РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Север европейской части России
Северный регион включает республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую и Мурманскую обл. Территория региона составляет 1466 тыс. км2. Население — 5889 тыс. чел., в том числе городское — 4461 тыс. чел.* Занимает выгодное географическое положение, располагает морскими (в том числе незамерзающими) портами на Северном Ледовитом океане.
Народнохозяйственный комплекс региона представляет собой экономическую систему с четкой ориентацией на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Выделяются отрасли топливно-энергетического комплекса (атомная энергетика в Мурманской обл., добыча угля, нефти и природного газа в Республике Коми), черная и цветная металлургия, целлюлоз - но-бумажная, деревообрабатывающая, горная промышленность. Значительное развитие получили предприятия ВПК. В целом в структуре валовой продукции региона доля промышленности составляет около 77%, сельского хозяйства — 7%, строительства — 9% и прочие отрасли — 7%.
Природно-климатическое своеобразие региона предопределяет особенности развития здесь промышленного производства и его специализацию. Основные из этих особенностей следующие:
• разнообразные минерально-сырьевые ресурсы, их относительная близость к центрам потребления являются главным стимулом промышленного освоения Европейского Севера; наличие выходов в Северный Ледовитый океан определяет значимость морских перевозок;
• огромные площади, занятые тундрой, лесами и болотами, предопределяют очаговое освоение региона и повышают затраты на развитие инфраструктуры;
• низкие среднегодовые температуры и большая длительность отопительного сезона вызывают повышенные энергетические затраты на обеспечение жизнедеятельности населения.
Характерной особенностью региона является также неравномерное размещение месторождений топливно-энергетических ресурсов, их концентрация на его Крайнем Севере и Востоке.
Разведанные запасы угля сосредоточены в Печорском бассейне, расположенном на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Значительная часть бассейна находится севернее Полярного круга. Печорский бассейн — крупная сырьевая база для развития тепло - и электроэнергетики и коксохимической промышленности. В границах бассейна известно более 30 месторождений угля, но балансом учитывается лишь И, из которых освоено пять: Воркутское, Воргашорское, Хальмеръюс - ское, Юньягинское и Интинское. Балансовые запасы углей на 01.01.94 г. составляли по категориям А+В+С, — 8,17 млрд т и категории С2 — 0,4 млрд т. Основные запасы (около 67%) сосредоточены на Интинском (26,3%), Воргашорском (22,8%) и Усинском (17,8%) месторождениях. Из общих балансовых запасов категорий А+В + С, примерно 45% составляют коксующиеся угли.
Огромное значение не только для региона, но и для России в целом имеют нефтегазовые ресурсы Тимано-Печорской провинции и шельфа Баренцева и Печорского морей |5|. В пределах Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа разведано 75 месторождений нефти (в том числе 10 крупных) с суммарными извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т. По оценкам, предстоит открыть еще столько же. В пределах Республики Коми сосредоточено 94 месторождения нефти и природного газа (из них пять крупных) с суммарными извлекаемыми запасами около 700 млн т нефти и 500 млрд м' газа.
На шельфе Баренцева и Печорского морей открыто 8 нефтяных, газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений с суммарными балансовыми запасами свыше 100 млн т нефти и конденсата и около 3 трлн м' газа. Перспективные ресурсы нефти и газа составляют здесь, соответственно, около 275 млн т и 1,7 трлн м' Крупнейшее месторождение — Штокмановское, извлекаемые запасы которого составляют 2,9 трлн м' газа и 21,8 млн т конденсата. По физико - химическим свойствам и геологическим особенностям залегания запасы в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в целом благоприятны для освоения. В разведанных запасах преобладают мало - и низкосернистые (71%), маловязкие (85%) нефти. Природный газ региона содержит ряд сопутствующих полезных компонентов — гелий, бутан, пропан и др.
Из имеющихся местных энергоресурсов наиболее перспективно использование значительных запасов торфа, энергии малых рек, а также отходов древесины.
