ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ЛАКИ

Зная свойства смол и их растворителей, не трудно составить представление о лаках, являющихся весьма ценным /материалом в производстве малярных работ.

Лаки подразделяются на спиртовые, скипидарные и масляные. Кроме этого, есть лаки столярные, лаки - политуры, малярные, экипажные, кожевенные, ме­бельные, жестяные, іюловьіе, печные и прочие.

В наше время производство лаков не представляет секрета; при осмысленном отношении к делу оно мо­жет быть доступно каждому опытному мастеру Берут одну, две или смесь нескольких смол в различной про­порции в зависимости от назначения заготовляемого лака смолы измельчают, в ряде случаев плавят и рас­творяют в одном из описанных растворителем. Раство­рение смол для спиртовых лаков производится всегда на холоде; скипидарные и, особенно, масляные лаки требуют для своего изготовления весьма высокой тем­пературы; они обычно получаются эластичнее и мягче спиртовых, поддаются шлифовке и устойчивее в от­ношении трещин Спиртовые, наоборот, тверды легко трескаются, но более блестящи, быстрее сохнут, приме­няются для покрытия неизогнутых и твердых поверх­ностей, принимают различные подкраски, оставаясь прозрачными

Различные смолы по-разному воспринимают раство­рители, но любую смолу можно растворить в той жидкости, в которо і она, по-видимому, не растворяет­ся: следует только сплавить ее с растворимой смолой и тогда смесь растворится полностью. Например, если сплавить твердые сорта копала, не растворимые в спирте, с шеллаком или сандараком, с раство­римыми смолами, то из смеси можем получить спиртовой копало-сандарачный или копало-шеллач - ный лак.

Из научных исследований о растворимости смол можно заключить, что многие смолы, не растворимые в сыром виде, растворяются после плавления. При плавлении смола изменяет свой химический состав, теряя определенную долю углеводородов; эта потеря во многих твердых смолах достигает 20 — 25% веса; такое изменение состава называют диполимеризациеи смол

Цель производителя лака должна заключаться в том, чтобы изготавливаемыи лак отвечал следующим основ­ным требованиям.

a) лак должен давать твердую, сухую блестящую поверхность, без жирных пятен и совершенно гладкую;

b) лак должен гладко приставать к поверхности, не давать пузырей, не лупиться и не отлипать;

c) лак должен выдыхать быстро: спиртовой — в те­чение 1 часа, скипидарный — 6 — 8 часов и масля­ный — в течение суток;

d) лак должен сохранять блеск и твердость как можно дольше при обычных условиях хранения лако­вых поверхностей;

e) масляные лаки должны выдерживать шлифовку и полировку без размягчения. Спиртовые лаки упот­ребляются только для лакировки дерева и металлов, когда требуется сохранить их натуральный вид. В ма­лярном деле спиртовые лаки применяют только при необходимости срочной отделки изделий.

При описании смол мы указали на те из них, кото­рые специально применяются при изготовлении спир­товых лаков; здесь отметим, что основными смоляными материалами в спиртово-лаковом производстве явля­ются шеллак, сандарак и мастика

Спиртовые лаки подразделяются на два основных вида: собственно лаки и лаки-политуры; первые пред­ставляют собой более концентрированные растворы смол, вторые — жидкие и служат главным образом для насыщения пор поверхности дерева твердой смолой, поэтому на изготовление политур идут более твердые сорта смол. Спиртовые лаки, несложное производство которых ведется на холоде, обычно подкрашиваются в разные цвета, для таких подкрасок используют раз­ные цветные смолы, растительные пигменты а в по­следнее время — анилиновые краски. При подцвечива- нии важно не лишить лак прозрачности и получить более устойчивый оттенок колера.

Б торговле принято давать название спиртовым ла­кам по цвету их подкраски. Из&’сгаиьг лаки светло - желтый, белый, желтый, золотги:тыи, красный, зеле­ный и пр.

Политуры также называют по цвету.

Скипидарные лаки — это в основном растворы бе­лых смол, прочностью они уступают масляным, но прочнее спиртовых, употребляются для лакировки по­верхностей, окрашенных в белый или светлые колера; неустойчивы к атмосферным воздействиям поэтому в нарркных окрасках не употребляются. Зато широко применяются при лакировке мебели, разных изделий, внутренних поделок, картин и проч. Смоляными мате­риалами в производстве скипидарных лаков служат: даммар, анимэ, элеми и некоторые мягкие копалы.

