Основные формы розничной торговли
Тип организации, которая владеет или управляет магазином, не всегда очевиден для потребителей. Иные, более привлекательные, характеристики магазинов служат для отличия одной формы от другой в умах покупателей. Форма розничной торговли может быть определена согласно некоторым параметрам, которые включают:
Один магазин — группа магазинов.
Городской — загородный.
Крупный — небольшой.
Новый — устоявшийся.
Продовольственный — непродовольственный.
Специализированный — универсальный.
Индивидуализированные товары — стандартизированные товары.
Высокая цена — предоставление скидок.
Данный раздел вкратце освещает торговые центры, комплексы розничной торговли, супермаркеты, гиперрынки, универмаги, универсальные магазины и ряд форм, которые характеризуются термином «дискаунт».
Торговые центры и комплексы розничной торговли
Термин «торговый центр» обычно применятся к взаимосвязанной, плановой и контролируемой группе предприятий розничной торговли в отличие от более произвольной группировки, носящей название «торговый район». В Европе самым типичным месторасположением торговых центров все еще является центр города; центры, находящиеся за пределами города, представляют собой достаточно новое явление. Поскольку загородные центры развились сначала в 1920-х гг. в США, прошло около 50 лет, прежде чем они приобрели влияние в Европе.
Различия между образцами развития в Европе и США могут быть отнесены частично к различиям в экономике, географии и демографии. Более того, большая часть ограничительных норм планировки в большинстве европейских стран служит барьером развитию торговых центров за городом. Споры о планировании вращаются вокруг ряда экономических, социальных вопросов, а также проблем окружающей среды, освещенных в известной работе под руководством П. Мак-Голдрика и М. Томпсона (McGoldrick and Thompson, 1992).
Движение в загородном направлении было описано как три «волны» развития (Schriller, in McGoldrick and Thompson, 1992). Первая включала супермаркеты, торгующие главным образом продовольственными товарами и ограниченным ассортиментом промышленных товаров. Вторая волна децентрализации включала торговые предприятия крупногабаритных товаров, таких как товары из разряда «сделай сам», ковры, мебель, крупные электроприборы и садовые принадлежности. Третья волна включала одежду и сопутствующие товары, представляя непосредственную угрозу уже существующим городским центрам. Решение фирмы Marks & Spencer разрабатывать загородные территории как в составе крупных новых центров, так и в качестве независимого партнера уже существующих продовольственных супермаркетов, было основным элементом третьей волны. Конец 1980-х и начало 1990-х гг. ознаменовались открытием четырех особенно крупных загородных центров в Великобритании, каждый из которых превышал площадь 1 млн кв. футов. Расположенные в Тайнесайде, Южном Йоркшире, Западном Мидленде и Эссексе, они представляли полную противоположность традиционным городским центрам.
Таблица 4 показывает различия между формами розничной торговли в разных европейских странах. Как Великобритания, так и Франция имеют относительно высокий уровень обеспеченности торговыми центрами по сравнению с Германией.
Таблица 4 Торговые центры в пяти странах
Источник: NatWest Marketers, 1998. Примечание: многие источники в Великобритании указывают площадь в кв. футах: 1 кв. м равняется 10,76 кв. футов. |
Однако изменения в нормах планировки и ограничениях в области торговли уже сыграли роль в сглаживании данных различий.
Комплексы розничной торговли являются более практичными образованиями в «нише розничной торговли» и называются также «комплексами розничных складов». Они предлагают удобный доступ и зону парковки для машин, но им не хватает внутреннего пространства и многих других удобств новых, загородных торговых центров. Первая такая система открылась в Великобритании в 1982 г.; к 1997 г. в действие вступили еще 474 (NatWest Markets, 1998). Они требуют гораздо меньших затрат на развитие, чем крупные, полнофункциональные торговые центры, которые, как правило, включают обширные зоны отдыха и сети питания. Форма розничной торговли в виде комплексов оказалась достаточно эластичной в изменяющихся экономических условиях, и их развитие продолжалось, смещая баланс от традиционных городских центров.
Центры Factory Outlet Centres появились в Великобритании в 1992 г. К 2000 г. еще 23 таких центра должны были начать свою торговую деятельность. Они объединяют торговые точки, оформленные в едином дизайнерском стиле и торгующие по низкой цене определенными торговыми марками. Один из крупнейших центров, Cheshire Oaks, занимает 300 000 кв. футов площади под розничную торговлю и включает 120 торговых точек от производителей (NatWest Markets, 1998).