Особенности топливо - и энергоснабжения. В регионе сложилась достаточно стабильная специфика в потреблении отдельных видов энергоносителей, при которой в электропотреблении преобладает Мурманская обл. (около 30% общего потребления по региону), в теплопотреблении — Архангельская обл. (более 26%), в потреблении топлива — Вологодская обл. (около 33%). Высоки долевые показатели и Республики Коми — свыше 22...26% в топливо - и теплопотреблении. Такая структуризация энерго - и топливопотребления объясняется тем, что каждая территория, входящая в регион, имеет свои отрасли специализации промышленности и народного хозяйства, развитие которых во многом определяют объемы и режимы потребления энергоносителей.
При этом основная часть электроэнергии в промышленности потребляется предприятиями металлургического и лесопромышленного комплексов. Из других отраслей народного хозяйства следует выделить коммунальный сектор, на удовлетворение потребностей которого расходуется ежегодно более 13% общего объема электроэнергии, потребляемой регионом, а также транспорт и особенно сельское хозяйство, доля которых в общем электропотреблении неуклонно растет.
Структура теплопотребления региона характеризуется преобладанием в ней промышленного и коммунального тепло - потребления[20], составляющего 85...88% суммарного теплопотре - бления региона. В промышленном теплопотреблении основная часть (около 50%) приходится на целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую промышленность.
В 1990 г. суммарное потребление энергоресурсов составило в регионе 68 млн т условного топлива, из которых по 28% приходилось на газ и уголь. К 1996 г. энергопотребление сократилось почти на 14%.
Значительная часть территории региона обеспечивается электроэнергией от децентрализованных тепловых и дизельных электростанций мощностью от 1 до 2500 кВт, принадлежащих промышленным, строительным, транспортным, коммунальным и другим предприятиям (особенно в Республике Коми, Архангельской и Вологодской обл.).
На общем фоне выделяется Мурманская обл., где производство электроэнергии обеспечивается в основном на базе ГЭС и Кольской АЭС (4 блока ВВЭР-440). Объем производства электроэнергии здесь значительно превосходит ее потребление. Наряду с Кольской энергосистемой положительное сальдо в производстве и потреблении электроэнергии имеет и энергосистема Коми. Суммарное производство электроэнергии в регионе составило в 1995 г. 41,1 млрд кВтч (84% от уровня 1990 г.).
Наиболее остро проблема наращивания электрогенерирую - щих мощностей стоит для Вологодской обл., Республики Карелии и частично Архангельской обл. Эта проблема усугубляется необходимостью демонтажа отработавшего свой срок оборудования и реконструкции отдельных электростанций, а также замещения Кольской АЭ С, 2 блока которой не отвечают современным требованиям радиационной безопасности и за исчерпанием проектного срока эксплуатации выводятся в 2003 и 2004 гг.
Весьма актуальна в регионе и проблема сетевого строительства. Преобладающая концентрация электрических нагрузок в результате очагового характера развития производительных сил сосредоточена в промышленных узлах, значительно отдаленных друг от друга и связанных между собой одноцепными J1Э П 220- 110 кВ, отдельные из которых загружены до предела статической устойчивости. Низкая плотность нагрузки на остальной части территории, ее удаленность от основных энергетических узлов требует дальнейшего развития распределительных сетей. Кроме того, слаба еще связь между отдельными энергосистемами региона и с другими энергосистемами России.
К основным особенностям, влияющим на формирование систем теплоснабжения региона следует отнести:
Длительный отопительный период (244...329 сут.) при продолжительном стоянии низких температур наружного воздуха;
Преобладание в структуре потребления тепла расхода на ком - мунально-бытовые нужды, а в структуре промышленного тепло - потребления — расхода тепла в целлюлозно-бумажной промышленности.
