РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Основные факторы, обуславливающие перспективные поставки энергоресурсов
Поставки топливно-энергетических ресурсов на экспорт в перспективном периоде, как и в предыдущие годы, будут обуславливаться главным образом, следующими основными группами факторов:
• возможностями топливно-энергетического комплекса России;
• потребностями в российских энергоносителях со стороны внешних рынков;
• потребностью России в иностранной валюте, необходимой для импорта соответствующей продукции и услуг. Здесь следует сразу же сказать, что этот фактор в обозримой перспективе ни в коей мере не будет играть лимитирующую роль во внешнеэкономических связях России по топливу и энергии.
Анализ этих факторов явился основной исходной предпосылкой для подготовки обосновывающих материалов к разделу "Внешнеэкономическое сотрудничество" Энергетической стратегии России: по определению перспективных масштабов экспорта топливно-энергетических ресурсов, формированию его рациональной структуры и оценке экономической эффективности намечаемых поставок. Особое внимание в ходе исследований было уделено анализу топливно-энергетической проблемы стран СНГ и восточной Европы, в частности, определению импортных потребностей этих государств в российских энергоресурсах, а также поиску возможностей снижения той части поставок, которые в предыдущие годы были в основном обусловлены внеэкономическими факторами.
Проведенные исследования свидетельствуют, что ресурсная база России (обеспеченность страны разведанными и прогнозными запасами топлива и энергии) в целом не является препятствием не только для сохранения в течение многих лет достигнутых объемов экспорта, но и для дальнейшего их наращивания, хотя, конечно, по различным энергоресурсам и регионам страны положение далеко не одинаково.
Однако с учетом качества запасов (как существующих, так и ожидаемых в перспективе), их технологичности, с учетом состояния окружающей среды в основных топливодобывающих и энергопроизводящих регионах страны, с учетом, наконец, возможностей преобразования и транспорта энергоносителей картина существенно меняется. Поэтому в обозримой перспективе возможности российского экспорта энергоносителей будут определяться не столько наличием ресурсов, как таковых, сколько политическими, экономическими и экологическими факторами, связанными с их освоением. Исследования, проведенные в начале 90-х годов в ВНИИКТЭП, свидетельствовали, что приведенные затраты на добычу нефти в СССР за 1981-1990 гг. возросли примерно в 2,6 раза, природного газа — в 13 раза, угля каменного энергетического — в 1,5 раза. На 90-е годы прогнозировалось сохранение этих тенденций |20|.
В рыночных условиях противовесом подобных тенденций всегда выступает конкуренция и связанные с ней механизмы снижения издержек производства, включая достижения научно-тех - нического прогресса |см. напр., 21-23|. Но Россия только строит рыночную экономику. В переходном периоде сплошь и рядом сосуществуют как бы два мира: прошлый и рыночный, причем рыночный не в том виде, в котором он характерен, скажем, для современных США, Швеции или Дании, а в том, каким он был в этих странах 50... 100 лет назад.
Поэтому для нынешней России многие выводы, сделанные в свое время для СССР, сохраняют свою актуальность. Касается это и тенденций удорожания добычи основных видов энергоресурсов. Причем, следует подчеркнуть, что тот рост издержек производства, о котором шла речь выше, следует рассматривать как минимальный, поскольку он далеко не в полной мере учитывает экологический фактор.
Известно, что энергетика в большей степени, чем другие отрасли промышленной деятельности населения связана с использованием природных факторов: земли, воды и атмосферы. Способность же природной среды противостоять массированному воздействию энергетики даже в нашей огромной стране во многих регионах сильно исчерпана, причем, зачастую, не столько из-за масштабности добычи и производства энергоресурсов, сколько из-за вопиющей бесхозяйственности, отсталой техники и технологии, отсутствия комплексности при добыче и использовании ископаемого топлива и действенных мер по охране окружающей среды. Естественно, чтобы преодолеть и ликвидировать подобное негативное воздействие, потребуется во много раз увеличить издержки на экологию. Следовательно, чтобы в этих условиях развитие энергетики стало высокоэффективным, необходимо повсеместно использовать преимущества рыночной экономики, комплексный подход к освоению ископаемых топлив, всемерное стимулирование технологического совершенствования энергетического оборудования и повышения эффективности конечного энергопотребления, повсеместно переходить к так называемым "малоотходным" и "безотходным" технологиям. Что же касается возможностей широкого экспорта топлива и энергии, то необходимо, чтобы рост мировых цен опережал прогнозируемый рост издержек на добычу энергоресурсов.
С учетом всех этих положений можно сделать вывод, что возможности дальнейшего наращивания в России производства энергоресурсов в целях их экспорта опираясь только на собственные силы оказываются крайне ограниченными, особенно по неф-
Многочисленные исследования, проводимые международными организациями и национальными коллективами ученых, в том числе и России, показывают, что при всей важности и значимости энергосбережения рост энергопотребления в мире неизбежен, по крайней мере на ближайшие 25...30 лет. В этих условиях анализ импортных потребностей зарубежных рынков в российских энергоносителях свидетельствует, что в предстоящие 10... 15 лет эти потребности не только не сократятся, но и могут значительно возрасти. В основе таких выводов лежат многочисленные оценки зарубежных и российских специалистов о перспективной динамике энергопотребления прежде всего в Европе — традиционном рынке для российских энергоресурсов |напр., 24-271.
Как и во всем мире, в странах Европы в предстоящие десятилетия суть основной проблемы развития энергетики будет состоять в поиске возможностей удовлетворения потребностей в энергии при минимальном отрицательном воздействии на окружающую среду. При этом, ничуть не принижая возможности новых энергосберегающих технологий, можно ожидать, что в условиях прогнозируемого приемлемого роста цен на энергоресурсы темпы роста ВВП в основных европейских государствах лишь ненамного будут опережать темпы роста энергопотребления. Пример тому — экономика США в конце 80-х — начале 90-х гг.: реагируя на высокие цены на нефть, энергопотребление здесь неуклонно падало до 1985 г. и начало расти после 1986 г. почти такими же темпами, что и В В П.
