Зарубежный опыт формирования рынка услуг предприятий автосервиса.
В вопросах развития автосервиса представляет интерес зарубежный опыт организации автотехобслуживания, непрерывно связанный с достижениями мирового автомобилестроения. Обычность решаемых задач, значительное количество конкурирующих автомобильных фирм, высокая надёжность и техническое совершенство выпускаемых автомобилей, их широкий ассортимент и доступность приобретения исключают монопольный диктат производителя автомобилей и запасных частей. Умеренная цена на автомобили и доступная стоимость запасных частей, согласованная с покупательной способностью населения, ставят автомобиль в разряд обычных предметов длительного пользования, исключающих их «реанимацию» и беспредельные сроки их эксплуатации.
Автомобиль - символ Европы и Америки. Автомобилестроение - источник экономического процветания Европейского Сообщества и Соединенных Штатов. Это огромная отрасль, включающая в себя транснациональные корпорации и современную систему технического обслуживания.
Для рассмотрения государственного управления рынком услуг предприятий автосервиса возьмем пример США. Система управления автосервисной отраслью США строится на сочетании директивных решений и рекомендаций государства, носящих политический, экономический и социальный характер; экономического и юридического регулирования и ограничений «свободного рынка», влияющих на темпы и пропорции развития; нормативного регулирования, носящего национальный характер или действующего для определенных предприятий (предприятия), региона, штата.
Министерство транспорта (ДОТ) курирует разработку государственной программы развития автомобильной отрасли на перспективу, выявляет необходимые для этого ресурсы и возможные ограничения, координирует работу бюро и агентств, оценивает различные программы, осуществляет связь с федеральными, штатными и муниципальными органами, а также международные связи. Оно выступает также в роли заказчика на выполнение научно-исследовательской работы университетами и колледжами. Министерство транспорта ежегодно издает отчеты о работе автосервиса, публикации и рекомендации, посвященные важным проблемам, подлежащим решению.
Министерство экономики и торговли (DC) располагает данными по развитию всех отраслей торговли и осуществляет прогнозы, которые используются, официальными представителями и владельцами автосервисных предприятий и организаций для планирования работы.
Министерство юстиции (D) имеет в своем составе так называемый антитрестовский отдел, курирующий развитие сред фкисных предприятий. Государство в лице D1 может любые слияния фирм или приобретение имущества фирм, которое может привести к снижению конкуренции
Министерство труда (DL) разрабатывает и издает соответствующие материалы по трудовому законодательству (материалы по охране труда, уровню зарплаты, проблемам занятости и профессиональной подготовки кадров в США). Министерство труда контактирует с автосервисной отраслью по следующим вопросам: страхование и пенсионное обеспечение персонала (ERISA), статистика труда, законы и стандарты по обеспечению безопасности производства и персонала.
Междуштатная торгово-промышленная комиссия (К) контролирует объединение и перепродажу автосервисных предприятий, регулирует работу владельцев «домашних» автосервисов (один или несколько постов технического обслуживания). Комиссия выдает лицензии на создание новых автосервисов.
Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) разрабатывает стандарты по экологической, санитарной и пожарной безопасности на автосервисных предприятиях.
Федеральная торговая комиссия, как и министерство юстиции, контролирует выполнение антитрестовского законодательства в автосервисной отрасли.
Все перечисленные министерства, агентства и комиссии имеют свои подразделения (управления, бюро, агентства) в штатах, а также в крупных городах.
Министерство образования определяет политику в автосервисной отрасли в области образования, подготовки и переподготовки кадров, осуществляет координацию и распределение федеральных ресурсов, централизованное финансирование НИОКР, выполненных в вузах.
Законодательные функции по отношению к автосервисной отрасли принадлежат Конгрессу США, который по наиболее важным проблемам издает соответствующие указы и законы.
В сенате и палате представителей имеются специальные комиссии и подкомиссии, занимающиеся проблемами автосервисной отрасли.
