ТЕХНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ
Техники и процедуры являются вторым (наряду с категориальной сеткой) компонентом содержания тренинга. О некоторых мы уже упоминали в процессе иллюстрации приведенной модели. Теперь же сделаем это в более компактной и …
Относительность
Обсуждается роль эмоционального комфорта в общении и способы его создания. Вводится представление об относительности как о речевой стратегии, создающей у собеседника ощущение свободы и эмоционального комфорта. Выполняется упражнение. Упражнение "Относительность" …
НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Теоретические положения и некоторые практически значимые следствия системного подхода к управлению и развитию организаций описаны в других источниках. В настоящей статье имеются в виду не взгляды консультанта, не концепции и …
Участие в принятии решений о непроизводственной жизни в компании
Всякого рода опросы, собрания и прочие процедуры, в ходе которых персонал сам принимает решения о регуляции непроизводственной жизни компании (распорядок дня, организация работы буфета, выбор места и характера корпоративных мероприятий …
Самоизменение
Упражнение "Разделенный экран" Цель упражнения — осуществление изменений в самом себе. В трансе участники представляют себе вертикально разделенный надвое экран, в одной части которого они создают мысленный образ реального, а …
ПЕРЕВОД КОНФЛИКТА НА ПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ
РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
• Неопределенность • Относительность • Разделенность • Банальность • Последовательность принятия • Подкрепление • Контингентная последовательность • Аналоговое маркирование • Двойная связка • Подразумевание • Предвосхищение
ОБУЧЕНИЕ НЕ ПО-ШКОЛЬНОМУ: РОЛЬ И МЕСТО КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Внутрифирменное обучение заметно отличается по направленности от школьного или вузовского. Знания и умения носят не общий (общеобразовательный или профессионально-образовательный) характер; они непосредственно направлены на повышение эффективности производственной деятельности. Корпоративный тренинг …
ЗАЧЕМ И КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ НУЖЕН КОНСУЛЬТАНТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ?
В работе менеджера могут возникать самые разные проблемы, вопросы задачи. Многие из них решаются самими управленцами, но в ряде случаев экономичнее пригласить специалиста-консультанта. Так, при изменении законодательства или требований к …
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: ЖЕСТКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Этот вариант не предполагает длительной прелюдии, а сразу разделяет отдел на две группы менеджеров, ориентированных на решение разных задач. По нашему плану работа одной группы менеджеров ("охотники") была ориентирована исключительно …
Формирование управленческой команды, повышение эффективности ее работы (team-building)
В рамках работы по team-buildig тренинг "Эффективное совещание" может играть весьма важную роль. Он может использоваться и как основа team-building сессий, и как их составная часть. Когда речь идет об …
Психологическая природа фасилитирующих отношений
Вводится представление о фасилитирующих (облегчающих общение) отношениях. Обсуждается атмосфера доверия как важный компонент эффективности общения. Рассматриваются возможности создания атмосферы доверия невербальными средствами. Анализируется варьирование зоны общения как одно из таких …
"Механическая скульптура"
Инструкция участникам: "Представьте, что каждый из вас — скульптор. Вы получили заказ сделать скульптуру вашей команды. Материал для скульптуры — все ваши коллеги. Но скульптура не должна быть просто неподвижным …
Участники
Типичное разделение участников — по их положению в организации. Рядовые сотрудники, линейные менеджеры (супервайзеры), менеджеры среднего звена, высшее руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это деление дополняет тематическое. В результате получаем …
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС УВОЛЬНЕНИЯ
Подавленность Основные мишени стрессора — самооценка у людей с внутренним контролем. В мыслях: "Я хуже других (тех, кого оставили)", постоянное прокручивание различных эпизодов своей работы в компании, отсутствует план действий …
ЭТАПЫ ПРОДАЖИ Контакт
Это первая встреча продавца с покупателем. Начинается он с того момента, когда клиент открывает дверь магазина или салона. В этот момент очень важно соблюсти золотую середину между двумя крайностями. Не …
Невербальные техники и приемы установления и поддержания контакта, "маркировки" отношений
Описывая модель группового взаимодействия, называемого совещанием, мы показали, насколько взаимосвязанными являются предметный и эмоциональ - но-отношенческий уровень взаимодействия. Ведущий совещания постоянно должен заключать и перезаключать "отношенческие контракты", чтобы обеспечить продуктивную …
Целостность и разделенность
Вводится представление о разделенности как речевой стратегии, способствующей созданию у собеседника состояния восприимчивости. Обсуждаются приемы и способы использования стратегии разделенности. Выполняется упражнение. Упражнение "Разделенность" Выполняется в тройках или в парах. …
ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ НА ПРОЦЕСС
Консультанты могут работать, ориентируясь на текущие сегодняшние проблемы или на долгосрочные последствия. В одном случае организация, ее цели, продукт, требования среды рассматриваются как неизменные, в статике, в другом предполагается динамика, …
Корпоративный стиль отношений
Весьма серьезным мотивирующим (или демотивирующим) фактором является стиль отношений между начальниками и подчиненными, стиль проведения совещаний и собраний.
