Механика гидро - и пневмоприводов
Электропневматический усилитель
По своим схемам и конструкциям электропневматические усилители (ЭПУ) не менее разнообразны, чем ЭГУ, но в ряде случаев имеют с ними много общего. По изображенной на рис. 5.11 схеме может быть выполнен ЭПУ, а при малой мощности, необходимой для управления каким-либо объектом, эта же схема соответствует электропневматическому следящему приводу. В таком приводе электромеханический преобразователь
Рис. 5.11. Схема электропневматического усилителя |
(ЭМП) 1 посредством заслонки 2 и ступени пневматического усиления (ПУ) сигналов, которая имеет два сопла 3 и два нерегулируемых дросселя 4, управляет поршнем, размещенным в цилиндре 5. Если устройство является только усилителем, то в нем вместо поршня используется золотник (показан штриховыми линиями). Обратная связь в том и другом варианте может быть электрической с датчиком 6, от которого сигнал поступает на вход электронного усилителя 7.
Для составления математической модели данного устройства можно применить уравнения, по смыслу близкие к тем, которые описывали процессы в ЭГУ, но в них должны быть отражены особенности течения газа через дроссельные элементы и большая по сравнению с жидкостью сжимаемость газа.
Уравнение массовых расходов газа в левой ветви ступени ПУ при перемещении золотника (поршня) вправо представим в виде
= <7др1 - <7С 1, (5.110)
Где (7др1 — массовый расход газа через левый (см. рис. 5.11) дроссель 4 (7С 1 — массовый расход газа через левое сопло 3.
При высоком давлении рп питания и малом угле поворота заслонки по часовой стрелке от среднего положения течение газа через дроссель и сопло будет критическим, поэтому
1 = /^сСтГ<^с(^0 ) /г~ > (5.112)
V
Где /Хдр, /хс — коэффициенты расхода дросселя и сопла, прикрытого заслонкой; 5др — площадь проходного сечения дросселя; <1С — диаметр проходного сечения сопла; р — давление в камере А; 0П — температура газа, принимаемая одинаковой во всех каналах ступени ПУ; С — коэффициент, вычисляемый по соотношению (см. § 3.2):
(*+!)/(*-!) |
Подставив <2Дрь Gci из формул (5.111) и (5.112) в уравнение (5.110), получим
G = МдрС5Др -^= - ficC*dc(ho - hy) - Ц=. (5.113)
V^n V^n
Массовый G и объемный Q расходы газа, поступающего в камеру А, связаны соотношением
Gi = mQ"
С учетом которого приведем уравнение (5.113) к виду
Qi = [АцрСSjipRy/Qji /AqС7г(Iq(ho “ hy)Ry/&ji. (5.114)
Pi
Аналогично получим объемный расход Q2 газа, вытекающего из камеры В:
Q2 = SjipRy/Qn ——h /xcC7rdc(/io + hy)Ry/0П. (5.115)
P2
Линеаризовав уравнения (5.114) и (5.115), найдем малые отклонения расходов
Q'l = - МдрСЯдр КРФ-Р + ticCTdcRVe^hy, (5.116) Ро
Q = /*дрС5др Rpny^p'2 + ficCndcR^hy, (5.117)
В уравнениях (5.116) и (5.117) отклонения давлений и в камерах А и В измеряются от значения давления ро > которое устанавливается в камерах в отсутствие нагрузки на золотник или на поршень, занимающих среднее положение. Согласно условию наибольшей чувствительности разности давлений Р1 — Р2 в камерах А и В к отклонению заслонки
7Г </сЛ-о
= 2.
