Диверсификация производства.
Условия обеспечения конкурентоспособности
Углубление на рынке. Если услуги пользуются спросом и имеют перспективы развития в будущем» то руководству станции надо сделать вес, чтобы существующие услуги на рынке углубились, т.е. были привлекательными для большим ства клиентов. Можно предпринять ряд мер для стимулирования сбыта и поиска каналов распространения услуг. Стимулирование сбыта нуждается в снижении цен, ведении картотеки постоянной клиентуры, разработке ценовой политики в направлении стимулирования клиента, приспособлении режима работы станции к режиму спроса, расширении рекламы, повышении качества обслуживания клиентуры, уменьшении времени на обслуживание и выполнение работ, предоставлении или увеличении срока гарантии на работы и запасные части, повышении технологического уровня производства, повышении квалификации работников, применении современного оборудования и специального инструмента.
Расширение границ рынка. Расширение границ рынка заключается в увеличении радиуса действия СТО. Для этого сначала необходимо проанализировать географию клиентов, которые пользуются услугами станции. Сделать это можно, выбирая адреса клиентов из нарядов-заказов и накладывая их на карту города или района. Если полученная картина покажет, что услугами станции пользуются только ближайшие клиенты, то стоит позаботиться о целевой рекламе на территории отдаленных гаражей и стоянок, пригласить на работу механиков, которые имеют свою клиентуру, создать надлежащие условия для продуктивной работы тем слесарям, ради которых клиенты едут на СТО. Привлечь более отдаленных клиентов можно низкими ценами и изменением форм предоставления услуг (например, предложить такое обслуживание, когда станция забирает автомобиль в месте его нахождения, а после технического обслуживания или ремонта возвращает в указанный Клиентом пункт).
Новые услуги. Если возможности углубления на существующем рынке исчерпаны, станция должна идти по пути разработки новых услуг и форм их предоставления. Новыми являются услуги СТО для новых марок и моделей автомобилей, новые виды работ и их предоставление. Например, если СТО выполняет ремонт ходовой, но не рихтует диски, то, начав рихтовку дисков колес, она предложит новую услугу. Или» например, станция выполняет рихтовочно-сварочные работы, но не рихтует металлические и не ремонтирует пластиковые бамперы; освоение этих работ будет новым видом услуг. Если станция вместо покраски автомобилей в обычной камере выполняет покраску в электростатическом поле, это также тоже будет новой услугой. Хонингование цилиндров явно расширит горизонты услуг СТО.
Диверсификация производства.
Любое предприятие автосервиса может столкнуться с проблемой, когда его дальнейшее развитие достигнет неких пределов, т.е. возникнут проблемы с реализацией определенной части его услуг или невостребованностью со стороны клиентов реальной производственной мощности СТО. Разрешение ситуации возможно при развитии дополнительного производства или организации торговли новым видом продукции. Так, компания «МВО» организовала на территории своих предприятий, занимающихся торговлей автомобильными шинами и шиномонтажом, продажу сотовых телефонов и аксессуаров для них. Другие автосервисы осуществляют страхование АТС, юридические консультации по вопросам разрешения конфликтов при возникновении ДТП и услуги по оценке ущерба в результате аварии. Возможно также участие СТО в программе по экологической безопасности автотранспортного комплекса, в которую входят следующие направления работы:
■ оснащение транспортных средств нейтрализаторами и фильтрами-нейтрализаторами выхлопных газов;
■ измерение уровня выхлопных газов транспортных средств и регулировка двигателя для оптимизации выхлопа;
■ перевод транспортных средств на газовое топливо. Приведенные выше методики исследования конкурентной
среды предприятия необходимы при проведении SWOT-анализа для написания плана развития бизнеса автосервисного предприятия (SWOT-Strengh, Weakness, Opportunities and Threats— преимущества, недостатки, возможности и угрозы).
Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно проводить оценочный анализ своего бизнеса с точки зрения потенциальной угрозы со стороны конкурентов.