Механика гидро - и пневмоприводов
Линейная математическая модель силовой части гидропривода с дроссельным регулированием
Для упрощения рассмотренной выше системы дифференциальных уравнений воспользуемся, прежде всего, тем, что у реальных гидроприводов геометрические параметры левой и правой половин схемы при среднем положении поршня гидроцилиндра часто имеют близкие значения. В таких случаях можно принять: = Б2 = 5П, = У2 = Уо, Ул = У2л = УЛ9
У — У —У —У — У
*3 1 “ з2 “ з3 “ з4 “ *3-
При динамических процессах, которые происходят со скоростями, превышающими скорости растворения и выделения газа в жидкости, значение модуля Всм объемной упругости смеси примем равным значению модуля Вж объемной упругости жидкости, которое не зависит от давления, но вычислено с учетом постоянного газосодержания в жидкости при среднем уровне давлений в полостях гидроцилиндра.
Пренебрегая, кроме того, сухим трением в нагрузке на выходное звено и учитывая знаки в уравнении (5.1), представим силу вязкого трения в виде
(5.16)
(5.17) |
Наконец, нелинейные функции (5.12) и (5.13) заменим уравнением аппроксимированной расходно-перепадной характеристики золотникового устройства (см. гл. 3)
Фз — КдхХ3 — К(2рРНу
Где рн = Р1 - Р2-
Заметим, что коэффициенты уравнения (5.17) нельзя вычислить как коэффициенты первых членов ряда Тейлора, поскольку исходная функция (рис. 5.2)
(5.18)
В окрестности точки, соответствующей равновесию (рн = О, <2з = 0) силовой части гидропривода, имеет разрыв по первым производным. Во всех остальных точках расходно-перепадной характеристики коэффициенты Кдх и Кдр определяются формулами:
Рис. 5.2. Нелинейность расходной характеристики золотникового распределителя
Д<Ээ |
Рп “ Рсл ~ Рк О хз О |
= *1 |
КЯх = |
Дх3 ДС}з |
Р нО хзО |
К*х |
ЗО |
«Яр = |
Дхя |
2 /2(рп - Рсл ~ Рн О ж3 о) |
Р нО *зО |
|
|
У реальных золотниковых устройств вследствие утечек и перетечек жидкости по зазорам функция (5.18) изменяется так, что разрывы по первым производным сглаживаются. Это позволяет в окрестности точки рК = 0, (2з = 0 вычислять коэффициенты по формулам (5.19) и (5.20), принимая в них рН0 = 0, а значение ж3о выбирать равным промежуточному значению между Х3 = 0 И Х3 = Жзщах-
Все рассмотренные выше допущения позволяют составить линейную математическую модель силовой части гидропривода с дроссельным регулированием. Эту модель можно еще несколько упростить, если связь выходного звена с телом массой га принять абсолютно жесткой. Тогда ушт = ут, а массы гап и га можно просуммировать, не учитывая при этом массу гидроцилиндра. При перечисленных дополнительных допущениях уравнения, описывающие в линейном приближении динамические процессы в силовой части гидропривода с дроссельным регулированием, сведем в следующую систему:
<а |
Л |
^0 + Уа &Ръ с Ушт с Уп _ п ~~г, Г Т. г - Эп ~77 — Чз'у |
2 В, |
<12у] |
Га- |
Шт. <1ушт _ I ^тр I СнУшТ — ^ПУН) |
<й2 |
|
|
|
Му дифференциальному уравнению
-+ |
ГаУо <$ушт *^п (К<Эрт кТрУ() ^ <Рушт
2Е11ЗпКЯх 6ХЗ ч - Кдх 52 + 2£ц52У <И2
^(1+ |
Ушт — (5.24) |
+ |
+ |
Я |
УрСн К<2рктр (1ушт Кдрсн |
2£ц5„2 |
- + |
Где Еи = ---------------- ту - .
V 9 Я 1 _1_ 1£ _1_
У<) У0Соп
Обычно величины, которые являются слагаемыми коэффициента при йушт/й1^ малы по сравнению с единицей. Исключив эти величины из уравнения (5.24) и преобразовав его по Лапласу при нулевых начальных условиях, получим
Тгб(Тцб2 + 2£цТцЗ + 1)ушт(5) — ®з(^) — ^нУшт(5)) (5.25)
Где
Тг = - I5-; (5.26)
Г"=У5 (5'27)
У0
^ _ 0,5А? тр + КдргпЕц/Уо /к
У^ТТЬСц
Согласно формулам (5.25) - (5.30), на основании рассмотренных в гл. 4 методов построена изображенная на рис. 5.3, а структурная схема. Из рисунка ясно, что линейную математическую модель силовой части гидропривода с дроссельным регулированием можно представить последовательно соединенными интегрирующим и колебательным (при Сц < 1) или апериодическим (при Сц > 1) второго порядка звеньями, охваченными отрицательной обратной связью с пропорциональным звеном. Каждое из указанных звеньев учитывает определенные физические процессы, возникающие в гидроприводе при динамических режимах его работы.
Интегрирующее звено с постоянной времени Тг описывает процесс непрерывного поступления жидкости в одну полость гидроцилиндра и вытеснения жидкости из другой полости при движении поршня гидроцилиндра. Значение Тт зависит от
5 Рис. 5.3. Структурные схемы силовых частей гидропривода с дроссельным регулированием (а) и пневмопривода (б) |
Рабочей площади 5П поршня гидроцилиндра и коэффициента Кдх преобразования перемещения золотника в расход жидкости через окна, открываемые кромками золотника. Чем меньше эта постоянная времени, тем больше скорость движения выходного звена гидропривода. Наличие колебательного или апериодического звена второго порядка вызвано сжимаемостью жидкости в гидроцилиндре и присоединенной к его штоку массой га. Находящаяся в гидроцилиндре жидкость играет роль пружины с жесткостью Сц, значительно превышающей жесткость сн пружины, имитирующей позиционную нагрузку на выходное звено гидропривода. Значение постоянной времени Тц = 1/и;оц, где ыоц — собственная частота колебаний массы га при среднем положении поршня гидроцилиндра. Демпфирование колебаний массы га создает сила вязкого трения в нагрузке на выходное звено и пропускная способность окон золотника. Первый фактор учитывается в коэффициенте Сц относительного демпфирования величиной А? тр, второй — величиной На первый взгляд, несколько неожиданно в структурной схеме показана обратная связь, которая отсутствует в конструкции силовой части гидропривода (см. рис. 5.1). Эта обратная связь означает, что величина уШТ влияет на расход жидкости, как бы изменяя величину х3. В действительности, расход жидкости изменяется вследствие увеличения и уменьшения давления в полостях гидроцилиндра при движении его поршня. Обратная связь, не предусмотренная конструкцией устройства, а возникающая вследствие внутренних физических процессов, может быть названа собственной или внутренней обратной связью.