*$ДР
Кроме того, для малых отклонений давлений можно принять
I /
Р = -Р2-
При этом согласно уравнениям (5.116) и (5.117), имеем
Я — 0>2 — Фу - Просуммировав указанные уравнения, найдем
Фу = ^(ЭЛ^у “ К(ЭрРк, (5.118)
Ъг п 1 Т> /7л— Г/ 0, 5^дрС5'дрРпД/0п
Где Кдк = /ХсСтгйсДувп; ^ ;
Рн = - Рг
Расход (5у определяет еще уравнение такого же вида, как уравнение (5.43), что позволяет, воспользовавшись функцией (5.118), записать
^ + = <5Л19> где 5П — торцовая площадь поршня (управляемого золотника); Уд — объем торцовой камеры при среднем положении поршня (управляемого золотника); уп — смещение поршня (управляемого золотника) от среднего положения.
В свою очередь разность рн давлений в камерах А и В и смещение уп поршня связаны уравнением
Гап “^2 I" ^тр Ь ккуп = ^пРн* (5.120)
Здесь тп — масса поршня (управляемого золотника); /?тр — коэффициент вязкого трения, возникающего при движении поршня; кл — коэффициент позиционной нагрузки на
поршень, зависящей от его положения (в случае золотника кя — 2сгд).
Чтобы представить структурной схемой математическую модель электропневматического усилителя, который может быть и электропневматическим следящим приводом, на основе выведенных выше уравнений запишем в изображениях:
Уравнение для электронного усилителя с учетом того, что процессы в нем происходят несравненно быстрее, чем в гидропневмомеханических устройствах,
^у(5) = ^ус[^вх(5) — ^о. с(5)]? (5.121)
Где г£вх(з) и гбо. с(^) — соответственно изображения напряжений электрического тока, подаваемых на вход электронного усилителя от формирующего сигналы управления устройства и от датчика обратной связи;
Уравнение для обмоток управления ЭМП
(Ту, -|- 1)гу(з) = (5.122)
Уравнение для ЭМП, полученное после перехода к изображениям в уравнении (5.80) при 1(ря = Лу,
(Тя252 + 2(яТяз + 1)Лу(5) = 1К^гу(з) - КкрРн(з), (5.123)
V - 5с/2 • где К^р,
** Му
Уравнение (5.120) в виде
(Т}з2 + 2С1 Тхз + 1)и„(Л) = КурРп(з), (5.124)
Iтп, ц 0,5&тр - гг _ 1
Где П “ V V С‘ “ 7^' ,р~ V к” - к„]
Уравнение, объединяющее после перехода к изображениям уравнения (5.119) и (5.120),
Ти^{Т2 ^ + 2^2^25 + 1)уп(5) — ^у(5) — ^пУп(5)> (5.125)
™ т - (л х *"уо х ^ - клКЯр.
П +2В, г52 Б* )' " 5П КЯк'
2 5а. г5д + кн 1'о + К (^ркТр |
ТпУо
Кус |
*1и Ту 5+1 |
Ікп |
|
Чос(*)
Кос
Рис. 5.12. Структурная схема электропневматического усилителя
Агтр^о “Ь 2В^тКдрТПл 42 / - ■ —?
2у гапТ/о(25а>г5,д + “Ь 2Ба. г#дрА:Тр)
Уравнение для электрической обратной связи
Ио. с(в) = #о. с2/п(«)> (5.126)
Где К0'С — коэффициент преобразования датчиком обратной связи перемещения поршня (управляемого золотника) в напряжение электрического тока.
Построенная по уравнениям (5.121) - (5.126) структурная схема изображена на рис. 5.12. На схеме даны передаточные функции каждого из входящих в нее звеньев. Из рисунка ясно, что в ЭПУ с электрической обратной связью или в электроп - невматическом следящем приводе с одной ступенью усиления пневматического сигнала кроме основной обратной связи 1 действуют две внутренних обратных связи. Одна из них 2 вызвана силой, приложенной со стороны потока газа к заслонке, другая 3 — учитывает влияние давлений в камерах А и В на расход газа через сопла. Разность этих давлений будет изменяться в зависимости от положения поршня (управляемого золотника) при наличии позиционной нагрузки.