РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Энергетическая политика России в северных районах страны[36]
Россия всегда придавала большое значение проблемам освоения своих северных территорий. Еще в давние годы на Севере были основаны многочисленные торгово-промысловые центры и небольшие селения, такие как Мангазея, Архангельск и целый ряд других населенных пунктов. Освоение Северного морского пути — главной судоходной магистрали России в Арктике — сопровождалось как строительством крупных морских портов: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидение и др., так и освоением богатейших природных ресурсов Севера (месторождений химического сырья и цветных металлов Кольского полуострова, Печорского угольного бассейна, месторождений нефти и газа в Западной Сибири, цветных металлов северо-востока России и т. д.).
Относительно высокая населенность и освоенность арктических регионов страны, по сравнению с аналогичными районами США и Канады объясняются тем обстоятельством, что в Советском Союзе в условиях закрытости национальной экономики и противодействия со стороны стран Запада полноценному участию Союза на мировом рынке товаров и услуг, мы были вынуждены ориентироваться на производство собственных сырьевых ресурсов, подчас не считаясь с затратами и непропорционально общему социально экономическому развитию страны. Ускоренному освоению Севера способствовало наличие здесь крупных месторождений углеводородов, полиметаллов, золота и т. д. Кроме того, не следует забывать, что Россия великая морская держава и незамерзающие моря европейского Севера являются для нас естественным выходом на мировой рынок.
Крайний Север и приравненные к нему местности занимают больше половины территории России. Здесь проживает более 12,0 млн чел., из них порядка 181 тыс. чел. — малочисленные народы.
В недрах Севера сосредоточено свыше 60% разведанных запасов углеводородов и минерального сырья, более 50% воспроизводимых ресурсов (лес, пушнина, рыба, гидроэнергоресурсы) России. В ближайшее десятилетие основной прирост промышленных запасов ожидается также в этом регионе. Север и приравненные к нему местности являются главной топливно-энергетической базой России: здесь сосредоточено свыше 75% добывающих мощностей ее нефтяной, 95% — газовой, 15% — угольной промышленности.
Север находится в сфере стратегических интересов России и играет ключевую роль в расширенном воспроизводстве ее народного хозяйства. Своевременность принятия решений в области освоения природных ресурсов Севера приобретают для страны не только экономическое, но и политическое значение.
Наиболее развита европейская часть Севера России. В последнее время значение этого региона возрастает по двум причинам: в связи с наличием здесь морских портов круглогодичного действия (Мурманск, Архангельск, Кандалакша), так как порты Балтии и Черного моря для России оказались в значительной мере потеряны, а также открытием в регионе крупных месторождений нефти и газа.
Как уже отмечалось, народнохозяйственный комплекс региона представляет собой экономическую систему с четкой ориентацией на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Здесь выделяются отрасли топливно-энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Значительное развитие получили предприятия ВПК. Стратегическое значение для страны имеет продукция Севера Западной Сибири. Энергетические ресурсы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обеспечивают реализацию потенциальных возможностей экономики не только России, но и всего Ближнего зарубежья. По-прежнему ключевые позиции в цветной металлургии, добыче алмазов, золота и редкоземельных металлов, лесной, лесоперерабатывающей и рыбной отраслях промышленности занимают предприятия Севера Восточной Сибири и Дальнего Востока.
• Однако процессы становления рыночных отношений на Севере по сравнению с южнее расположенными регионами протекают более болезненно. Это во многом связано со структурой производства, природно-климатическими условиями, удаленностью осваиваемых месторождений и неразвитостью транспортной сети. Воспроизводственные процессы в регионе в основном базируются на привозных материально-технических ресурсах при вывозе значительной доли добываемых ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность расстояний перевозок уже в 80-е гг. довели долю транспортной составляющей в цене потребляемой на Севере продукции до 55...60%, т. е. в 4 раза больше по сравнению со средними показателями по стране. В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.
Однако российский Север принес не только огромные богатства стране, но и породил массу проблем, которые требуют сегодня новых решений. В те времена, когда существовал Советский Союз, обеспечение северных территорий производилось в плановом порядке, по сути из единой "диспетчерской", и подчас по приказу. Сейчас, когда нет Советского Союза, экономика и общество переживают сложнейший переходный период, к тому же большинство структурных звеньев планового механизма северного завоза стали самостоятельными акционерными обществами и частными предприятиями. Для них теперь приказ чиновника ничего не значит, если не будет переведена предоплата.
