ВОДОГРЕЙНЫЕ И ПАРОВОДОГРЕЙНЫЕ ‘КОТЛЫ
Эксплуатация стальных прямоточных водогрейных и комбинированных пароводогрейных котлов имеет свои особенности, обусловленные их конструкцией и режимом работы. Основной особенностью водогрейных котлов является работа их при постоянном расходе сетевой воды и включении непосредственно в тепловую сеть. Основной особенностью комбинированных пароводогрейных котлов является необходимость регулирования паровой и водогрейной нагрузок, а также наличие двух различных циркуляционных контуров: одного для выработки перегретой воды, другого для выработки пара.
Надежность и долговечность работы водогрейных котлов вависит главным образом от условий циркуляции воды и стойкости поверхностей нагрева к коррозии. '
В циркуляционном контуре водогрейного котла недопустимо закипание воды, так как это приводит к гидравлическим ударам и может вывести котел из строя. Однако опасно не только общее закипание воды в отдельных обогреваемых трубах, но и поверхностное кипение. Под поверхностным кипением понимают образование пузырьков пара на внутренней поверхности труб водогрейного котла при средней температуре воды, меньшей температуры кцпения. Образование паровых пузырей на стенках трубы возможно только в случае достижения стенкой температур, превышающих температуру насыщения. Следовательно, во избежание поверхностного кипения необходим некоторый недогрев воды до температуры насыщения при давлении, равном давлению на выходе из котла.
Исследования и расчеты показали, что во избежание поверхностного кипения в трубах водогрейного котла необходимо поддержание определенных скоростей воды при недогреве ее до кипения на 30—35 °С в условиях максимальной нагрузки.
Опыт эксплуатации водогрейных котлов показал, что в трубах опускных панелей' при определенных скоростях и тепловых нагрузках происходит поверхностное кипение. Это приводит к гидравлическим ударам и отложению накипи на внутренних стенках труб. Исследования и расчеты показали, что на процесс поверхностного кипения оказывает влияние удельная нагрузка поверхности нагрева, а также гидравлические и тепловые неравномерности. Увеличение удельной тепловой нагрузки труб и высоты экранной панели требует повышения минимальной допустимой скорости воды в трубах. Неравномерный обогрев труб продуктами сгорания способствует увеличению гидравлической неравномерности и вынуждает повышать минимальные допустимые скорости воды в трубах.
На рис. 5-3 приведено изменение минимальной допустимой скорости воды в трубах поверхностей нагрева водогрейных котлов б зависимости от удельн. ой тепловой нагрузки при недогреве воды на входе 35—40 °С. Из графика ясно, что при движении воды в трубах снизу вверх скорость может быть значительно ниже, чем при движении сверху вниз.
Во избежание гидравлических ударов при эксплуатации водогрейных котлов недопустимы тепловые перекосы в топке. Отсутствие тепловых перекосов достигается при работе всех установленных горелок с одинаковой тепловой мощностью. Регулирование
Рис 5-3. График изменен!*3 минимальной допустимой скорости воды в трубах поверхН°стей нагрева подогрейных котлов / — подъемное движение воды; 2 — опускное движение воды |
Форсировки топки следует производить одинаковым изменением тепловой мощности всех работающих горелок.
Водогрейные котлЫ в течение большей части отопительного сезона эксплуатируются с низкими нагрузками при низких температурах обогреваемой среды и останавливаются на длительный срок в летнее время. Эти особенности работы котлов способствуют наружной и внутренней коррозии поверхностей нагрева. У водогрейных котлов наблюдаются следующие виды коррозии наружных поверхностей: нйзКОтемпеРатУРная сернокислотная, местная под неудаляющимися золовыми отложениями, низкотемпературная кислородная, стояночная.
Сернокислотная низкотемпературная коррозия вызывает износ труб экранных и конвективных поверхностей нагрева. Как показал опыт эксплуатации, экранные трубы изнашиваются со стороны, обращенной в топку, а конвективные — со всех сторон. Толщина стенок труб уменьшается довольно равномерно. Определить износ по вне1Иним признакам трудно. Трубы, подвергающиеся износу, имеют ровную, гладкую, как бы вороненую поверхность.