В торговле под различными специальными названи­ями встречаются все сорта даммаровых лаков эмале­вый, картинный, черный, железный, Это лаки скипи­дарные. Они дешевле масляных и во многих случаях могут заменить их; шлифовке почти не поддаются, полируются слабо и пригодны не для всех малярных работ.

Масляные лаки имеют коричневый или темно кори­чневый цвет, потому что смолы, употребляемые для их производства, подвергаются плавлению при высокой темпе атуре, причем обычно происходит пригорание и как следствие, потемнение смол. Применение масля­ных лаков весьма обширно и разнообразно; особенно часто их применяют для защиты окрашенной поверх­ности от атмосферных воздействий; они должны при­давать поверхности требуемый блеск и красоту, так что применение масляных лаков сводится ко всем вариа­нтам прочной окраски.

Исходными материалами при производстве масля­ных лаков являются олифа, янтарь и копалы. Олифа является не только растворителем смол, но и лаковым веществом благодаря содержанию линоксида, который, соединяясь со смолами, придает им эластичность и уп­ругость, необходимые в лаковом слое. От качества оли­фы зависят качества масляных лаков; поэтому на при­готовление олифы нужно обращать особое внимание. Выбор масла и окисляющих материалов должен быть самым тщательным Масло должно быть старое, от­стойное, непременно льняное, без всяких примесей; качество олифы обусловливает и качество приготовля­емых на ней лаков.

Масляные лаки разделяются на лаки малярные и ла­ки экипажные.

Малярные лаки подразделяются на лаки подмазоч - ные, половые, железные, печные, копало-янтарные, же­стяные и т. д. Кроме малярных и экипажных лаков, масляные лаки имеют и специальные, чисто техничес­кие назначения. Известны масляные лаки: ремизный, патронный, лак для сахарных форм и другие.

Подмазочный лак — самый простой и дешевый из масляных малярных лаков, изготавливают его из копа­ла манила, низших сортов коури с добавлением кани­фоли, избытком которой часто злоупотребляют для удешевления лака. Подмазочный лак должен употреб­ляться только для приготовления лаковых подмазок, идущих для разравнивания поверхностей под окраску; от такого лака требуется определенная твердость, спо­собность принимать шлифовку и быстрое высыхание

Подмазочпый лак никогда не следует употреблять для лакировок, он слишком хрупок для этой цели; в под­мазках же играет весьма важную роль для подготовки поверхностей Избыток канифоли уменьшает ею проч­ность и лишает способности принимать шлифовку.

Лучшие сорта подмазочного лака известны в торгов­ле под названием венецианского лака, употребляемого для простых лакировок,— игрушек, деревянной про­стой посуды, мебели и прочего

Половые лаки изготавливают на самых твердых ко­палах. От них требуется1твердый, прочный, прозрачный и блестящий лаковый слои эластичность не требуется, но необходима известная упругость. Кроме своего спе­циального назначения — лакировки полов, половые ла­ки в малярном деле могут применяться везде, где требуется особая прочность лакового слоя. В производ­стве разделяются на два, а часто и на три сорта, поступая в торговлю под № 1, № 2 и N° 3. Различие зависит от употребляемых копалов, так как все лаковые смолы в сыром состоянии имеют различную чистоту, величину и прозрачность кусков, то при изготовлении лаков делают обычно сортировку смолы Крупные, про­зрачные и светлые куски идут для высших сортов лака, известного в торговле под № 1; менее крупные и свет­лые куски являются ллатериалом для лака № 2, и нако­нец, мелкие куски, пыль, копаловый сор употребляются для приготовления лака № 3

Черные масляные лаки, называемые обычно желез­ными, изготавливают из асфальта с добавлением копа­лов. Желтые лаки должны давать прочную, блестящую и достаточно упругую оболочку Лак может быть и не­прозрачен. Подбор копалов чистота асфальтовой смо­лы, хорошие качества олифы и скипидара обусловлива­ют изготовление хороших черных лаков, которые в за­висимости от качества употребляемых смол, делятся на 2 — 3 сорта; высший сорт в торговле называют черным японским лаком, остальные известны под названием черных жім тых лаков № 1 и N° 2.

Приготовление печных лаков подобно приготовле­нию лучших сортов полового лака; здесь также при­меняют самые твердые копалы, но с меньшим со­держанием олифы. Печные лаки не должны терять ни твердости, ни блеска при температуре 250° С, что достигается подбором таких копалов, плавление ко­торых требует температуры выше 370° С Применение печных лаков определяется их названием. Во всех случаях, где лакированная поверхность подвергается высокой температуре, должны употребляться только печные лаки, они также делятся на сорта и, кроме того, различаются по цвету: есть лаки светлые, темные и черные.