К сожалению, формирование рыночной системы обеспечения Крайнего Севера — дело очень долгое, а работать и жить нужно каждый день, месяц и год. Поэтому в настоящее время основная тяжесть в схеме обеспечения Севера перенесена на администрации субъектов Федерации. Именно администрация региона должна быть тем единственным и ответственным хозяином, через которого будут "раскручиваться" все необходимые мероприятия по обеспечению северного завоза. Однако это не означает,
Что государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти полностью отстраняется от обеспечения северян необходимыми им продуктами и товарами. И дело даже не в том, что в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой предусмотрена государственная финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и принято Постановление Правительства о государственной поддержке завоза товаров в районы Крайнего Севера.
В настоящее время в России разрабатывается и реализуется целый комплекс широкомасштабных мер, направленных на сбалансированное и устойчивое развитие Севера. Так, например, Государственной думой Российской Федерации в мае 1996 г. был принят Закон РФ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Данный Федеральный закон носит рамочный характер и устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера. Он ориентирован на создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие региона. В нем, в частности, определены основные принципы государственного регулирования и механизмы государственной поддержки.
Государственная поддержка на Севере реализуется посредством:
• предоставления гарантий и компенсаций населению и организациям по возмещению дополнительных затрат на проживание и "осуществление трудовой деятельности в суровых природ - но-климатических зонах";
• финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза;
• поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;
• установления щадящего режима природопользования, учитывающего повышенную уязвимость северной природы и обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов;
• формирования государственных внебюджетных фондов льготного кредитования, выделения субсидий, ссуд и кредитов на льготных условиях и ряд других мер.
Проблемы Севера имеют сложный межотраслевой характер. Их решение требует координации усилий большого числа субъектов управления, объединения существующих федеральных, региональных и отраслевых целевых программ, реализуемых на территории Севера, взаимоувязки первоочередных и долгосрочных задач. Однако действующие механизмы недостаточно эффективны, либо вовсе не разработаны. Речь, в частности, идет о регулировании таких процессов, как адаптация Севера к рыночным условиям, сочетание государственной поддержки с предпринимательской деятельностью, обеспечение региона трудовыми, материально-техническими и финансово-кредитными условиями.
В качестве важнейшего средства комплексного решения этих проблем должна явиться Государственная сводная программа социально-экономического развития Севера России на долгосрочную перспективу (далее Госпрограмма), которая в настоящее время дорабатывается с учетом полученных на нее замечаний. Суть её заключается в ежегодной подготовке для Севера системы мероприятий на основе федеральных целевых программ, согласованных с возможностями бюджета, уточнении их приоритетов и контроле за использованием выделенных финансовых средств.
Предлагаемые меры имеют четкую социальную направленность. По образному выражению президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева "Север не должен быть крайним в очереди за нормальной жизнью".
Кроме того, на федеральном уровне принято достаточное число программ, которые непосредственно затрагивают интересы северных регионов. Однако, как уже подчеркивалось в предыдущих разделах, дело не в числе федеральных и правительственных программ, постановлений, а в их финансовом обеспечении, которое оставляет желать лучшего.
Экономическая политика на Севере в условиях перехода к рыночной экономике будет определяться не только объективными природно-географическими факторами и накопленным потенциалом, но и новыми рыночными механизмами регулирования, изменяющими привычные принципы производственной деятельности.
Специфику экономической политики на Севере обуславливают:
• моноструктура производства и нецелесообразность в ряде случаев создания новых производств в связи с повышенными издержками;
• сырьевой характер специализации региона;
• постоянное ухудшение естественных условий добычи сырья и возрастание издержек производства, сложная экологическая обстановка;
• низкая рентабельность многих предприятий и сырьевых отраслей;
• ограниченные возможности перетока трудовых ресурсов, трудности выезда граждан, достигших пенсионного возраста, в южные регионы страны;
• обострение проблемы обеспечения продовольствием и топливом в связи с разрушением системы государственных поставок.
Характерной особенностью Севера является "островное" распределение населенных пунктов. В связи с этим значительная часть территории региона обеспечивается от децентрализованных тепловых и дизельных электростанций мощностью от 1 до 2500 кВт, принадлежащих промышленным, строительным, транспортным, коммунальным и другим предприятиям.
Большинство районов Севера (кроме Республики Коми и Мурманской области) являются дефицитными по электроэнергии и теплу. Наиболее остро проблема наращивания электроге - нерирующих мощностей стоит для Архангельской и Магаданской областей. Республики Карелии и частично Республики Саха. Эта проблема усугубляется необходимостью демонтажа отработавшего свой срок оборудования, реконструкции отдельных электростанций и, в первую очередь, Кольской АЭС.