Структура производства тепловой энергии следующая: ТЭЦ — 45%, котельные — 48,7%, АЭС — 0,1%, прочие установки — 6,2%. В целом эффективность функционирования систем теплоснабжения региона низка. Причина этого прежде всего в использовании физически устаревшего оборудования. Отсутствует качественная теплоизоляция сетей, что приводит к неоправданным энергетическим потерям.
В регионе действует лишь один Ухтинский НПЗ, мощности которого крайне недостаточны для обеспечения Севера нефтепродуктами, поэтому ежегодно сюда завозится около 7,5...8,5 млн т мазута и моторных топлив. За последние годы объем переработки нефти на Ухтинском НПЗ сократился почти на 40% (до 3 млн т в 1996 г.).
Регион в целом относится к числу районов с недостаточно развитыми транспортными путями, что вызывает необходимость создания накопительных и перевалочных баз, снижает надежность и маневренность топливоснабжения. Повышение надежности системы топливоснабжения обусловливает необходимость развития системы газоснабжения региона и, в первую очередь — Республики Карелия, Архангельской и Мурманской обл.
Прогноз энергопотребления. Анализ перспективных тенденций энергопотребления показывает, что в связи со структурной перестройкой в экономике (падение объемов производства в отраслях тяжелой промышленности и на предприятиях ВПК) в период до 2000 г. следует ожидать дальнейшего снижения энергопотребления в промышленности, строительстве и на транспорте, при возможном (в зависимости от хода реформ в коммуналь- но-бытовой сфере и от развития тарифной политики) повышении энергопотребления в коммунально-бытовом секторе и в сельском хозяйстве.
После 2000 г. в связи с прокладкой газопровода до Мурманской области изменится структура потребления топлива, сопровождающаяся ростом доли газа в балансе региона. В то же время
Разработка Штокмановского месторождения газа на шельфе Баренцева моря позволяет рассчитывать к 2010 г. на существенное сокращение подачи газа в Северный регион из Западной Сибири и использование собственных ресурсов газа для выработки электроэнергии и тепла.
По оценкам, к 2010 г. внутреннее электропотребление в регионе может составить порядка 50...55 млрд кВт ч (рис. 5.1), потребление тепловой энергии — до 133 млн Гкал. Расход котель - но-печного топлива на внутренние нужды составит 50...56 млн т условного топлива, а потребление моторных топлив — порядка 5,5 млн т (90...95% от уровня 1990 г.).
Развитие производственного потенциала ТЭК Севера
(см. рис. 5.1). Основная часть потребности региона в энергоресурсах, как и в настоящее время, будет обеспечиваться за счет местной добычи. Более того, в перспективе Север станет одним из основных экспортеров нефти и газа.
Развитие нефтедобычи в регионе началось еще в 1929 г. с ввода в эксплуатацию Ярегского месторождения тяжелой нефти, которое разрабатывалось шахтным способом. Громадное значение для всей страны имело открытие во время второй мировой войны Войвожского нефтегазового месторождения, на основе которого был построен первый на территории Тимано-Печорской провинции нефтепровод. Открытие вначале Западно-Тэбукско - го, Джъерского, Пашкинского, а затем Усинского, Возейского, Харьягинского и других высокодебитных месторождений легкой нефти позволило стабильно наращивать ее добычу до середины прошлого десятилетия. В 1985 г. она составила 18,2 млн т. Однако к 1990 г. добыча нефти снизилась до 15,3 млн т, а к 1996 г. — до 10 млн т. В основном это явилось следствием выработанное™ запасов на Усинском и Возейском месторождениях и нехваткой инвестиций на ввод в эксплуатацию новых структур.
В настоящее время в регионе (как в Коми, так и в Ненецком автономном округе) действует более десятка различных российских недропользователей и недропользователей с иностранным капиталом, которыми намечается существенный рост добычи нефти уже в ближайшие 7... 12 лет.
