ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Полуавтоматическая сварка в среде углекислого газа
Главной задачей сварщика является поддержание постоянного вылета электрода, равномерное перемещение горелки вдоль шва и сохранение определенного наклона газового наконечника относительно детали и направления перемещения электрода. Для обеспечения этой задачи существуют несколько типов сварочных наконечников: для сварки непрерывным швом, точечной сварки и даже для подварки шпилек, используемых при правке кузова автомобиля.
Таблица 11.6
Зависимость угла наклона мундштука горелки (ф, град) от толщины
свариваемого металла (s, в мм)
|
Внутренняя изоляция наконечников позволяет вести работу даже при касании ими свариваемой детали. Импортные газовые наконечники имеют специальное покрытие, уменьшающее налипание брызг металла на внутреннюю поверхность наконечника. Для этих же целей есть специальные пасты и спреи. Их регулярное применение позволяет значительно увеличить срок службы наконечника. Качество сварного шва зависит и от степени износа внутреннего отверстия токового наконечника. При «разбитом» отверстии ухудшается электрический контакт, что приводит к нестабильности дуги и повышенному разбрызгиванию металла. Токовый наконечник является таким же расходным материалом, как сварочная проволока или газ. Недостаточная скорость подачи проволоки или слишком малый расход защитного газа приводят к сильному перегреву наконечника и быстрому его износу. Недостаток газа вызывает перегрев сварочной ванны с возможным прожиганием металла, а избыток - повышенное растекание и перегрев периферийных областей шва с возникновением последующих механических напряжений. Для сварки сталей в кузовном ремонте обычно применяется проволока Св-08Г1С или Св-08Г2С, содержащая около 2% кремния и 1% марганца для раскисления металла в сварочной ванне. Проволоки малого диаметра (0,6. 0,8 мм) позволяют получать высокие плотности тока и реализовать мелкокапельный (или струйный) перенос металла. Проволоки диаметром 1,0. 1,6 мм обеспечивают большую производительность, однако при этом рабочий ток превышает 300А.
Омеднение сварочной проволоки предохраняет ее от коррозии и обеспечивает хороший контакт с токовым наконечником. Однако присутствие меди в сварочной ванне немного снижает прочность сварного шва. Применение же проволоки без покрытия позволяет добиться хороших результатов, но только в том случае, если исключается коррозия ее поверхности при хранении. Даже следы ржавчины вызывают повышенное искрение, разрывы дуги и разбрызгивание расплавленного металла. Существуют и порошковые проволоки, допускающие сварку без защитного газа. Однако для этого необходимо иметь аппарат с инверсионным устройством или устройством для переключения полярности.
Техника полуавтоматической сварки в среде углекислого газа проста.
При вертикальном положении газового наконечника прогрев металла идет достаточно равномерно. Однако при этом затрудняется наблюдение за дугой и мелкие капли металла из зоны сварки попадают на газовый наконечник, что уменьшает срок его службы. При наклоне электрода в сторону, противоположную направлению перемещения (углом вперед), положение улучшается. В этом случае глубина провара уменьшается, а сам шов становится шире; снижается вероятность прожигания тонкого металла, да и разбрызгивание незначительно. При наклоне горелки в противоположную сторону (углом назад) за счет дополнительного нагрева металл остается жидким большее время, глубина провара увеличивается, а ширина шва уменьшается.
Сварку вертикальных швов следует вести «углом назад», направляя дугу на переднюю часть сварочной ванны, что предотвращает стекание металла вниз, способствует увеличению проплавления корня шва и исключает натеки по его краям;
При сварке листов различной толщины положение горелки выбирают таким образом, чтобы отходящий газ был направлен в сторону более массивной детали;
Потолочные швы ведут «углом назад» на максимально возможных точках. Дугу и поток газа направляют непосредственно в ванну жидкого металла, что уменьшает его стекание. С этой целью увеличивают расход газа;
Для увеличения массы шва следует вести горелку зигзагообразным движением. Можно положить металл и поверх уже остывшего шва;
При точечной сварке (или при так называемой сварке электрозаклепками) положение горелки должно быть вертикальным;
Для каждого диаметра проволоки подбирают рабочий режим, т. е. регулируют напряжение и ток. Ток пропорционален произведению площади сечения проволоки на скорость её подачи. Без проварки
образцов здесь не обойтись. Для начала можно ориентироваться на средние цифры, приведенные в табл. 11.7.
Тонкая настройка параметров сводится к регулировке скорости подачи проволоки. Регулировка заканчивается, когда достигнуто устойчивое «горение» дуги. Уточнить параметры настройки можно, анализируя форму и качество полученного шва. Решающую роль здесь играет опыт.
Таблица 11.7.