Утверждению законов предшествует детальное их рассмотрение (заслушивания - хиринги) на соответствующих комиссиях и подкомиссиях Конгресса и сената.
Основным инструментом хозяйственного управления является государственная система налогообложения мелких предприятий, к которым во многих случаях относятся и автосервисные предприятия. Для стимулирования материально-технического прогресса и развития мелких предприятий предусматриваются налоговые льготы, например, с налога по части капиталовложений в новое строительство и оборудование (налоговый кредит), скидка на работы по НИОКР, отнесение к текущим расходам специальное оборудование, разрешение создавать специальные фонды развития и др.
Отраслевая принадлежность автосервиса к бытовым услугам вовсе не означает единство системы регулирования и поддержки данного сектора рынка. Зачастую рынок услуг автосервиса находится как бы в двойной юрисдикции: с одной стороны, в ведении органов регулирования развития потребительского рынка, а с другой — в ведении управлений транспорта и связи и аналогичных структур. Единства в реши вопросов формирования рынка автосервисных услуг нет.
Большая роль в организации, управлении и нормативном обеспечении автосервисных предприятий за рубежом принадлежит национальным и местным общественным и профессиональным объединениям предприятий, организаций и специалистов автосервисной отрасли.
В США насчитывается более 40 таких ассоциаций, штатный состав которых содержится за счет регулярных членских взносов. Они обобщают и передают опыт, разрабатывают рекомендации по технологическим процессам технического обслуживания и ремонта, нормативы по ТО и ремонту, проводят испытания и сравнительную оценку технологического оборудования, разрабатывают формы основной документации.
Наиболее крупные ассоциации и объединения привлекаются правительственными органами при разработке стандартов и законодательства. Ассоциации проводят ежегодные совещания, а также периодические семинары по наиболее актуальным вопросам, распространяют среди членов соответствующие рекомендации, проводят обучение персонала новым методам и технологиям, между членами ассоциаций организовывается обмен необходимой информацией.
Систематическое применение компьютерной техники на уровне предприятий и ассоциаций характеризуется централизацией ее обработки в специальных центрах, обслуживающих группы предприятий, созданием справочно-информационных баз.
Основная масса небольших станций технического обслуживания легковых автомобилей за рубежом заняты выполнением только профилактических видов работ. Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо крупными СТО, оснащенными специальным в том числе и хонинговальным оборудованием. В США, например, узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25% от общего количества. В основном это мелкие предприятия. Анализ специфики работ этих станций показывает, что более половины из них специализируются по ремонту и окраске кузовов автомобилей.
Организационные формы технического обслуживания легковых автомобилей довольно разнообразны, и в настоящее время можно выделить следующие типы станций технического обслуживания:
- станции технического обслуживания общего назначения;
- станции технического обслуживания с продажей автомобилей (занимаются продажей новых и подержанных автомобилей, проводят предпродажное и гарантийное обслуживание, гарантийный ремонт и различные виды текущего ремонта);
- станции скоростного технического обслуживания;
- станции самообслуживания (предназначены для прохождения быстрого технического обслуживания);
- станции ремонта автомобилей, потерпевших аварию (предназначены для восстановления работоспособности и внешнего вида автомобилей, получивших значительные повреждения кузова, рам и агрегатов);
- станции технической диагностики (предназначены для определения технического состояния автомобиля, его основных систем, агрегатов и узлов без разборки).
Станции, принадлежащие фирмам, не специализирующиеся непосредственно в области технического обслуживания автомобилей, но действующие в роли поставщиков нефтепродуктов, деталей, узлов, агрегатов и др., также имеют распространение. Это крупные нефтяные фирмы (например, английская фирма «Бритиш-Петролиум» (ВР), «Шелл», «Эссо»), держащие автозаправочные станции, часто совмещенные с пунктами технического обслуживания; фирмы, специализирующиеся на производстве тормозов, — «Герлинг», сцеплений — «Феродо», шин — «Пирелли», а также страховые компании, ремонтирующие застрахованные автомобили.
