистым изломом. В сравнении с предыдущими — мягок; в лаковом производстве употребляется в большом количестве, самостоятельно, и в смеси с другими смолами. В Европу ввозится из Новой Зеландии. Лаки, приготовленные на одном коури, быстро теряют свой блеск, хотя довольно прочны. Коури очень популярен в лаковом производстве, при плавлении теряет вес, так как содержит эфирные масла; при нагревании растворяется во всех растительных маслах.
6. Манила-копал — самый дешевый и мягкий из копалов, имеет широкое применение в лаковом производстве; растворяется в маслах, а некоторые сорта растворимы в холодном спирте. Полупрозрачен, в больших кусках светло-желтого цвета, при плавлении теряет вес, плавится легко. Ввозится с Филиппинских островов, используется в приготовлении низших сортов масляного лака, самостоятельно или в смеси с другими смолами.
Кроме названных, есть еще редкие сорта копалов, отличающиеся большей твердостью, идущие для приготовления высших сортов лака К ним относятся копалы: ангола, бенгуэлла, конго, аккра и другие, имеющие разные оттенки от белого и желтого до красноватого. Все они ввозятся из Африки и ценятся весьлла дорого. Из Америки часто ввозят копал калифорния, низшии сорт, он годен для изготовления недорогих сортов лака.
Из других смол, конкурирующих с копалами в лаковом производстве,'достойны внимания копало-смолы: янтарь, даммар и прочие, от примеси которых лаки получают свои сортовые названия.
Из копало-смол и других смолопродуктов, используемых в лаковом производстве, наиболее популярны следующие смолы:
1. Анимэ — ввозится из Индии в кусках различной чистоты и величины; эту смолу называют иногда Вест - индским копалом Она полупрозрачна, растворяется в маслах и применима для изготовления низших сортов лака
2. Асфальт — смола минерального происхождения, добывается на берегах Мертвого моря и Асфальтового озера в Тринидаде, называется иногда иудейской смолой. Представляет смесь органических продуктов с углеводородами, черного цвета Непрозрачна, поступает в кусках неправильной формы, излом раковистый, плавится при 100° С, издавая характерный запах; уд. вес от 1,10 до 120; горит пламенем с копотью; содержит золы до 15%. Используется в изготовлении черных лаков; натуральный асфальт очень дорог и поэтому встречается в смеси с каменноугольным гудроном; такие сорта его назывют немецким асфальтом.
3. Элеми. Смола встречается 2-х сортов; оба сорта идут для изготовления скипидарных и спиртовых лаков. Первый сорт ввозится с Ост-Индских островов; смола желто-белого цвета, уд. вес около 1,08. Второй сорт ввозится из Новой Гвинеи, представляет смолистую массу желто-белого цвета, размягчается в руке, ценится значительно дешевле первого сорта
4. Бензойная смола ввозится в Европу из Ост Индии, Малабарских островов, Суматры и Явы. В свежем виде полужидкая; на воздухе твердеет и поступает в торговлю в виде мелких прозрачных слезок темнобурого цвета Содержит сорные примеси, бензойную кислоту. Употребляется в производстве спиртовых лаков как примесь к другим смолам для усиления блеска лака
5. Янтарь — ископаемая смола, по твердости конкурирует с высшими сортами копалов, от которых отличается содержанием янтарной кислоты. Единственная твердая смола, встречающаяся только в Европе, на берегу Балтийского моря между Мемелем и Данцигом, в кусках различном формы и величины;
излом стекловидный; цвет — от молочно-желтого до оранжевого. Плавится при 275 С; горит желтым пламенем, издавая приятныи запах; при сухой перегонке дает уксусную и янтарную кислоты. Янтарь весьма ценен и применяется в производстве различных изделий Янтарь подразделяется на несколько сортов различной ценности в зависимости от цвета и величины кусков. Большие и красивые куски весом от 100 до 125 г относятся к первому сорту, второй сорт представляют куски весом от 8 до 100 г, идущие на изготовление разных изделии, третии сорт — мелкие, красивого цвета куски используются для приготовления колье и проч; четвертый сорт представляют кусочки разнородного, разноцветного и непрозрачного янтаря, и, наконец, пятый сорт — янтарная пыль, получаемая из мастерских янтарных изделии. Два последних сорта используют как лаковый материал, в лаковом деле янтарь весьма ценится как самый твердый продукт* в расплавленном виде растворяется в масле, давая темные, но прозрачные и крепкие лаки.