Опыт эксплуатации показал, что попытки снизить интенсивность низкотемпературна сернокислотной коррозии с помощью присадок, а также снижением коэффициента избытка воздуха оказались недостаточно эффективными. Наиболее эффективным способом борьбы с низкотемпературной сернокислотной и кислородной коррозией является повышение температуры стенки труб путем увеличения температуры воды на входе в водогрейный котеЛ - При кратковременной работе на мазуте (в пределах 1100 ч в год) рекомендуется поддерживать температуру воды на входе
Рис. 5-4. Схема включения водогрей«
-J |
Ного котла в сеть I — водогрейный котел; 2 — рециркуляционный насос; 8 ~~ перемычка; 4 — сете* вой касос
В котел не менее 70 °С, а при сжигании только сернистых мазутов— около 110°С. При сжигании природного газа или других топлив, не содержащих серы, температура воды на входе в котел должна быть выше точки
Росы, т. е. не менее 60 °С. Поддержание указанных температур на входе в котел достигается смешением выходящей из котла воды с обратной сетевой водой, т. е. рециркуляцией горячей воды.
Схема включения водогрейного котла и рециркуляционного насоса в сеть показана на рис. 6-4. Горячая вода из выходного коллектора котла рециркуляционным насосом 2 подается во входной коллектор и, смешиваясь с обратной сетевой водой, подогревает ее, Заданная температура воды в теплосети при этом достигается направлением в нее обратной воды по перемычке 3.
Опыт эксплуатации водогрейных котлов показал, что при сжигании сернистых мавутов весьма опасна местная коррозия труб под неудаляемыми золовыми отложениями. Наличие в эоловых отложениях сернистых и других соединений вызывает местные язвы, выводящие из строя трубы конвективной поверхности на** грев а о Защита от местной коррозии заключается в систематической тщательной очистке поверхностей нагрева от золовых отложений.
Низкотемпературная кислородная коррозия появляется при работе на природном газе и других топливах, не содержащих серы, вследствие конденсации водяных паров из продуктов сгорания:
Стояночной коррозии водогрейные котлы подвержены в летний период, особенно когда через них не пропускается горячая вода. Стояночная коррозия особенно заметно проявляется на котлах, в которых сжигаются сернистые мазуты, если поверхность нагрева при остановке была недостаточно хорошо очищена от золовых отложений. Для предотвращения стояночной коррозии производят консервацию наружной поверхности нагрева. Для этого перед остановкой котла на лето необходимо очистить наружные поверхности нагрева, обратив особое внимание на удаление золовых отложений в межтрубном пространстве экранных труб. После удаления отложений в отдельных местах котла обмывкбй щелочной водой следует произвести сушку трубной системы и обмуровки котла. Сушка производится сетевой водой (с температурой не ниже 70 °С), которая пропускается через котел. Вы- сушенный котел отключают от тепловой сети и после остывания все наружные поверхности обогреваемых труб покрывают минеральным маслом. Наиболее рационально использовать отра* ботанные масла: компрессорное, машинное, турбинное, трансфор-
Рис. 5-5. Принципиальная схема комбинированного пароводогрейного, котла
/ |
1 — конденсатопровод от бойлера; 2 бойлер; 3 — уравнительная емкость; 4 — выносной циклон; б — паропровод к по - требителям; 6 —■ паровой контур; / трубопровод горячей сетевой воды; 8 — конвективная поверхность нагрева водогрейного контура; 9 — водогрейный контур; 10 — дроссельная шайба; И — трубопровод от сетевые насосов
Маторное и т. д. В период «стоянки» котла следует периодически проверять наличие масляной пленки на трубах и при высыхании ее снова производить промасливание. Во избежание высыхания масла верхний ряд труб конвективной поверхности нагрева покрывают листами тол я.
Коррозия внутренних поверхностей труб водогрейных котлов происходит под действием кислорода и углекислоты. Деаэрация подпиточной воды вполне предохран-яет внутренние поверхности нагрева от коррозии. Для предотвращения стояночной коррозии внутренних поверхностей производится их консервация мокрым или сухим способом.