Весьма актуальна в регионе и проблема сетевого строительства. Преобладающая концентрация электрических нагрузок в результате очагового характера развития производственных сил сосредоточена в промышленных узлах, значительно отдаленных друг от друга и связанных между собой одноцепными J1Э П 220- 110 кВт, отдельные из которых загружены до максимального предела. Низкая плотность нагрузки на остальной части территории, ее удаленность от основных энергетических узлов требует дальнейшего развития распределительных сетей.
Огромное значение не только для региона, но и для России в целом имеют нефтегазовые ресурсы Тимано-Печорской провинции и шельфа Баренцева и Печорского морей. Реальные перспективы наращивания добычи нефти и газа здесь связаны в основном с месторождениями, для освоения которых потребуются огромные инвестиции. Поэтому важная роль в реализации программы увеличения добычи нефти и газа на Севере отводится привлечению иностранного капитала, особенно при разведке и освоении месторождений, расположенных на шельфе северных морей.
Для освоения нефтегазовых ресурсов шельфа арктических морей большое значение должен иметь Указ Президента РФ № 765 от 23.05.96 г. "О создании промышленно-производствен - ной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики", которым одобрено предложение Правительства Российской Федерации о приоритетном развитии российского научного и производственного потенциала подводного кораблестроения, отечественного машиностроения для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики, а самое главное, и об обеспечении финансирования государственного заказа, выполняемого российским центром атомного судостроения. Кроме того, данным указом одобрена широкомасштабная программа, подготовленная РАО "Газпром" и АО "Росшельф", по освоению месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Арктики до 2010 г.[37] Генеральным подрядчиком по изготовлению морских нефте - и газодобывающих платформ определен Государственный российский центр атомного судостроения. Программой определены ориентировочные объемы и сроки проведения поисково-разведочного бурения по каждой структуре. Всего предполагается пробурить порядка 120 скв. глубиной от 2700 до 4500 м. Темпы производства геолого-разведочных работ будут определяться наличием финансовых и технических средств, способных обеспечить эффективную работу в тяжелых природных условиях.
Первоочередными объектами, подлежащими обустройству и эксплуатации, являются газоконденсатное Штокмановское и нефтяное Приразломное месторождения. Для них подбираются типы морских нефтегазопромысловых инженерных сооружений в зависимости от глубины моря и характера ледовых условий.
В настоящее время имеется три основных варианта разработки месторождений шельфа северных морей, но в любом варианте на Севере России будет образован новый крупный нефтедобывающий район, на котором потенциально возможная добыча к 2015...2020 гг. может достичь уровня 30 млн т нефти и 56 млрд. м' газа.
Другими направлениями масштабного использования высоких технологий в интересах развития производительных сил Севера является атомная энергетика. Сейчас на Севере России работают две АЭС: Кольская в Мурманской обл. и Билибинская в Магаданской обл. Проблемы Кольской АЭС уже были изложены в первом разделе этой главы. Здесь же необходимо лишь отметить, что в целом для Севера большее значение в перспективе будут иметь не крупные станции, типа Кольской, а малые АЭС и АТЭЦ (наземные, подземные и плавучие), ориентированные на энерго - и теплообеспечение локальных небольших и средних населенных пунктов. В настоящее время в системе Минатома России имеются очень интересные проекты самых различных по мощности и типам реакторов, по назначению (АЭС, АТЭЦ, ACT) и исполнению (стационарные, плавучие) атомных станций[38].
Особый интерес представляют так называемые "МИ КРО" АЭС (к ним относят станции с тепловой мощностью реакторных установок до 10 МВт), которые предназначены для тепло - и электроснабжения небольших поселков с численностью населения до 2...3 тыс. чел. В зоне Крайнего Севера и Дальнего Востока России это, как правило, поселки не имеющие значительных промышленных потребителей, населенные представителями коренных национальностей. Транспортная инфраструктура в этих районах неразвита, число поселков — несколько сотен, среднее расстояние между ними — десятки километров. Все эти факторы показывают, что энергоисточники должны обладать высокой степенью заводской готовности, транспортабельностью, минимальной потребностью в затратах на проведение строитель - но-монтажных работ, причем только вахтовым методом, минимумом обслуживающего персонала, который не должен постоянно проживать в зоне расположения атомных установок. К этому типу атомных станций малой мощности можно отнести такие, как "Елена", ЯТЭУ, "Крот", "Бета", "Север-10" (гелиевый), "Север-10" (кипящий), ТЭС - М, "Саха-92" и "Ангстрем" 132, 38-40].