6 Адмлшр — смола очень популярная в лаковом производстве, добывается на островах Индийского архипелага Различают три сорта даммара малакский, явский и даммар-путч, мутный. Первые два сорта чище тверже и ценятся дороже. Лучшим даммаром считается смола в виде белых, прозрачных, круглой формы кусков; ее иногда называют ост-индским копалом Даммар плавится при 150° С, растворяется в скипидаре и частично в спирте, имеет широкое применение в виде скипидарного лака
7. Гуммилак — пользуется большой популярностью в производстве спиртовых лаков Ввозится из Индии; в торговле встречается в виде палочек, называемых шток лак, в виде порошка — корнер-лак, в виде тонких пластинок, более чистый извествен под названием шеллака В натуральном виде представляет куски неправильной формы, красно-бурого цвета, твердые, непрозрачные; растворяется в спирте и является ценным материалом для приготовления хороших спиртовых лаков. Белые шеллачные лаки изготавливают из очищенного и отбеленного шеллака. Такой шеллак имеет вид длинных палочек белого цвета с шелковистым блеском излом матовый
8. Сандарак — смола бледно-желтого цвета в виде кусочкав со стекловидным изломом; растворяется в спирте, при нагревании — в маслах; ввозится из Африки и употребляется для спиртовых лаков.
9. Мастика. Смола ввозится с островов греческого архипелага. Встречается в виде мелких, желтоватого цвета слезок; прозрачна, довольно мягка и тягуча, растворяется только в спирте и эфире; употребляется как примесь к сандараку, шеллаку даммару для приготов ления спиртовых лаков. Имеет характерный приятный запах.
10 Канифоль — самая дешевая из смол, применяется как примесь к другим смолам в производстве самых простых, дешевых лаков. Образуется из смолы живицы, вытекающей из надрезов хвойных деревьев средней и северной Европы и Америки, из живицы отгоняют жидкое эфирное масло, называемое терпентином или скипидаром. Остаток и представляет канифоль — твердую, хрупкую и прозрачную смолу от свет - ло-желтого до темно-бурого цвета. Излом раковистыи, аморфное сложение; размягчается при 70° С, а при 135' Сплавится канифоль растворяется в спирте жирных и эфирных маслах, эфире В смеси с щелочами дает мыло, растворимое в воде
Из остальных смол, имеющих большее или меньшее значение в лаковом производстве, можно упомянуть драконову кровь, ввозимую из Индии, Америки и Канарских островов. Она имеет вид прутиков лепешек или зерен, рассыпчата, непрозрачна, темно-красного цвета, растворяется в спирте, давая темно-красный лак служащий для подцвечивания других лаков. Из спиртового раствора драконовой крови получаются цветные осадки от красного до фиолетового оттенков, представляющие собой лак-краски отличного качества, применяемые в живописи.
Из камедистых смол, известны: гумми гут, каучук и гуттаперча; из смол-экстрактов пользуются спросом: алоэ, катеху, ялаппа и опиум.
Из тех данных, которыми мы располагаем благодаря исследованиям ученых, можно сделать вывод, что смолы — это продукты окисления эфирных масел, вырабатываемых некоторыми растениями. Все смолы представляют собой смеси различных смоляных кислот, способных при смешивании с щелочами давать мылообразные соединения.