К 2010 г. на территории Севера сформируются два нефтедобывающих района: Южный — на базе месторождений Республики Коми, и Северный — на базе залежей Архангельской обл., Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. Республика Коми до 2000-2005 г. будет оставаться основным нефтедобывающим районом Севера (до 12 млн т/год), однако в последующие годы в связи с выработанностью месторождений добыча здесь начнет сокращаться. Напротив, на севере региона добыча нефти в течение всего рассматриваемого периода будет расти и сможет достичь к 2010 г. при благоприятных условиях 10...12 млн т/год.
Север Европейской части России
Производство энергоресурсов
ШЛ |
I уголь, млн-т - ^ нефть, мли. т. Уголь, нефть, ш - мшгамииый вариант |
Основная проблема развития северного нефтедобывающего района связана с тем, куда будет направляться полученная здесь нефть. Есть два возможных маршрута: на юг — в систему магистральных трубопроводов АК "Транснефть", и на север, где планируется построить нефтеналивной терминал. В свою очередь, в рамках северного маршрута рассматриваются 4 варианта: либо строить терминал в море в 60 км севернее пос. Варандей, либо на р. Индиге, либо к востоку от о. Колгуев, либо на севере того же острова.
В южном маршруте заинтересованы отечественные нефтяные структуры, ведушие разработку месторождений Республики Коми. Основной их довод — этот маршрут потребует меньших инвестиций и более выгоден для России (вся добываемая нефть будет под контролем российских структур). Южный маршрут (проект "Балтийская трубопроводная система" — БТС), разрабатываемый группой российских и зарубежных нефтяных компаний ("Транснефть", "КомиТЭК", "Роснефть", "Славнефть", "Коноко", "Несте", "Бритиш Гэс", "Эль Нефтегаз" и "Тоталь"), свяжет месторождения Тимано-Печорской провинции с терминалами на Балтийском море[21] |11|. БТС, стоимость которой по оценке составляет 2,4...3,4 млрд дол., проектируется для транспортировки до 40 млн т нефти с месторождений не только Тимано-Печорской провинции, но и соседних регионов (Западной Сибири, Урала, Поволжья). На первом этапе проекта планируется строительство нефтепроводов Харья - га-Усинск, нефтетерминала в Приморске и нефтепровода Ки - риши — Финский залив (Приморск или Приморск-Порвоо). В южном маршруте заинтересованы и властные структуры тех регионов, по территории которых пройдут нитки БТС (общей протяженностью свыше 2400 км), так как это сулит дополнительные поступления в региональные бюджеты.
Сторонниками северного маршрута выступают различные зарубежные компании, готовые вкладывать деньги в разработку нефти, в частности, созданный специально для этих целей в апреле 1994 г. консорциум "Тиман Печора компани" — ТПК (в него вошли "Тексако", "Эксон", "Амоко" и "Норск Гидро"). Объективной предпосылкой проекта, названного "Северные ворота" (СВ), является обилие предложений по освоению многочисленных месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и оторванность данного региона от магистральных направлений транспортировки нефти. Кроме того, западных инвесторов не устраивают "постоянные скачки тарифов транснефти, ухудшение ее инфраструктуры и высокая стоимость использования западных экспортных маршрутов..." |12|. Этот марщрут наиболее выгоден с позиций тех компаний, которые хотят всю добываемую нефть направить на экспорт, минимизируя затраты на ее транзит по территории России. Идея экспорта нефти через терминал в Баренцевом море не нова — 25 лет назад в Министерстве нефтегазовой промышленности СССР начала работу экспертная группа, которой было поручено изучить возможность транспортировки нефти в районе Варандея. Комиссия получила отрицательный результат — не были найдены технологии, позволяющие работать в ледовых условиях |13|.
Привлечение иностранных компаний к разработке нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе предопределило реанимацию идеи северного экспортного пути.