Средние режимы сварки нахлесточных соединений заготовок из углеродистых сталей (сварочная проволока сталь - Св-08Г2С, полярность -
обратная)
|
Общим положением для проведения сварочных работ на всех |
режимах является надежное соединение заземляющего кабеля с кузовом. Место заземления должно быть на минимальном удалении от места сварки. Кроме того, должны быть обеспечен надежный контакт между проволочным электродом и первым листом, между двумя наложенными друг на друга листами и между нижним листом и массой. Величина нахлестки зависит от толщины металла свариваемых деталей и равна пятнадцати толщинам верхнего листа.
Сварочные полуавтоматы обеспечивают получение качественных швов во всех пространственных положениях, что особенно важно при ремонте кузова легкового автомобиля. Большое влияние на каче-
260
ство шва оказывает тщательность очистки кузовных деталей от краски, ржавчины и масла перед проведением сварочных работ.
В зависимости от назначения конструктивного элемента, его расположения в кузове, доступности к соединяемым деталям и их толщины сварка осуществляется сплошным, прерывистым или точечным швом, а также по выполненным отверстиям.
Сварку сплошным швом выполняют в основном на деталях, соединяемых встык. В этом случае подачу сварочной проволоки производят непрерывно, а продолжительность процесса сварки регулируют пусковой кнопкой на сварочной горелке. При горизонтальной сварке последовательность действия, схожая с газовой сваркой. Сопло удерживают под углом 75° по отношению к поверхности уже сваренного шва на расстоянии 8.10 мм от поверхности сварки. Горелку плавно без рывков перемещают вдоль свариваемой поверхности. В зависимости от положения панели, толщины металла и точности подгонки деталей сварку производят током 40, 60 или 80 А исключительно короткой дугой при скорости сварки 0,2.0,3 м/мин. С целью уменьшения влияния температурных деформаций и короблений сварку длинных соединений проводят «вразбежку» (меняют место сварки между двумя прихватами по длине свариваемых деталей). Короткими участками, максимально удаленными друг от друга, проваривают весь шов.
При наличии повышенного зазора в соединяемых деталях из тонколистового металла, имеющих большие открытые поверхности (крылья), из-за опасности прожога применяют сварку прерывистым швом. Периодическим прерыванием на 0,3с подачи сварочной проволоки достигается уменьшение передачи тепла металлу. При подаче защитного газа и сварочного тока, но отсутствии подачи проволоки дуга гаснет, и сварочная ванна остывает. Время сварки обычно выбирают в пределах 0,3.30с, а соотношение между временем сварки и перерывом принимают в зависимости от толщины соединяемых деталей и величины зазора. Все основные действия со сварочной горелкой и приемы сварки такие же, как и при режиме непрерывной сварки.
Точечная сварка возможна во всех пространственных положениях и поэтому в ремонтной технологии кузова является самым распространенным видом, даже при сварке несущих элементов кузова (лонжеронов, порогов, поперечин, пола, усилителей и др. деталей).
Для этого вида сварки применяют специальное газовое сопло с боковыми отверстиями на конце или опорными ножками (длиной 10. 15 мм) для создания необходимого расстояния до поверхности свариваемых деталей. Конец сопла для точечной сварки имеет форму двух - или трехступенчатого усеченного конуса, предназначенного для прижатия к поверхности детали и обеспечения выхода углекислого газа. При выполнении точечной сварки приставляют конец горелки к свариваемой поверхности панели и слегка прижимают для обеспечения плотного контакта между деталями. После нажатия на включатель горелки быстро его отпускают. Образовавшаяся дуга сначала расплавляет металл верхней детали, а затем, пронизав жидкий металл верхней детали, производит расплавление металла нижней.
Сварка по отверстиям является разновидностью точечной сварки и позволяет экономно использовать материалы, электроэнергию и сокращает трудозатраты. На фланцах или кромках привариваемой панели предварительно выполняют дыроколом отверстия диаметром 5 мм, затем её прижимают к сопрягаемой панели при помощи газового сопла и в месте нахождения отверстия выполняют сварочную точку - электрозаклепку путем направления проволоки в перфорированное отверстие. Полученные выпуклые сварочные точки в открытых местах зачищают до уровня основного металла. Соединение панелей электрозаклепками не уступает по прочности точечной сварке, выполненной электроконтактным способом в условиях завода - изготовителя. Благодаря высокому качеству сварки и незначительному выступанию сварочных точек над поверхностью основного металла этот способ эффективен для сварки лицевых панелей, так как значительно сокращает затраты на шлифование поверхностей в местах сварки. При выборе шага сварных точек ориентиром может служить число заводских точек сварки, которыми деталь приварена к кузову. Сварку выполняют по отверстиям, полученным при отсоединении поврежденных деталей.