Обращение к личной истории
Упражнение "Тотем" Упражнение "Тотем", разработанное Жаном Беккио, предназначено для работы с личной историей человека. В трансе участники создают символы для отображения ключевых событий и переживаний своей жизни: успеха, радости, сожаления, …
ВЫСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРУКТУРИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Предлагаемая конкретная ситуация описывает реальную работу консультантов с одной из коммерческих фирм, специализирующейся в рекламном бизнесе, с условным названием "Альфа". Работа консультантов длилась с апреля по июль 1996 года и …
К ВОПРОСУ О КОРПОРАТИВНЫХ ТУСОВКАХ
"...А развлекаться надо с умом!" Профессиональная народная мудрость Затейник — веселый человек, выдумщик, склонный к придумыванию забав; руководитель массовых игр, развлечений. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. …
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Особенности корпоративного тренинга определяются его прикладной направленностью. Менеджеры по персоналу говорят: "Тренинги нам нужны для натаскивания и руководителей, и специалистов"[1]. По какой бы теме ни велось обучение, от тренинг-менеджеров обычно …
ТЕХНОЛОГИИ ПОДБОРА И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Успешность деятельности любой организации зависит от многочисленных факторов, в том числе от работающих в ней людей. От того, насколько правильно они расставлены, организованы в команду, обучены и мотивированы. Но еще …
МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Первая группа менеджеров Получает базовую ставку и проценты за вновь привлеченных клиентов в течение всего времени их раскрутки. Это занимало 3 месяца. Выплаты процентов должны ориентировать на привлечение крупных клиентов. …
Задачи организационного развития
К их числу относится стратегическое планирование, изменение структуры организации и функционирования подразделений в связи с новыми условиями рынка или/и на новом этапе развития организации и пр. В этом контексте тренинг …
Одностороннее общение
Одностороннее общение — один из видов общения, часто возникающий в контактах между руководителем и подчиненными. При выполнении и обсуждении упражнения рассматриваются "ловушки" одностороннего общения и переживания, возникающие у его участников. …
"ПОДРОСШИЕ ДЕТИ"
Любовь отца-вождя выше неба, глубже моря. Текст северокорейского плаката Владелец и директор компании "Y" обратился в консультативную фирму "Пятерка" с заказом на проведение тренинга на сплочение. На встрече по уточнению …
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР УРОВНЯ ТРЕНИНГА — ОСНОВА ЖЕЛАЕМОГО БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТА
Руководство крупной компании-производителя популярного в России напитка решило провести тренинговую программу. Задача тренинга — обучить менеджеров завода решению проблем. Однако замысел руководства не ограничивался задачей индивидуального уровня (вооружение навыками). После …
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА БЕСЕДЫ С УВОЛЬНЯЕМЫМ
Две стратегические задачи руководителя: • Помощь увольняемому. • Предотвращение возможного негативного влияния состояния и поведения увольняемого сотрудника на психологический климат и работу подразделения. Для этого необходимо: • Помочь сотруднику снять …
СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ
Цель данного тренинга — освоение техник и приемов регуляции своих собственных внутренних состояний, позволяющих избавляться от последствий хронического стресса, от которых все мы в большей или меньшей степени страдаем. Основной …
Вербальные техники формулирования и переформулирования
Здесь имеются в виду не навыки риторики, а умение сформулировать свою мысль по крайней мере двумя способами: в терминах проблем и в терминах задач. Лидер совещания должен также уметь переформулировать …
Банальность
Обсуждается использование банальности как вербального способа, направленного на создание определенных эмоциональных состояний. Рассматриваются различные категории банальностей. Выполняется упражнение. "Упражнение "Банальность" Выполняется в тройках или в парах. Участник А рассказывает участнику …
РОССИЯ КАК СРЕДА
Базовой особенностью России как среды жизнедеятельности отдельных людей и организаций всегда — от старых сказок до сегодняшнего дня — было то, что она воспринималась и проявлялась как враждебная, несправедливая и …