После смол, следующими по значимости материалами для лакового производства являются смолораст - ворители. Жидкостей, способных растворять смолы, довольно много, но, как уже было отмечено, не все смолы одинаково растворимы в различных растворителях, точно так же не все жидкости пригодны для лакового дела Многие, обладая свойством растворять смолы, неприменимы по другим причинам. Так, например, сернистый углерод растворяет все смолы без исключения Это сравнительно недорогой продукт, но опасен при обращении с ним, ядовит, имеет чрезвычайно неприятный и сильный запах, летуч. Основными растворителями смол являются олифа, скипидар и хлебный спирт
Олифа. Масла, как уже отмечалось, в сыром состоянии высыхают медленно. При высыхании важнейшим реагентом служит кислород. Окружающий нас воздух, содержащий в своем составе свободный кислород, остается самым дешевым и общераспространенным источником его получения Тепло, в свою очередь, ускоряет высыхание масла; поэтому понятно, что если при повышенной температуре воздействовать на масло избытком кислорода, то процесс окисления совершится быстрее, чем если бы оно было предоставлено влиянию воздуха в обычных условиях. Способность некоторых металических окислов при высокой температуре вы-
делять кислород свободным известна давно и содействует ускорению высыхания масла; этим и пользуются при изготовлении быстровысыхающего масла, которое называется вареным маслом или олифой.
Для приготовления олифы следует использовать старте льняное масло, оно лучше варится. Масло со временем улучшается, выделяя в осадок все белковые примеси, которые в свежем масле находятся в растворимом состоянии. При варке масла выделяется и разлагается глицерин, затем разлагается часть олеиновой, пальме - тиновой и миристиновой кислот; долго вареное при 320° С масло теряет все свои жировые свойства вследствие полного разложения упомянутых кислот
При варке масла наиболее часто употребляются: свинцовый сурик, зильберглет, массикот, свинцовый сахар, окислы и соли марганца, окиси цинка, железа, ртути и другие. При варке масла с металлическими окислами и солями происходит не только поглощение маслом кислорода, но и растворение этих веществ в масле. Кислород, соединяясь с линолеином масла, образует новое соединение, линоксид, который по мере образования растворяется в глицеридах, составляющих масло; при высокой температуре глицериды разлагаются, выделяя глицерин, а их кислоты соединяются с металлическими основаниями, образуя мыла, растворимые в оставшемся измененном по составу - масле. Таким образом, металлические соли входят в химический состав вареного масла или олифы и своим присутствием могут влиять на ее свойства и прочность. Избыток этих примесей снижает качество олифы, так что злоупотреблять сушкой, как обычно называют вещества, добавляемые к маслу при его варке, не следует; нужно строго соблюдать пропорцию.
Свинцовые соединения в сочетании с маслом образуют твердые и хрупкие мыла Их избыток уменьшает эластичность высохшего слоя олифы, что нужно иметь в виду при изготовлении и применении масла,
вареного на свинцовых окислах. Кроме того, олифа, содержащая в растворе свинцовое мыло, весьма чувствительна к сернистым испарениям, всегда присутствующим в воздухе, а в красках, содержащих в составе серу, такая олифа изменяет и загрязняет колер.
Железные соли в смеси с маслом образуют темно - коричневое мыло, раствор которого в олифе делает ее цвет темным и может влиять на цвет многих красок, чувствительных к железу. Лучшими окислами для приготовления олифы считаются марганцовые и цинковые; марганцовые соли дают нужный для масла кислород, образуя ничтожную пропорцию марганцового мыла, не влияющего на цвет олифы и красок; цинковая окись образует белое, мягкое мыло, раствор которого безвреден.
Как бы там ни было, общепринято варить масло на свинцовых солях; это самый легкий, скорый и дешевый способ. Чтобы при этих условиях получить, по возможности, хорошую олифу, следует соблюдать пропорцию: на 10—12 пудов сырого масла брать не больше 1 фунта свинцового сурика или глета и несколько золотников * свинцового сахара; варить масло на вольном огне, при доступе воздуха, в открытом медном котле, постоянно перемешивая, температуру держать не выше 285° С в течение 3 —4 часов.