В СССР комбинированные пароводогрейные котлы создаются на базе серийных прямоточных водогрейных котлов. Перевод серийного водогрейного котла на комбинированную выработку пара и горячей воды осуществляется путем выключения экранных панелей из гидравлического контура водогрейного котла и обра - зования из них парообразующего контура с естественной циркуляцией. Для этого экранные панели включаются на выносные циклоны с уравнительной емкостью. Принципиальная схема комбинированного пароводогрейного котла показана на рис. 5-5. Питание парового контура от сетевого насоса, как показано на рис. 5-5, возможно при давлении пара, меньшем 1 МПа. Для получения пара с давлением более 1 МПа необходим специальный питательный насос, подающий воду в парообразующий контур. При включении части экранов в испарительный контур комбинированные котлы выдают 10—15% теплоты в виде пара, а остальную теплоту в виде горячей воды. Использование всех топочных экранов как испарительных поверхностей нагрева серийных водогрейных котлов обеспечивает при номинальной нагрузке получение 40—45% теплоты в виде пара с давлением от 1 до 2,3 МПа и 60—55% теплоты в виде перегретой воды.
На рис. 5-6 показан комбинированный пароводогрейный котел КВ-ГМ-50 с дополнительной конвективной шахтой, в которой размещены пароперегреватель, водяной экономайзер и воздухо-
Рис. 5-6. Комбинированный пароводогрейный котел КВ-ГМ-50 с дополнительной конвективной шахтой |
Рис. 5-7. Циркуляционная схема парообразующего контура комбинированного котла КВ-ГМ-50 с дополнительной конвективной шахтой 1 — фронтовой экран топки; 2 — трубопровод в расширитель непрерывной продувши 3 — выносной циклон; 4 — уравнительная емкость; б — пароперегреватель; 6 — водяной экономайзер; 7 — правый боковой экран топки; 8 — задний экран топки; 9 — левый Боковой экран топки |
Подогреватель. Это обеспечивает достаточно глубокое регулирование расхода пара и горячей воды.
На рис. 5-7 показана циркуляционная схема парообразующего контура комбинированного котла КВ-ГМ-50. Гидравлическая схема водогрейной части этого котла представлена на рис. 5-8. В парообразующий контур котла включены все экраны топочной камеры. При этом два циклона, на которые включены боковые и задний экраны, являются чистовым отсеком, а третий циклон с включенным на него фронтовым экраном является солевым отсеком. Непрерывная продувка производится из солевого циклона с использованием ее теплоты в расширителе непрерывной продувки.
Характеристики работы котла приведены на рис. 5-9. Из. них ясно, что при номинальной нагрузке котла максимальная паро - производительность составляет 57 т/ч (кривая /), а мощность по горячей воде 16 кВт. При этом режиме 40% продуктов сгорания пропускается через первую конвективную шахту и 60% —через дополнительную. Регулирование количества вырабатываемого
I — конвективные поверхности нагрева; 2 — эадннй экран первой поворотной камеры; Я вторая поворотная камера |
Котлом пара и горячей воды производится изменением расхода продуктов сгорания через первую и дополнительную конвективные шахты посредством шиберов, имеющихся в газовом тракте котло - агрегата. Увеличение мощности котла по горячей воде (при номинальной общей нагрузке котла) до 27 кВт (кривая 3) может быть достигнуто эа счет снижения его паропроизводительности до 45 т/ч (кривая 2) путем полного отключения дополнительной конвективной шахты и пропуска всех продуктов сгорания только через первую конвективную шахту.
