ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВАРОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СБОРКЕ-СВАРКЕ И РЕМОНТНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ
КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЕЙ
металлы и сплавы, применяемые в автомобилестроении
Наибольшее число сварных соединений деталей в автомобилях имеет место при изготовлении кузовов, кабин и платформ.
Основным материалом, из которого изготавливается большая часть деталей кузовов отечественных и зарубежных автомобилей, это листовая сталь. Тонколистовые качественные малоуглеродистые стали выпускаются в основном толщиной 0,8 мм и предназначены для изготовления деталей холодной листовой штамповкой. Обычно используются холоднокатаные кипящие, низкокремнистые стали. Эти стали не требуют дополнительной термической обработки, обладают хорошей свариваемостью всеми способами.
На автомобилях отечественного производства штампованные детали (крылья и ряд других) изготавливают из специальной стали, имеющей одностороннее или двухстороннее двухслойное покрытие, состоящее из неорганического слоя на хромовой основе и цинконасыщенного слоя на эпоксидной основе. В серийном производстве зарубежных автомобилей в настоящее время стали широко использовать оцинкованный лист при изготовлении панелей днища и кузова. При этом применяются в основном два вида оцинкованных листов: листы гальванической оцинковки с толщиной слоя цинка 7,5 мкм с каждой стороны и листы горячей оцинковки с толщиной слоя цинка 10 мкм с каждой стороны.
Для изготовления корпусных деталей, кронштейнов, валов, ступиц колес, тормозных колодок и пр. широко используются различные виды чугунов. Из серого чугуна изготовляют блоки и гильзы цилиндров бензиновых двигателей и дизелей (СЧ 20, СЧ 25), распределительные валы (СЧ 25, СЧ 30), диски тормозных механизмов и нажимные диски сцепления, маховики (СЧ 20, СЧ 25), выпускные коллекторы (СЧ 15, СЧ 20). Ковкий чугун используется для изготовления шкивов, крышек и кронштейнов, а также деталей электрооборудования автомобилей. Высокопрочный чугун используется взамен литой и кованой стали, серого и ковкого чугуна (ВЧ60 - распределительные и коленчатые валы карбюраторных двигателей и малофорсированных дизелей, крышки и корпуса подшипников, крышки коробок скоростей; ВЧ45, ВЧ50 - корпуса редукторов, барабаны, кронштейны, бугели тормозные колодки, корпуса подшипников; ВЧ40 - ступицы колес автомобилей, корпуса дифференциалов, корпуса подшипников). Чугун с вермикулярным графитом используется для изготовления крупных массивных отливок сложной конфигурации (блок - картеров массой до 40 кг, чашек дифференциала до 22 кг, корпусов подшипников, тормозных колодок, корпусов коробок передач).
Деформируемые алюминиевые сплавы используются для изготовления поршней разных двигателей (АК4), балансиров подвесок (АК8), эмблем и решеток (АМг2), поршней цилиндров тормозных механизмов (Д1П), элементов каркасов автобусных платформ, лонжеронов и поперечин из прессованных профилей (АВ). Из пластичных сплавов типа АД выдавливают корпуса масляных фильтров и подобные им детали. Новейшие разработки связаны с содержанием цельноалюминиевых кузовов. В серийном производстве зарубежных фирм (Ауди и др.) стали применять алюминиевые листы для передней и задней панелей, для облицовки дверей и тому подобное.