Из всех металлических окислов наиболее способствуют варке масла свинцовые, с помощью которых можно получить олифу хорошего качества Быстро сохнущую олифу можно приготовить только на свинцовых окислах, на борнокислом марганце или на их смеси
Хорошая быстросохнущая олифа должна высыхать в течение 12—18 часов; более быстрое высыхание свидетельствует об избытке свинцовых солей, что вредит прочности олифы.
При варке масла способность других окислов ускорять его высыхание можно представить в следующем
* Золотник — русская дометрическая мера массы веса. 1 з.=4,266 г.
порядке: млело, вареное на уксуснокислом марганце, высыхает в течение 30 часов; на медянке — 48 часов; на одной окиси цинка — 4 суток; на окиси ртути — 8 суток; на магнезии — 9 суток.
Вареное масло, или олифа были предметом наблюдений многих ученых; Либих предполагал, что способность высыхания льняного масла зависит от содержания в нем слизистого вещества, которое при варке масла, разлагаясь, превращает жирные кислоты в новые вещества, способные к высыханию. Все вещества, способствующие высыханию масла, на практике называются сушкой или сиккативом.
Варка олифы с перекисью марганца или с его борнокислой солью предпочтительнее, должна вестись при температуре 280° С в пропорции: на 30 пудов масла 1 фунт соли или около 3 фунтов перекиси. Учитывая способность перекиси марганца выделять кислород при высокой температуре, многие варят масло на умбре, содержащей в своем составе марганец. Этот способ я не рекомендую, потому что окись железа в умбре частично растворяется в масле, давая темную, насыщенную железным мылом олифу, пригодную не для всех красок.
На цинковой окиси получается светлая, медленно сохнущая олифа; варка ее ведется так же, как с другими солями.
Все сказанное до сих пор об олифе относилось к варке ее на открытом огне; в последнее время на маслобойных заводах олифу готовят с помощью пара; так варят олифу в Санкт-Петербурге и Риге на заводах льняного масла Для этого механически вдувают воздух в нагретое масло, добавляя одновременно свинцовую сушку, умбру и другие дешевые окисляющие средства; олифа получается сравнительно хорошего качества, но отличается медленностью высыхания. Этот недостаток, весьма серьезный, объясняется тем, что паровая варка происходит при температуре, не превышающей 120° С, т. е. весьма низкой как для раскисления солеи, так еще более для выделения и разложения глицерина Глицерин, оставшийся в олифе, делает ее гигроскопичном и замедляет сушку; такая олифа ro многих случаях непригодна особенно если требуется быстрота выполнения работ и прочность красочного слоя, для варки лаков ее употреблять нельзя.
Варка олифы на огне требует наличия опыта и понимания процесса Низкая температура не подходит по вышеперечисленным причинам; высокая же телшера - тура может вызвать не только разложение глицерина, но и линолеиновой кислоты, что сделает олифу негодной к употреблению. Температура +280 — 285° С подходит для проведения требуемой реакции, но варка при этой температуре должна продолжаться только определенное время; продолжительное нагревание приводит к началу разложения линоксида и олифа получается переваренной; она не полностью высыхает, а дает липкии слои — отлип, как называют такое свойство олифы на практике; поэтому приготовление олифы должно поручаться только опытным и сведущим мастерам.
Для успешной варки олифы масло должно быть отмученным, сухим, не содержать воды и белковых веществ; отмучивание производится только отстаиванием, требующим много времени; поэтому для олифы лучше выбирать старое масло. Цвет льняного млела должен быть желто-коричневым, светлым; зеленоватый оттенок свидетельствует о присутствии примесеи других масел, чистое, отстоявшееся льняное масло должно бьггь прозрачным, иметь уд. вес при +14 С не ниже 0,932. Хорошо приготовленная олифа имеет уд. вес 0,957 и 0,958.