Отсюда вытекает особая значимость совершенствования структуры энергопотребления в направлении увеличения в балансе в максимально возможной степени наиболее экологически чистых видов топлива и прежде всего — природного газа.
Следует подчеркнуть, что поставками природного газа Россия в последнее время и так уже оказывает народам Европы существенную экологическую помощь. Например, только за последние пять лет замена в странах Европы (без С Н Г и Балтии) российским газом угля и нефтепродуктов (в объеме свыше 450 млрд м') позволила сократить выбросы вредных веществ, по ориентировочным расчетам, на 110 млн т, в том числе твердых частиц — на 57 млн т и соединений серы — на 38 млн т.
Исходя из устойчивых темпов роста В В П в странах Западной Европы, стабилизации, а затем и соответствующего роста общественного производства в восточноевропейских государствах, а также с учетом возможностей собственной добычи природного газа, в частности, в Нидерландах и на шельфе Северного моря и получения его из третьих стран, импортная потребность европейского рынка в российском природном газе может возрасти к 2010 г. на 30...50 млрд м' по сравнению с уровнем 1995 г. Примерно на этом уровне она сохранится и в следующие десятилетия.
Емкий энергетический рынок имеют и государства, сопредельные с российским Дальним Востоком. В частности, Япония, КН Р, и Республика Корея испытывают значительные потребности в импорте природного газа — экологически наиболее чистого вида топлива.
Однако рынки газа в этих странах еще не развиты, что обусловлено тремя основными факторами: отсутствием местных ресурсов газа, стоимостью его транспортировки из других стран и регионов и стоимостью создания местной инфраструктуры. Перспективы роста потребления газа здесь во многом будут определяться возможностью предложения газа по конкурентным ценам и с надлежащей степенью надежности. Как только возрастет доступность газа для использования, спрос может очень быстро увеличиться. Он будет особенно значителен в промышленном секторе и в электроэнергетике, где имеется много его крупных потенциальных потребителей. По оценкам, спрос на импортный газ в этом регионе после 2005 г. может возрасти до 180...200 млрд м'/год. Одним из новых источников газа для стран Северо-Восточной Азии может стать Россия |35|.
В предыдущих главах возможности подачи в эти страны природного газа из Восточной Сибири и Дальнего Востока России уже были рассмотрены.
Достаточно высока импортная потребность зарубежных государств и в других российских энергоносителях, особенно в нефти и нефтепродуктах. По оценкам, суммарная потребность в российских энергоносителях со стороны зарубежных рынков может составить на уровне 2005 г. порядка 750 млн т условного топлива, а к 2010 г. возрасти до 850 млн т условного топлива. Эти величины намного превышают реальные возможности их поставки, особенно с учетом фактического состояния ТЭ К и всей российской экономики в настоящее время. Более того, расчеты показывают, что при сохранении существующей макроэкономической политики, суммарное производство энергоресурсов в России может упасть к 2005 г. до 1090 млн т условного топлива |3, с. 35-36|. Поэтому без существенной корректировки всей экономической политики, без привлечения крупномасштабных зарубежных инвестиций в ТЭК сохранить даже существующие
Объемы экспорта энергоресурсов из России будет проблематич-
Иные перспективы вырисовываются в условиях полного выполнения задач Программы правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997- 2000 годах" |28|, реализации предложений специалистов Минтопэнерго России и Российской академии наук к проекту этой программы [31 и широкомасштабного сотрудничества с зарубежными странами на принципах, изложенных в первом разделе этой главы.
В предыдущих главах уже говорилось о многих проектах взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики на территории России (шельф северных и дальневосточных морей, нефтегазовые месторождения Севера Европейской части России, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, КАТЭК, электроэнергетика и др.).
Весьма приоритетным направлением совместных работ может стать повышение эффективности использования ресурсов углеводородного сырья. Это — увеличение глубины переработки нефти (до 80...85%), что позволило бы участвующим в проекте зарубежным фирмам дополнительно получать десятки млн т высококачественных моторных топлив. Это — комплексная переработка природного и нефтяного попутного газа. Резервы в этой области поистине огромные. Достаточно сказать, что в настоящее время степень извлечения этана из ресурсов составляет всего 3,5...4%, пропан-бутана — 35...40%, тогда как в С Ш А, например, соответственно свыше 70 и 90%. Кроме того, здесь надо иметь в виду, что за пределами 2000 г. в структуре добываемого природного газа в стране начнутся существенные изменения, в частности — резко возрастет удельный вес этаносодержащих и нефтяных попутных газов. Наконец, интерес для зарубежных партнеров может представить и разработка тысяч мелких, мало - дебитных и так называемых забалансовых месторождений нефти, в которых, по оценкам, запасы нефти достигают нескольких миллиардов тонн, а также тысяч мелких и средних месторождений природного газа, расположенных практически во всех регионах нашей огромной страны, освоение которых в интересах внутреннего рынка не намечается в ближайшие 20...30 лет. Многие из этих месторождений сосредоточены в обжитых регионах страны с развитой инфраструктурой (например, Урало-Повол - жье), однако для их разработки отечественная промышленность не располагает необходимым оборудованием, в первую очередь насосно-компрессорным, могущем работать в автоматизированном режиме, нет соответствующих надежных технологий.
Переход экономики России на рыночные начала, создание достойных условий для широкого привлечения иностранного капитала — все это должно придать хороший импульс взаимовыгодному сотрудничеству в этой области.