Наибольший общий делитель
Для объяснения сути кривой ценности была использована идея о том, что эксплуатационные качества — это совокупность характеристик, которые интересуют потребителя, покупающего машину, что означает, что потребители имеют шанс приобрести определенный набор таких характеристик. В жизни потребители часто вынуждены выбирать между различными преимуществами. Можно либо получить индивидуальное обслуживание от более мелкой авиакомпании по более высокой цене, либо удобства, предоставляемые крупной фирмой за меньшую цену. Такие альтернативные предложения — это то, что позволяет торговым маркам находить свое место на рынке, нацеливаясь на покупателей с различными потребностями и бюджетами. Однако наиболее крупные, долговечные торговые марки остаются таковыми благодаря способности чаще всего удовлетворять большинство потребителей. Другими словами, они предоставляют потребителям наибольший общий делитель для двух альтернативных предложений. На примере авиакомпаний можно сказать, что British Airways, где центральным слоганом является «Любимая авиакомпания мира», старается совместить преимущества крупной фирмы с уровнем обслуживания, которого стоило бы ожидать от небольшой авиакомпании. Компания Apple Computers предлагает самые современные технологии, которые просты и увлекательны в пользовании. Многие производители моющих средств, включая Persil и Fairy, обеспечивают глубокую очистку, при которой, однако, не повреждается очищаемая поверхность.
Такими способами крупные торговые марки стараются сохранить за собой доминирующее положение на рынках. Более мелкие марки в таком случае предпочитают позиционировать себя на одном из направлений (например: наилучший эффект, но за счет уменьшения мягкости, или наиболее мягкое средство, однако уступающее другим в получении искомого результата). Марки, выводимые на рынок, будут пытаться изменить ситуацию путем изобретения нового направления (например: духи-дезодорант или экологически безвредные). Крупные торговые марки реагируют на это, обновляя товар так, чтобы он также включал новые характеристики. Однако если с функциональной точки зрения предлагаемые характеристики действительно являются альтернативными (например: экологическая безвредность может быть достигнута только за счет снижения чистящих свойств) — и тут уж ничего не поделать, то новая марка может преуспеть на рынке, и правила игры на нем изменятся.
Жизнь — это не только рационализм и функциональность. Люди стремятся к получению жизненного опыта, позволяющего им лучше к себе относиться, стремятся найти внешние проявления, которые будут демонстрировать их мнение о себе другим. Возможно, не стоит слишком преувеличивать, но торговые марки нам в этом помогают. Мать семейства убеждена, что она делает все, что может для семьи, покупая торговые марки, которые подкрепляют эту идею («ОХО» или «Persil»), и хотела бы, чтобы торговая марка дала понять об этом ее семье и друзьям. Преуспевающий бизнесмен наградит себя покупкой часов «Rolex» и таким образом также расскажет о своем успехе окружающим. Это так называемые внутренние и внешние ценности, которые предоставляются торговыми марками. Они приносят своего рода моральное удовлетворение.
Как уже было упомянуто, эти ценности рождаются из характеристик товара и находятся с ними в состоянии симбиоза. Мягкость стиральных порошков «Persil» изначально происходит от их формулы, основанной на использовании мыла, которая делает одежду не только чистой, но и приятной для тела. Статус Mercedes основывается на том, что компания действительно предлагает наилучшие инженерные решения и комфорт для тех, кто может это себе позволить. Нефункциональные ценности, так же как и функциональные, присущи торговой марке и повышаются другими людьми, которые ею пользуются и тем, что они о ней говорят. Они, конечно же, могут повышаться рекламой и другими формами продвижения.
Ценность торговой марки, ее характерное конкурентное отличие, называется позиционированием (см. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ). Его можно представить различными способами, например то, как вы хотели бы, чтобы потребитель описал торговую марку приятелю. На рис. 2 изображен другой полезный подход. В центральном круге находится описание позиции торговой марки; следующий уровень показывает различные характеристики марки, которые формируют
Внешняя ценность — обо мне |
Внутренние ценности — чувствую |
Рис. 2. Предложение торговой марки «Volvo» |
предложение с функциональной точки зрения; внешний уровень содержит нефункциональные характеристики, которые основаны на функциональных (например, что торговая марка говорит о покупателях и как они себя при этом чувствуют).