Копало-янтарный лак в малярном производстве употребляется в различных целях, но особенно часто при лакировке поверхностей, подверженных влиянию атмосферы. Он изготавливается из копалов средней твердости с добавлением янтаря, должен быть проч­ным эластичным давать хорошим блеск, выносить шлифовку и полировку; не должен трескаться и лу­питься.

Для роскошной отделки мебели, внутренних частей жилых и общественных здании и т. п. случаях, где требуется прозрачная, светлая и блестящая поверх­ность, употребляются так называемые шалевые лаки; их изготавливают из отборной белой даммаровой смо­лы на скипидаре Основное достоинство таких лаков основано на их прочности и бесцветности, пригодной для смешения с белыми и светлыми красками нежных колеров. Такие лаки должны сочетать определенную степень эластичности с достаточной твердостью, до­пускающей шлифовку. Прочность эмалевых лаков за­висит от атмосферных влияний, резких перемен тем­пературы и, наконец от сырости и механических по­вреждении.

В малярно-экипажном деле лаки играют первосте­пенную роль; выбор лаков не сложен, но требует само­го строгого испытания, так как красота и прочность малярных отделок зависят от доброкачественности ла­ков, которые подразделяются на три главных сорта, отличающихся друг от друга как по составу, так и по качествам Кроме тою, в отделке экипажей каждый сорт лака имеет свое специальное назначение и ни в коем случае другим заменяться не может

a) Подготовительный лак употребляется для изгото­вления шпаклевок или замазок, он должен отличаться быстрым йысыханием Шпаклевочная масса, приготов­ленная на подготовительном лаке и нанесенная тонким слоем, должна полностью высохнуть в течение суток, обладать достаточной твердостью для шлифовки и не трескаться при высыхании.

b) Каретный лак № 2 и с) каретный лак № 1 отличаются друг от друга только выбором сортов копа­лов и относительной твердостью в сухом лаковом слое. Лучшие однородные куски идут для приготовления лака N° 1, а из мелких кусков изготавливают лак № 2. При изготовлении этих лаков берут смесь одних и тех же смол, но соблюдают пропорцию так, чтобы лак № 2 был тверже № 1 и высыхал быстрее последнего; поэтому от лака № 1 требуется большая эластичность, большая мягкость, так как он в редких случаях подвер­гается шлифовке; им наносят последний лаковый слой в отделках, он должен принимать только полировку.

От обоих сортов каретного отделочного лака требу­ется достаточная прочность, безусловная прозрачность, блеск и способность ложиться на лакируемой поверх­ности ровным гладким слоем

В экипажных лаках весьма важную роль играет пропорция олифы. Чем ее больше, тем лак мягче и эла­стичнее, медленнее сохнет и дает более прочную лако­вую оболочку. Чем меньше масла содержит лак и чем больше скипидара, тем он тверже, быстрее сохнет, но менее прочен, легче трескается и быстрее теряет блеск. В зависимости от этих свойств лака на лаковых заводах ассортимент экипажных лаков увеличивают несколь­кими сортами лака № 1 и лака № 2, которым дают соответствующие их свойствам названия; так, напри­мер, лак быстросохнущий, блестящий; лак с ускорен­ной сушкой и т. п. Во всех случаях качества любого экипажного лака зависят от качества используемого для раствора копалов масла и способа приготовления из него олифы.

Из других масляных лаков, имеющих специальное назначение, можно назвать жестяные и кожевенные лаки.

Жестяные лаки изготавливают из смол светлых сор­тов. Они должны быть эластичны, чтобы при сгибании жести не трескались; искусственно подцвечиваются в различные колеры.

Кожевенные лаки отличаются особенной мягкостью и эластичностью; в их составе олифы содержится боль­ше, чем в других лаках. Изготавливают их обычно из хорошего асфальта с примесью других смол, для из­готовления светлых сортов лака употребление асфальта не допускается; они применяются в лакировке кожи, клеенки и т. п. гибких поверхностей.

Лак сиккатив употребляется как примесь к другим лакам, к масляным и лаковым краскам во всех случаях, когда требуется ускоренная сушка. Лак содержит в своем составе олифу особого приготовления и самый легкий сорт терпентина; содержание смолы очень не­значительно Лак сиккатив должен быстро высыхать, и своей примесью в другие лаки и олифу должен способствовать ускорению сушки; самостоятельно ни­когда не употребляется.