В Европе и Америке очень мало крупных автосервисных предприятий, имеющих 20 и больше постов технического обслуживания автомобилей. Наибольшее количество автосервисов имеют в своем распоряжении 5-10 постов, которые расположены в радиусе, не превышающем 10-15 км от потребителя. Они не стремятся к большим объемам, потому что, как правило не универсальны, а специализируются на обслуживании автомобилей одной марки. Такая система очень распространена в США.
На современном этапе на предприятиях автосервиса за рубежом профилактические воздействия преобладают над ремонтными. Объясняется это уровнем надежности автомобильного парка, преобладанием в парке легковых автомобилей с малой интенсивностью использования, условиями эксплуатации и возрастной структурой парков. Например, в США еже меняются на новые или отремонтированные 2,7-3 млн. двигателей, что составляет только 2-2,5% от парка, и 2,6-2,9 млн. автоматических коробок передач (2,1-2,4%). Иными словами лишь незначительная часть автомобильного парка требует серьезных ремонтных воздействий, включая капитальный ремонт агрегатов и узлов. Естественно, что это отражается на составе и объемах работ автосервисных предприятий.
В западноевропейских странах и в США многие фирмы уделяют большое внимание организации обслуживания автомобилей вблизи места жительства или работы их владельца с помощью передвижных станций. Передвижные станции оборудуются на шасси грузовых автомобилей. Водитель не только производит техническое обслуживание и мелкий ремонт, но и продает запасные части и принадлежности к автомобилю. На российском рынке примером такой организации обслуживания может быть фирма «Ангел».
В США почти 150 специализированными фирмами приводится широкая номенклатура технологического оборудования для техобслуживания и ремонта. По данным «Fleet Ownen», для СТО поставляется 135 групп специального технологического оборудования и оснастки для техобслуживания и ремонта, причем по каждой группе оборудование производится несколькими фирмами.
Подготовка инженеров и других специалистов высшей квалификации в автосервисной области в США производится в колледжах и университетах. Нужно отметить, что в учебных заведениях США, готовящих специалистов для автосервиса, не дают таких углубленных знаний, как в России. Обучение происходит в узкоспециализированном направлении, студенты изучают только американские модели или японские автомобили, выпускаемые в США. Сейчас в Америке руководители предприятий автосервиса обычно имеют не одно, a несколько образований. Имея диплом инженера, многие стремятся получить знания в области маркетинга.
Особенное внимание на автосервисных предприятиях уделяется повышению квалификации инженерно-технического персонала. Объясняется это рядом причин: повышением требований к квалификации инженерного и
технического персонала (жесткая конкуренция, требования стандартов, компьютеризация); существенным удельным весом на инженерных и управленческих должностях лиц без специального образования; быстрым развитием техники, технологии, методов управления.
Периодическое подтверждение квалификации специалистов, в том числе и ремонтных рабочих, осуществляется на основе получения сертификата по результатам периодического унифицированного экзамена и обусловливает:
- сдачу двухступенчатого экзамена лицензионной сертификации инженеров, дающего основание для занятия руководящих должностей, самостоятельной работы, право подписи документов и проектов. Помимо оценки по общенациональной программе общеобразовательного и инженерного уровня при сертификации определяется способность инженера решать сложные производственные задачи. Целью сертификации является также оценка качества подготовки инженеров различными вузами страны;
- появление и рост значительной потребности в инженерных кадрах на автосервисных предприятиях. Большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации специалистов, которым рекомендуется наряду с технической осваивать и управленческую (менеджерскую) подготовку;
- уважительное отношение персонала всех категорий к научным рекомендациям, новой технике и технологии, строгое выполнение персоналом всех уровней технологических рекомендаций — основа качества и эффективности производства.
Зарубежные фирмы очень внимательно следят за новшествами в области автотехобслуживания, разрабатывают методики расчета, накапливают и анализируют стаи, создают ряды типовых проектов, объединенных единым замыслом и возможностью транспорта, содержат штат высококвалифицированных специалистов этой области.