В рамках проекта "Северные ворота" рассматривается 4 варианта транспортировки нефти с месторождений Ненецкого АО и шельфа Баренцева моря. Их общим элементом является строительство нефтепровода, объединяющего месторождения побережья и Приразломное (длина нефтепровода — 450 км).
1. "Варандейский" вариант. Предусматривает строительство 60... 100-километрового морского трубопровода и нефге - терминала в районе Варандея. Нефть будет транспортироваться челночными танкерами ледокольного класса с последующей перегрузкой в Мурманске. Проект оценивается в 2,7 млрд дол.
2. Вариант "Колгуева". Предусматривает строительство 330-километрового морского нефтепровода с 4 насосными станциями и нефтетерминала на острове Колгуев. Для дальнейшей транспортировки на перегрузочный терминал на Кольском полуострове будут использоваться челночные танкеры усиленного ледового класса с ледокольной поддержкой. Проект оценивается в 2,9 млрд дол.
3. Вариант "Открытой воды". Предусматривает строительство морских трубопроводов длиной 330 км до острова Колгуев и 200 км от Колгуева в открытом море с 5 насосными станциями. На острове необходимо протянуть нефтепровод длиной 80 км, оборудовать нефтетерминал и плавучие хранилища.
В этом случае предполагается использование обычных танкеров без дополнительной перегрузки (в Мурманске или на Кольском п-ве). Проект оценивается в 2,6 млрд дол.
4. Вариант "Индиги". Предусматривает строительство 650-километрового наземного трубопровода с 6 насосными станциями и хранилища в районе Индиги. Для дальнейшей транспортировки будут использоваться челночные танкеры усиленного ледового класса доставки для перегрузки на терминал на Кольском полуострове. Проект оценивается в 3,3 млрд дол. |13|.
Согласно предварительным оценкам, затраты на реализацию проекта составят 4...5 млрд дол. (на сегодняшний день инвестировано только 5 млн дол.). Эксплуатационные затраты в течении 20 лет составят 6...7 млрд дол., при ожидаемом потоке нефти от 15 до 50 млн т/год.
Парадокс для Северного региона состоит в том, что в любом случае в связи с нехваткой перерабатывающих мощностей большая часть добываемой нефти будет вывозиться из региона, а свои потребности в нефтепродуктах Север по-прежнему будет покрывать за счет их ввоза, в основном из Центрального и Северо-Западного районов. Выходом из положения может стать строительство в регионе новых нефтеперерабатывающих мощностей. В частности, предлагается строительство в районе г. Усинска нового НПЗ мощностью 6 млн т, специализирующегося на глубокой переработке местных высоковязких нефтей 116|.
Добыча природного газа в связи с выработанностью основных месторождений — Вуктыльского (к 1995 г. на 76%) и Интинско - го — начала быстро сокращаться с 1985 г., когда она достигла своего максимального значения (16,8 млрд м'). К 1990 г. добыча упала уже до 8,2 млрд м', а в 1996 г. составила 3,2 млрд м К 2000 г., по оценкам, она сократится до 2...2,2 млрд м'. Однако к этому периоду намечается развитие газодобычи в Архангельской обл. (с 1998 г. — на Лаявожском нефтегазоконденсатном месторождении, а затем — на Ванейвисском, Василковском и других месторождениях Ненецкого автономного округа). К 2010 г. суммарная добыча газа может составить здесь 6...7,4 млрд м'/год. К этому же периоду намечается начало эксплуатации и Шток - мановского месторождения (до 10 млрд м'/год). А общая добыча газа в регионе к 2010 г. может составить порядка 19,5 млрд м' (рост по сравнению с 1990 г. на 230%). Возрастет также подача в регион природного газа из других частей России. В соответствии с программой газификации России предусматривается строительство газопроводов к городам Архангельску и
Северодвинску производительностью около 5 млрд м' в год и к Мурманску производительностью более 3 млрд м' в год. Общий объем подачи газа в Архангельскую и Мурманскую области и Республику Карелию к 2010 г. возрастет в 1,5 раза.
