Механика гидро - и пневмоприводов
Линейная математическая модель силовой части пневмопривода
Математические модели пневмопривода и гидропривода различаются в основном из-за большей сжимаемости газа по сравнению с жидкостью. Чтобы с учетом этой особенности пневмопривода составить математическую модель его силовой части, обратимся к такой же схеме, как при моделировании гидропривода с дроссельным регулированием (см. рис. 5.1), мысленно заменив зачерненные треугольники на незачерненные, как принято обозначать напорную и сливную магистрали на пневмосхемах. Кроме допущений, принятых ранее при описании процессов в гидроцилиндре, опору пневмоцилинра будем считать абсолютно жесткой (соп —3► °о), так как перемещение пневмоцилиндра, вызванное податливостью опоры, обычно мало по сравнению с теми перемещениями штока пневмоцилиндра, которые могут возникать вследствие сжимаемости газа в его полостях.
Массовый расход газа, поступающего в левую полость пневмоцилиндра при смещении золотника влево от среднего положения, представим в виде
О, = (5.31)
Где р — плотность газа в левой полости пневмоцилиндра, объем которой У.
В случае совершенного газа его состояние описывает уравнение Клапейрона
В котором р1 и ©1 — абсолютное давление и абсолютная температура газа в левой полости пневмоцилиндра; Я — газовая постоянная.
Подставив плотность газа из уравнения (5.32) в соотношение (5.31), получим
(5-зз)
Так же можно найти массовый расход газа, вытесняемого из правой полости пневмоцилиндра при движении его поршня:
(534)
Для левой полости дополнительно запишем уравнение энергии газа в виде
Ср(71©1л ~Р1~^ + = (5-35)
Где ср — удельная теплоемкость газа при постоянном давле - нии; ©1л — абсолютная температура газа в канале, который соединяет левую полость пневмоцилиндра с золотником; фт — количество теплоты, подводимой из окружающей среды или отводимой в окружающую среду; су — удельная теплоемкость газа при постоянном объеме.
Наличие производной <К}т/& в уравнении (5.35) усложняет математическую модель силовой части пневмопривода, так как потребуется составить уравнение, описывающее процесс теплообмена между находящимся в пневмоцилиндре газом и окружающей средой. Поэтому в большинстве случаев рассматривают два предельных случая: в одном изменение состояния газа предполагается изотермическим, в другом — адиабатическим. К реальным динамическим процессам обычно ближе второй случай. С учетом такого допущения после подстановки значения плотности из уравнения (5.32) приведем уравнение
(5.35) к виду
Для правой полости пневмоцилиндра в результате таких же операций находим
Г, гл, Р2 ЛУ2 1 <1(р2У2) ^
С202” + ^1Г = (5'37)
Чтобы линеаризовать уравнения (5.36) и (5.37), перейдем к малым отклонениям переменных от своих установившихся значений, соответствующих среднему равновесному положению поршня пневмоцилиндра. Если при этом положении поршня позиционная нагрузка равна нулю, то давления в полостях пневмоцилиндра будут одинаковыми, что позволяет принять рю = Р2 о = Ро - Допустим также, что температура газа в каналах между пневмоцилиндром и золотником изменяется незначительно и близка к температуре ©о газа при среднем положении поршня, тогда
® 1 л = ©2п = ©о - (5.38)
После линеаризации уравнений получаем
1 0С|СР А V А Л у’
С2 + 0^ ^--Шв„{ра-л+у°'л)' (5'40)
Где Уо — объем каждой полости пневмоцилиндра при среднем положении поршня; штрихами отмечены малые отклонения переменных.
Суммируя уравнения (5.39) и (5.40) и используя соотношения У^ — *5*11 Ушт? У2 ~ *5пУшт> Ь ~Г~Б ~ ~Б5 находим
Ср к Я Я ’
С= ро |
РО (<2 ^Ушт Уо ФрЛ, V
Д©о п Л 2кро <И ) ’
Где <3 = <?! = С2; рн = р[ - р’2.
Отклонение массового расхода й связано с отклонением объемного расхода ф3 соотношением
0 = р()Яз = т~оЯз' (5'42)
Используя соотношение (5.42), представим уравнение (5.41) в форме, аналогичной уравнению (5.22):
где Ба. г = кро — адиабатический модуль объемной упругости газа. Линеаризованную функцию ф3 = £?3(х3, рн) можно описать как в случае гидропривода уравнением (5.17) с тем отличием, что коэффициенты Кдх и Кдр должны быть вычислены по расходно-перепадной характеристике золотникового устройства, полученной для газа (см. § 3.7). В случае золотника с нулевыми перекрытиями для большей части такой характеристики коэффициент Кдр равен нулю и только при Рк/Рп >0,65 будет изменяться в зависимости от ж3 и рк. Уравнение движения выходного звена пневмопривода (штока пневмоцилиндра) при принятых допущениях не отличается от уравнения (5.21). При использовании уравнения (5.43) совместно с уравнениями (5.21) и (5.17) после перехода к изображениям можно получить одно уравнение силовой части пневмопривода в форме
^п5(Тп цб2 + 2£п. ц7п. цЗ + 1)ушт(5) — жз(5)> (5.44)
Где
Н С о ^ ъ* II |
(5.45) |
™ 1 т П-ц = у^; |
(5.46) |
С„.ц = 2 5П2^; |
(5.47) |
Сп. ц = 0,5—-===:• ^/ШСп. ц |
(5.48) |
Сравнивая вычисляемые по формулам (5.45) - (5.48) коэффициенты уравнения (5.44) с коэффициентами уравнения (5.25), видим, что различие динамических характеристик силовых частей пневмопривода и гидропривода с дроссельным регулированием проявляется в основном в значительно меньших значениях собственной частоты п>ц пневмоцилиндра по сравнению с собственной частотой ыоц гидроцилиндра при одинаковых значениях массы га, присоединенной к их штокам. Из формул (5.27) и (5.46) следует, что
= )/*¥• (5-49) <*>0 Ц V "ж
Кроме того, так как коэффициент Кдр в окрестности значений (дъ 0, ря 0 равен нулю, демпфирование колебаний поршня пневмоцилиндра, согласно формуле (5.48), создает только вязкое трение в нагрузке на выходное звено. По той же причине обращается в нуль коэффициент Кк и, следовательно, в силовой части пневмопривода отсутствует внутренняя обратная связь. В остальном структурная схема силовой части пневмопривода будет такой же, как для гидропривода с дроссельным регулированием (рис. 5.3, б).
Рассмотренный подход к математическому моделированию регулируемых гидро - и пневмоприводов можно применять и в тех случаях, когда в качестве исполнительного двигателя выбран гидро - или пневмодвигатель с ограниченным углом поворота вала.