Техника анализа меню
Техника анализа меню включает определение относительных достоинств каждого наименования при помощи таких показателей, как процентный состав меню и маржинальная прибыль от индивидуального блюда в стоимостном выражении. Между прочим, наименования с относительно низкой долей вклада (т. е. процентом маржинальной прибыли) способны обеспечивать нормальную прибыль в стоимостном выражении.
Процесс анализа меню проиллюстрирован табл. 5.3 и рис. 5.1. Определяется маржинальная прибыль каждого наименования, а затем сопоставляется с маржинальной прибылью меню в целом. Аналогично производится сравнение популярности каждого наименования со средней популярностью наименований при условии равномерного распределения их покупок. По мнению ряда специалистов, объем продаж наименования можно считать удовлетворительным, если он достигает 70—90% среднего объема продаж по всем блюдам. Например, если в меню всего 10 наименований, то при условии равномерного распределения продаж каждое наименование дает 10% совокупных продаж. Таким образом, если объем продаж одного наименования колеблется в пределах 7—9%, то это наименование допускается в меню. В рассматриваемом примере за такой допуск принят показатель в 80% объема продаж.
Таблица 5.3 Анализ меню
|
(10) Маржинальная прибышь на одно наименование меню: (5) ^ (6) |
Ж й 646,75- 226,36 647
Жареный цыпленок: -------------------- — = 6,47 долл.
65
„ 896,25- 340,58 „ лл Тушеная говядина: —75 — = 7,41 долл.
„ „ 922,50 - 285,98 „ „„
Запеченная индейка: -------------------- — = 7,07 долл.
90
712 75 — 320 51 Рыбное филе: —— — = 7,13 долл.
(11) Средняя популярность (востребованность) наименования:
80% средних продаж всех наименований в пересчете на одно наименование: (100 : 4) х 80% = 20%.
(12) Популярность каждого наименования меню:
Число проданных порций (:) Общее число проданных блюд Жареный цыпленок: 65 : 285 = 22,8%
Тушеная говядина: 75 : 285 = 26,3%
Запеченная индейка: 90 : 285 = 31,6%
Рыбное филе: 55 : 285 = 19,3%
Далее оба показателя совмещаются и используются в качестве координат для графического представления (см. рис. 5.1). Получилась координатная сетка, которая делится на четыре квадранта, каждый со своим символическим названием. Верхний левый называется «Трудовая лошадка», сюда вошли наименования, довольно популярные среди посетителей, однако с малой маржинальной прибылью. В целях повышения этого показателя заведение может увеличить отпускную цену на них или сократить размер порции. Если повышение цены не вызывает сопротивления рынка, данное наименование получит путевку в престижную категорию «Звезда» (это левый верхний квадрант). В противном случае наименование можно приткнуть где-нибудь на задворках меню в надежде, что пытливый клиент все - таки заметит его. «Звезды» характеризуются как повышенной востребованностью, так и высокой маржинальной прибылью. Уместно попробовать поднять на них цену или уменьшить размер порций — это повысит прибыль и сохранит количество проданных порций. Левый нижний квадрант, называемый «Загадка», — при относительно низкой популярности он обеспечивают неплохую маржинальную прибыль. Наименованиям, попавшим сюда, следует уделить больше внимания, стимулируя их продажи и всячески продвигая. Наконец, квадрант «Собака» (правый нижний квадрант). Блюда, попавшие сюда, плохи по обоим показателям — это кандидаты на выбывание. В нашем случае такой «собакой» оказывается жареный цыпленок, он должен быть изгнан из меню, тогда как рыбное филе, напротив, должно быть обласкано рекламой и продвижением. Далее, цены на тушеную говядину и запеченную индейку не мешало бы немного поднять и подобрать для меню картинку (фотографию) этих блюд попривлекательнее.
«Трудовая лошадка» |
«Звезда» *Запеченная индейка (7,03/31,6%) |
|
*Жареный цыпленок (6,47/22,8%) |
*Тушеная говядина (7,41/26,3%) |
|
*Рыбное филе (7,12/19,3%) |
||
«Собака» |
Загадка |
100% |
20% |
7,03 Маржинальная прибыль, долл. Рис. 5.1 Анализ меню |