Для разработки Штокмановского месторождения учреждено АО "Росшельф", 51% акций которого принадлежит РАО "Газпром". В "Росшельф" вошли предприятия российского военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, металлургии, машиностроения, научно-исследовательские и проектные институты. Согласно ТЭО обустройства месторождения, основной вариант предусматривает ежегодную добычу 50 млрд м' газа и до 0,7 млн т конденсата. С моря газ будет подаваться на берег (район п. Териберка) подводными газопроводами, длина которых составит 550 км. Генеральное направление сухопутных газопроводов намечается по маршруту: Териберка—Мурманск—Беломорск—Петрозаводск—Волхов с отводом на г. Выборг (для экспорта в Финляндию и другие страны Западной Европы).
По прогнозам, основные ресурсы углеводородов в Северном Ледовитом океане уходят в области акваторий, постоянно закрытых ледовым покровом. Этим предопределяются уникальные научные и технологические разработки, осуществляемые предприятиями "Росшельфа" по самому широкому спектру проблем. Так, например, ЦКБ "Лазурит" и ЦНИИ им. акад. А. Н.Крылова ведут проработки полностью подводно-подледной технологии освоения морских месторождений. Предлагаемый комплекс технических средств для разведки и добычи углеводородов включает в себя подводное буровое судно, стационарный блок управления и атомной энергетики, блок обработки продукта, подводное хранилище сырья (нефти или газового конденсата), всплывающий терминал для перегрузки жидких компонентов из подводного хранилища в танкеры, систему подводных коммуникаций и роботов для контроля и технического обслуживания систем. Данный комплекс основывается на технических решениях, в большинстве своем апробированных в практике морской добычи углеводородов и российского подводного кораблестроения. Оценки показывают, что дополнительное дооснащение такими подводными техническими средствами, например, Штокмановского газодобывающего комплекса, созданного по традиционной схеме с использованием МЛ СП, может дать существенный экономический эффект |15|.
Важная роль в реализации программы резкого увеличения добычи нефти и газа в регионе отводится привлечению иностранного капитала, особенно при разведке и освоении месторождений, расположенных на шельфе северных морей. В регионе уже сейчас работают или готовятся к работе десятки совместных предприятий, на долю которых приходится почти половина добываемой здесь нефти, в том числе такие, как "Полярное сияние" (добыча в 1996 г. — 1,4 млн т нефти), "КомиАрктик - Ойл" (1,1 млн т), "НобельОйл" (1,1 млн т), "Северная нефть" (0,5 млн т) и др.
В этой связи для Севера особенно актуально введение в действие пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции".
В настоящее время в регионе подготовлено к реализации 2 крупных проекта в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП): "Тиман-Печора Компани" и"Южное Халчую". По первому из них работы предполагается вести на перспективной площади в 7300 км2, включая месторождения им. Романа Требса и еще 10 залежей на территории Ненецкого АО. Инвестиции по этому проекту оцениваются в 22,5 млрд дол. В этом же регионе находится и месторождение Южное Халчую, давшее название второму проекту. В середине 1996 г. французской фирме "Тоталь" выдана лицензия на освоение ряда объектов Харья - гинского месторождения.
Здесь следует отметить, что проблема широкомасштабного привлечения зарубежных инвестиций является актуальной не только для Северного района. Крупные инвестиции нужны повсеместно, и, в частности, в ТЭК, где сейчас для этого созрели все необходимые предпосылки.
Но, начиная новый этап инвестиционной политики в ТЭК, необходимо определиться, какой форме инвестиций и каким объектам следует отдавать предпочтение. Наиболее благоприятной для современных условий формой являются прямые инвестиции на основе соглашений о разделе продукции. Осуществление таких проектов не требует с российской стороны каких-либо затрат и очень просто и прозрачно с точки зрения налогообложения |4|. Кроме того, реализация таких проектов образует новые рабочие места на основных и сопряженных производствах, вносит значительный вклад в развитие тех регионов, где создаются предприятия.