При изменении общей нагрузки агрегата от 60 до 100% номинальной, паропроизводительность котла может поддерживаться постоянной 45 т/ч, а мощность по горячей воде регулироваться в пределах от 13 до 27 кВт путем изменения расхода продуктов сгорания черев дополнительную конвективную шахту. В случае уменьшения общей нагрувки агрегата ниже 60% номинальной
Приходится все продукты сгорания пропускать через дополнительную конвективную шахту, а паропроизводительность котла будет изменяться по кривой 1 в соответствии с изменением общей нагрузки агрегата. При
Рис. 5-9. Характеристики работы комбинированного котла КВ-ГМ-50 с дополнительной конвективной шахтой 1 — паропроизводительность О = f ^N) при включенной второй конвективной шахте; 2— паропроизводительность И =■ f ^N) при отключенной второй конвективной шахте; 3 — теплопронзво - дительность по горячей воде <3 } (ЛО при отключенной второй конвективной шахте; 4 — теплопроизводительность по горячей воде Q ~f (АО при включенной второй конвективной шахте
Пропуске всех продуктов сгорания через первую конвективную шахту паропроизводительность котла будет изменяться в зависимости от общей нагрузки агрегата по кривой 2.
При эксплуатации комбинированных пароводогрейных котлов с экранными контурами, включенными в выносн&е циклоны, во избежание нарушения циркуляции в этих контурах надлежит не допускать резкого снижения уровня воды в выносных циклонах и непосредственного обогрева экранных труб факелом.
Резкое снижение уровня воды в циклонах происходит при периодической продувке нижних коллекторов экранов. Это обусловлено тем, что поступление воды из уравнительной емкости меньше, чем сброс воды через периодическую продувку. В связи с этим диаметр продувочных трубопроводов нижних коллекторов экранов должен быть не более 25 мм, а кроме того, на каждом продувочном штуцере между продувочными вентилями должна устанавливаться ограничительная шайба диаметром 8—10 мм. Время периодической продувки должно быть ограничено. При продувке следует продувочный вентиль открыть и сразу же закрыть.
В экранных парообразующих контурах, включенных на выносные циклоны, естественная циркуляция заметно запаздывает по сравнению с остальными циркуляционными контурами. Поэтому при растопке котла недопустим непосредственный обогрев экранных труб факелом. В топках, имеющих ширину около 3 м, возможен непосредственный обогрев факелом боковых экранов,, а в неглубоких топках — заднего экрана. В связи с этим необходима тщательная регулировка положения факела, выдаваемого газомазутными горелками. В узких топках не следует устанавливать горелки с большим углом раскрытия факела, а в неглубоких топках — горелки с дальнобойным факелом.
Непосредственное обогревание труб экранов, включенных на выносные циклоны, при нормальной работе котла приводит к интенсивному отложению на внутренних стенках труб «вторичных» накипей (железистых, железофосфатных и др.), вызывающих свищи и разрыв труб. Поэтому в процессе эксплуатации пароводогрейных котлов должен быть усилен контроль над водным режимом агрегата.
Существенное влияние на надежность циркуляции в парообразующих поверхностях нагрева, включенных на выносные циклоны, оказывает расхождение уровня воды в циклоне и в уравнительной емкости, причем уровень воды в циклоне всегда ниже. Однако в условиях эксплуатации действительная разница в уровнях воды в циклоне и в уравнительной емкости не должна превышать расчетную. Поэтому при пуске и наладке комбинированных пароводогрейных котлов необходим контроль над уровнем воды в циклонах при различных нагрузках парообразующего контура. Если в результате первичного пуска агрегата выявляется расхождение между действительной и расчетной разницей уровней в циклонах
И в уравнительной емкости, то коррекция осуществляется установкой дроссельных шайб на различные участки соединительных паропроводов (между циклонами и сборными коллекторами).
Посадка уровня воды в циклоне относительно уравнительной емкости при работе котла с различными нагрузками зависит от выбора схемы и размера соединительных трубопроводов по пару и воде. Значительное расхождение уровней воды в циклоне и в уравнительной емкости может привести к нарушению циркуляции в отдельных трубах, а также к кавитации в опускных трубах, что в конечном счете приведет к перегреву и выходу из строя отдельных экранных труб.
Комбинированные пароводогрейные котлы на базе серийных водогрейных котлов КВ-ГМ-100 и КВ-ГМ-180 предназначаются для работы в качестве пиковых котлов для ТЭЦ и крупных промышленно-отопительных котельных при значительных расходах пара на технологические нужды.
Комбинированные пароводогрейные котлы могут также изготовляться на базе серийных водогрейных котлов, предназначенных для слоевого и камерного сжигания твердого топлива.