Завершая главу о лаках, считаю должным добавить, что качество лака, кроме выбора специальных смол, зависит от надлежащего присмотра при его приготов­лении: температура плавки смолы, продолжительность варки, выбор масла и приготовление из него лаковой олифы, смешение смол с олифои и скипидаром, нако­нец, отстаивание и охлаждение приготовленного лака составляют процесс любого лакового производства, в наше время не представляющий секрета Сложность производства требует большого навыка и опытности; все теоретические данные не имеют большого значе­ния, а какие бы то ни было руководства по лаковому производству представляют интерес, как справочные книги, по которым без определенного опыта трудно приготовить даже простой сорт масляного лака

Для производства нового сорта лака прежде всего нужно определить его назначение, а тогда уже выбрать подходящие смолы и растворители.

Мнение, что с годами качества масляных лаков улуч­шаются, не подтверждается на практике. Действитель­но, отстаивание лаков идет весьма медленно, требует времени и определенных благоприятных условий. При этом играют роль температура, высота столба лаковой жидкости, степень густоты лака, выбор взятых смол и т. п. Опыты доказали, что в нормальных условиях отстаивание лака продолжается не более 6-ти месяцев, после чего лак можно разлить в посуду и закупорить на неопределенное время, продолжительность которого уже не влияет на улучшение продукта. Этим я желаю указать на ошибочность предположения многих потре­бителей лаков, приписывающих английским лакам луч­шие качества только потому, что будто бы английские лаковые фабриканты выдерживают свою продукцию по нескольку лет. Это мнение неверно. Иностранные лаки отличаются хорошими качествами потому, что производство их ведется очень тщательно, под педан­тичным присмотром и в необходимых для дела услови­ях, чем мы в России похвалиться не можем. Педантизм в производстве, строгий контроль и правильное от­ношение к делу не в наших привычках

Развитие производства масляных лаков в России началось с развитием у нас железных дорог; до этого времени скромный спрос на экипажные лаки не вызы­вал предприимчивости и интереса у наших фабрикан­тов Изготовление Масляных малярных лаков давно велось некоторыми фирмами, производившими спир­товые и скипидарные лаки. Их продукты находили

применение только в простых малярных работах, а все другие потребители лучших масляных лаков пользова­лись привозными, из которых английские лаки пред­почитались другим. Странное7 стечение обстоятельств послужило применению английских лаков и в желез­нодорожном хозяйстве, в малярном ремонте вагонов и паровозов, где до сих пор считают английские лаки самыми лучшими. Это явление объяснить весьма легко. В основном лаки применяют в ремонте подвижного состава, а поскольку подвижной состав почти всех наших железных дорог был в руках англичан, они, относясь с предубеждением ко всему русскому, от­кровенно предпочитали отечественные продукты. Все это в некоторой степени тормозило производство ла­ков в России, и лишь недавно убедились в возможности их получения у себя на родине по дешевой цене.

Как бы там ни было, благодаря большой потреб­ности железных дорог в масляных лаках, производство их начало расширяться у нас, и в течение 10 лет раз­вилось настолько, что в настоящее время стало на солидную почву. Первые заводы появились в Петербур­ге — Маркса, Шпигеля, затем братьев Васильевых. В Москве в 1875 году первым стал производить эки­пажные лаки завод И. С. Оссовецкого.

Они стали первыми конкурентами английских ла­ков в железнодорожных хозяйствах, где завоевали по­добающее место и проложили путь другим русским лаковым заводам, ныне успешно конкурирующим с ла­ками иностранного производства.

ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ЧЕРНЫЕ КРАСКИ

Основой всех черных красок, встречаемых в природе, является уголь в различных видах, несмотря на кажущее­ся обилие черного цвета в природных материалах, лишь немногие в натуральном состоянии являются готовыми красящими продуктами. …

ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ

Из руд и минералов, встречаемых в природе, лишь немногое служат материалами для получения натура­льных зеленых красок. Из них представляют интерес в малярном деле следующие: 1. Веронская земля, Grunerde, Seladongrun, Tirolgrun, …

СИНИЕ КРАСКИ

Из синих натуральных красок известны весьма не­многие. Заслуживают внимания следующие. 1. Торная синь, голубец, медная лазурь. Так называ­ют голубую медную руду, встречающуюся в природе вместе с малахитом. Измолотая в порошок …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.