Что касается наиболее предпочтительных объектов, по которым следует заключать подобные соглашения, то ими должны быть такие ресурсы топлива, освоение которых российскими предприятиями не предполагается в ближайшие 10...20 лет из - за отсутствия средств или технологий для их разработки. Доля таких запасов топлива уже достаточно велика, а в будущем возрастет еще. Предполагается, что среди ресурсов, открытие которых пока только прогнозируется, доля "сверхдорогих" запасов будет уверенно превышать половину. Значительное превышение количества "дорогих" запасов над "дешевыми" представляет собой природную закономерность и поэтому гарантирует надежную сырьевую базу для соглашений о разделе продукции.
Какие выгоды при этом получает Россия и какие возможны потери?
К выгодам России можно отнести следующее:
1) Более раннее освоение тех запасов, которые Россия пока осваивать не в состояние. Это позволит иметь действующие добывающие мощности с Российской долей добываемого сырья на тот момент времени, когда начнет падать добыча вследствие выбытия мощностей, работающих на традиционной ресурсной базе. Причем на создание новых мощностей не будут расходоваться российские капитальные вложения, которые могут быть помещены в другие подразделения ТЭК (например, в переработку) или в другие секторы экономики.
Согласно исследованию, проведенному в конце 1996 г. Комиссией по изучению производительных сил и природных ресурсов РАН, только по 6 нефтегазовым проектам, подготовленным к разработке на услови - яхСРП ("Западный Салым", "Приобское", "Сахалин - I", "Сахалин-2" "Тиман-Печора Компани" и "Южное Халчую") за все время их реализации объем иностранных инвестиций составит 102 млрд дол. |14|.
2) Появление новых рабочих мест и поступление в бюджет налогов и других платежей, так как обычно работы по разведке и освоению месторождений обусловливаются первоочередным использованием (при прочих равных условиях) российских рабочих и специалистов, материалов и оборудования.
Согласно тому же исследованию, за 1994-2053 гг. эти проекты обеспечат работой 16,9 млн челове- ко/лет (282 тыс. ежегодно), а увеличение поступлений средств в бюджет всех уровней составит 257 млрд дол. при приросте ВВП на 450 млрд дол. |14|.
3) Значительно более раннее получение доходов от эксплуатации месторождения позволяет существенно раньше начать использовать этот дисконтированный "поток наличности" (cash flow) внутри отечественной экономики и тем самым компенсировать ту долю, которая уходит к иностранному инвестору, т. е. делает эффект от эксплуатации месторождения иностранным инвестором через несколько лет (в зависимости от коэффициента эффективности капитальных вложений или нормы дисконта) равным эффекту от эксплуатации с использованием со значительным опозданием только отечественных инвестиций при оставлении всей доходной части сырья в распоряжении отечественных предприятий и организаций.
В результате реализации упомянутых проектов 72% (100 млрд дол.) доходов должно остаться в России.
Потери России при привлечении иностранного инвестирования для работы на месторождениях, которые Россия пока осваивать не может, могут быть вызваны, прежде всего, субъективными факторами в процессе работы над договорами или соглашениями. Они могут происходить из-за неправильной оценки потенциала месторождения, предшествовавших затрат, допущения неоправданных и трудно контролируемых расходов иностранным инвестором, согласием на неоправданно высокую его долю, переоценки степени его риска и прочих причин. По мере накопления опыта, развития законодательной базы, формирования контролирующих договорной процесс институтов, вероятность таких потерь будет снижаться.
Таким образом, участие иностранных инвестиций в освоении трудноизвлекаемых ресурсов на основе Соглашения о разделе продукции представляется вполне оправданным и перспективным.