Для энергоснабжения районных центров и относительно крупных поселков с населением численностью до 10... 15 тыс. чел. разработаны проекты малых атомных станций с тепловой мощностью реакторных установок от 10 до 15 МВт. Число таких поселений в районах децентрализованного энергоснабжения относительно невелико по сравнению с первой группой, они характеризуются наличием какого-либо промышленного объекта (порт, горно-обогатительный комбинат, прииск, предприятие перерабатывающей промышленности и т. д.). В отличие от первой группы поселений они как правило имеют развитую транспортную сеть (автодороги, аэродромы, портовые сооружения); заселены по большей части приезжими специалистами, работающими по контрактам, что позволяет организацию только небольших строительно-монтажных и ремонтных баз; диктуют более жесткие требования к технико-экономическим показателям энергоисточников, поскольку стоимость привозного органического топлива в этих поселках ниже, чем для первой группы. К этому типу малых атомных станций относятся такие проекты, как "РУТА", "АБВ" (плавучий), "АБВ" (наземный), "ЯТЭУ-М", "НИКА-120" и "АСМБ-10" [32[.
Наконец, для достаточно крупных населенных пунктов зоны Севера с развитой промышленностью и инфраструктурой разработаны проекты малых атомных станций с тепловой мощностью реакторных установок от 50 до 150 МВт. К таким проектам относятся "АТУ-г", KJ1T-40, ВК-25, " Р К М ", ВК-200, "НИКА-500" и "ВТРС-50" [32[.
Для прибрежных населенных пунктов большой интерес представляют различные проекты малых атомных станций на базе корабельных атомных энергетических установок с широким использованием судостроительных технологий (такие, как "Волнолом-3", "Круиз-50", ПАТЭС "Нерпа" и ПАТЭС "Утро")|41-43|.
Таким образом, выполненный к настоящему времени комплекс проектно-конструкторских расчетов и исследований показал правомерность рассмотрения малых атомных станций в качестве источников электро - и теплоснабжения для многих десятков населенных пунктов обширной зоны Крайнего Севера и Северо-Востока России.
Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих разделах, большое значение для районов Крайнего Севера могут иметь нетрадиционные возобновляемые источники энергии (НВИЭ), особенно энергии ветра. За счет рационального использования потенциала нетрадиционных энергоресурсов, по расчетам специалистов, возможно уже к 2005 г. наполовину сократить завоз жидкого топлива в труднодоступные районы и на Крайний Север при одновременном увеличении надежности и экономичности энергоснабжения |44|. Так, в настоящее время на Крайнем Севере по всему арктическому побережью основным источником энергоснабжения являются дизельные и бензиновые электростанции. Общее их число превышает 5 тыс., а ежегодный расход топлива — 6 млн т. Топливо доставляется в бочках, бочки не возвращаются, расход металла на бочки, скопившиеся на побережье, оценивается в 250 тыс. т. Над доставкой топлива в эти районы трудятся 60 тыс. чел. Аналогичная ситуация сложилась во многих районах Сибири, Якутии, на побережье Охотского моря, Курильских островов. Вместе с тем в указанных районах имеется большой потенциал ветровой, а в ряде районов и гидравлической энергии. Задачу по сокращению завоза жидкого топлива можно решить путем создания автономных энергокомплексов, сочетающих возобновляемые и невозобновляемые источники энергии: установки, сжигающие местное и привозное органическое топливо; комбинированные установки, использующие НВИЭ (главным образом, энергию ветра, воды и солнца); аккумулирующие установки всех видов. В частности, эффективные ветроэлектрические установки различной мощности можно устанавливать на всем арктическом побережье России от Кольского п-ва до Чукотки, а также на всем побережье Берингова и Охотского морей |44|.
В целом долговременные цели и задачи в области развития ТЭК в зоне Севера России могут быть сформулированы следующим образом:
• стабилизация и последующее развит. ие добычи нефти и газа, в том числе на шельфе арктических морей, с формированием здесь новой крупной экспортной базы;
• создание мощностей по производству сжиженных газов;
• совершенствование и развитие системы электрообеспечения на основе различных типов генерирующих мощностей;
• обеспечение надежного энергоснабжения децентрализованных и удаленных потребителей путем освоения нетрадиционных источников энергии: малых ГЭС, ветроэнергетических установок, малых АЭС, в том числе с использованием судовых технологий и др.