Для приготовления светлой или белой олифы масло часто подвергают отбелке, которая производится различными способами. Самый рациональный, самый верный, хотя и самый медленный способ заключается в осветлении масла солнечным спетом масло в плоских
свинцовых сосудах со стеклянными покрышками выставляют на 1—2 месяца под действие солнечных лучей. Так достигается белизна без нарушения способности высыхания. Из множества способов, ускоряющих процесс осветления, можно порекомендовать взбалтывание масла с теплой водой, подкисленной серной кислотои, выставляя бутыли отстаиваться на свет и повторять операцию взбалтывания несколько раз с новыми порциями подкисленной воды до полного осветления. Беление масла достигается взбалтыванием его с серной кислотой, с растворами сернокислых солей; фильтрованием через уголь и пр. Все химические способы отбелки снижают способность высыхания.
Олифа сама по себе уже представляет лак, образуя при высыхании прозрачную и блестящую пленку, но из-за своей относительной мягкости и непрочности на практике как лак почти не употребляется. Свойство олифы образовывать эластичную, прозрачную оболочку неоценимо в лаковом производстве, так же, как способность растворять твердые смолы. Поэтому масляные лаки, в состав которых в качестве растворителя входит олифа, считаются самыми прочными и наиболее применимыми при любых лакировках. Твердая и хрупкая смола, растворяясь в олифе, соединяется и смешивается с линоксидом, дает лаковую блестящую поверхность, более гибкую и эластичную, чем ее при - * родное свойство. Линоксид смягчает смолу, не нарушая ее природной прочности и способствует растворению самых твердых смол в скипидаре, главном летучем растворителе масляных лаков.
Скипидар. В производстве масляных и скипидарных лаков основным растворителем смол после олифы считается скипидар, или терпентинное масло, получаемое при сухой перегонке древесной смолы и канифоли. Его следует рассматривать как эфирное масло, вырабатываемое разными породами хвойных деревьев.
В торговле встречается под различными названиями, в зависимости от места его получения и степени очистки. Так, во Франции, Венгрии и Тироле получают скипидар из смолы живицы-серы; у нас его называют скипидаром французским, серным или терпентинным маслом В России скипидар добывают при перегонке смол хвойных деревьев, осмолов и корней; такой скипидар известен под названием древесного. Скипидар, ввозимый из Америки, где его получают французским способом, называется линолином или американским скипидаром Чистыи скипидар представляет собой бесцветную, летучую, весьма подвижную жидкость, жгучую на вкус, с характерным запахом, кипящую при 160° С; уд. вес 0,8. Скипидар, оставленный на воздухе, озонирует его и сам окисляется, превращаясь в густую, тягучую, липкую смолообразную бесцветную массу, называемую терпентином Этот скипидар известен под названием венецианского терпентина, идущего в примесь к твердым смолам для приготовления спиртовых и скипидарных лаков.
Древесный скипидар почти всегда содержит в рас - пворе смолу и пригорелые масла; эта примесь изменяет его цвет Неочищенный скипидар называется, в зависимости от цвета, зеленым, желтым и красным скипидаром; оттенки поясняют большую или меньшую его чистоту, от степени которой зависит и ценность скипидара. Древесный скипидар, хорошо очищенный от всяких следов смолы, в лаковом деле успешно заменяет французский, отличаясь лишь резким запахом, тогда как французский скипидар имеет приятный аромат
Скипидар служит ценным материалом в производстве масляных лаков и в то же время сам, будучи растворителем многих смол, является продуктом нескольких скипидарных лаков. Скипидарные лаки дешевле масляных, сохнут быстро, дают блестящую поверхность и отличаются светлыми колерами, пригодными для лакировки белых и светлых tohor, но они мягче спиртовых и слабее масляных.
Обычный спирт также является ценным продуктом в лаковом производстве, как растворитель смол. Спирт обычный, или этиловый, хорошо известен, поэтому подробно говорить о нем в настоящем изложении было бы излишним В лаковом деле употребляется спирт крепостью в 97 — 98°.