С освоением ресурсов шельфа тесно связан и проект строительства морского порта в Печенегской губе как северной базы для разработки месторождений нефти и газа, переработки и транспортировки сырья. Проектом предусмотрено строительство нефтяного терминала производительностью 150...200 млн т нефти в год и предприятий для подачи газа на территории бывшего военного порта Лиинахамари. В более отдаленной перспективе возможно строительство здесь и нефтехимического комплекса.
Добыча угля в Северном регионе может сохраниться на уровне 23...24,5 млн т, в том числе воркутинского — порядка 16 млн т, интинского — 8 млн т. Основная проблема, которую предстоит решить уже в ближайшие годы — это санация и закрытие нерентабельных предприятий и переселение высвобождающихся шахтеров в другие районы.
Анализ современного состояния развития энергетики показывает, что в регионе требуется дальнейшее развитие в первую очередь конденсационных мощностей, их загрузка на действую- щих КЭС и сооружение новых станций, а также соответствующее е электросетевое строительство.
Развитие атомной энергетики обусловлено, как уже отмечалось, необходимостью вывода из эксплуатации в 2003-2004 гг. двух первых блоков Кольской АЭС, производящих более 25% электроэнергии в регионе, а в 2011-2014 гг. остальных двух блоков. В эти же годы предусматривается ввести пеервый энергоблок на Кольской АЭС-2, разрабатываемый на основе нового реактора с повышенной безопасностью НП-500 (ВВЭР-645), электрической мощностью 630 МВт. Два других блоока этой станции предполагается ввести к 2010 г. Для обеспечения выдачи мощности Кольской АЭС-2 необходимо строительство второй ЛЭП 330 кВ. Кроме того, необходимо сохранить ориентацию на строительство средних и малых источников электроэнергии, использующих в основном местные энергоресурсы.
На всей территории региона предусматривается развитие комбинированного производства энергии за счет установки предвключенных газовых турбин на котельньных, увеличения в структуре энергоисточников доли малых децентрализованных энергоустановок в сельских районах с использованием имеющегося потенциала возобновляемых и нетрадициионных ресурсов, реконструкция и демонтаж физически и морально устаревшего оборудования. Суммарно в регионе к 2010 г. производство электроэнергии может составить порядка 55...60 млрд кВт-ч, что на 15 - 25% выше, чем в 1990 г.
Вместе с тем следует отметить, что не всем субъектам Федерации в рассматриваемой перспективе удастся достичь самосбалансированности в потреблении и производстве электроэнергии (Карелия, Вологодская обл.). В свою очередь, Мурманская обл. и Республика Коми сохранят свою роль "экспортеров" электрической энергии.
Развитие и совершенствование систем теплоснабжения региона намечается на основе диверсификационного подхода, учитывающего научно-технический прогресс и новыне экономические условия хозяйствования и предусматривающего не только строительство крупных ТЭЦ, таких как Мурманская ТЭЦ-2, Ин - тинская ГРЭС и Архангельская ТЭЦ-2, а и возможности строительства малых и средних ТЭЦ (в том числе и на местном: топливе), организацию комбинированного производства энергии за счет установки предвключенных газовых турбин на котельных.
В Мурманской обл. для теплоснабжения создаваемого на судостроительном заводе "Нерпа" комплекса по утилизации атомных подводных лодок, а также городов и поселков Снежнегорск, Полярный, Горячие ключи, Гаджиево, Олений, Сайда-Губа, Ви - дяево и др. (с обшим населением свыше 100 тыс. чел.) изучается возможность строительства в скальном массиве подземной атомной теплоэлектроцентрали повышенной защищенности ог внешних и внутренних воздействий ПАТЭС-300.
• развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новой крупной экспортной базы;
• совершенствование и развитие системы электрообеспечения на основе различных типов генерирующих мощностей и нового сетевого строительства;
• сохранение значительных объемов добычи и вывоза энергетических и коксующихся углей;
• газификация Карелии, Архангельской и Мурманской обл., а также отдельных районов Республики Коми.