СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОДАЖ КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Конкурентоспособность продукции
Под конкурентоспособностью (КС) продукта можно понимать сравнительную характеристику потребительских и стоимостных свойств продукта, т. е.
КС= ,
Где К - общий уровень потребительского эффекта с учетом различных его показателей;
Ц - цена потребления или владения, включающая цену покупки и стоимость эксплуатации и утилизации.
Показатели качества, которыми оценивается уровень потребительского эффекта, выбираются экспертами. Так, для зеркальных фотоаппаратов к таким показателям относятся вес в граммах, время срабатывания затвора в секундах, наличие встроенной фотовспышки, точность экспозиции и др. А для оценки чая специалисты используют такие показатели, как вкус чая, его настой и аромат.
Цена потребления или владения, скажем, для персонального компьютера включает его стоимость на рынке или в магазине и те деньги, которые потребитель платит в течение срока его эксплуатации, например, в течение трех лет. Известно, что в США деньги, потраченные на приобретение компьютера, составляют лишь 20 % от цены потребления, поэтому там покупатель платит скорее за сервис, нежели за системный блок, монитор или принтер.
Алгоритм расчета конкурентоспособности товара в этом случае состоит в следующем:
1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупности показателей его качества.
2. Выбор из этой совокупности нескольких важнейших показателей, например Т; назовем их параметрами качества.
3. Получение количественных характеристик значимости А Каждого из I параметров путем опроса экспертов при соблюдении условия I = 1, …, Т:
4. Формулировка модели эталона - образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей с указанием его количественных оценок (N ).
5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию (N ) и по изделию-конкуренту (N ).
6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара (К) и товара-конкурента (Кк) по формулам:
;
Где А - количественная оценка значимости I-го параметра качества;
- количественная оценка I-го параметра качества соответственно по cвоему изделию и по изделию-конкуренту;
I - номер параметра качества;
Т - количество параметров качества;
- количественная оценка I-го параметра качества эталона - образца товара с позиции покупателей.
7. Расчет цены Ц Потребления своего товара и определение цены Цк Потребления товара-конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товаром.
Расчет цены Ц Потребления своего товара выполняют работники отдела маркетинга, учитывая при этом себестоимость товара, планируемую прибыль, НДС и акциз.
8. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности своего товара по отношению к товару-конкуренту:
.
9. Если свой товар планируется экспортировать, то необходимо проверить выбранные параметры качества на соответствие интернациональным или национальным стандартам предполагаемого импортера. Если хотя бы один из нормативных параметров не соответствует установленному стандарту, необходимо такое несоответствие устранить. При этом конечная формула для КС примет такой вид:
,
Где П - произведение всех ;
- параметр качества, учтенный в зарубежном стандарте ( =0 - несоответствие стандарту, =1 - соответствие стандарту).
Если хотя бы один из параметров качества будет равен 0, то КС Не будет иметь смысла.
На основе анализа приведенных выше методик предлагается использовать следующий подход к оценке конкурентоспособности товарной продукции и предприятия.
1. Основным и внешним показателем конкурентоспособности продукции является доля рынка Д, занимаемая данной номенклатурой, и темпы годового прироста при этой доле .
Положение предприятия по каждой номенклатуре товара оценивается качественно в соответствии с таблицами 7 и 8.
Таблица 7 – Оценка конкурентоспособности по доле рынка
Доля рынка |
Состояние предприятия |
Д больше 40 % |
ЛИДЕР РЫНКА |
Д = 15-40 % |
СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ |
Д = 5-15 % |
СЛАБАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ |
Д меньше 5 % |
АУТСАЙДЕР РЫНКА |
Таблица 8 – Оценка конкурентоспособности по темпам прироста
рыночной доли
Темпы прироста |
Состояние предприятия |
Т больше 10 % |
БЫСТРО УЛУЧШАЮЩАЯСЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ |
Т = 5-10 % |
ДОСТАТОЧНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА КОНКУРЕНЦИИ |
Т меньше 5 % |
НИЗКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ |
Т меньше 0 |
ТОВАР НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБЕН |
В качестве косвенного показателя темпа прироста рыночной доли является годовое изменение объема продаж данного товара.
2. В качестве внутреннего показателя конкурентоспособности продукции КС предлагается использовать отношение:
КС = ,
Где К – комплексный показатель потребительских свойств товара;
Ц – цена товара.
Величина К оценивается в баллах экспертным путем, а цена определяется как сумма:
Ц = С + С + С ,
Где С - стоимость разработки и технологического запуска товара, деленная на срок гарантийной эксплуатации;
С - товарная цена товара;
С - годовая стоимость сервисных услуг.
Например, в качестве показателей потребительских свойств котлов могут быть использованы: номинальная теплопроизводительность, средняя наработка на отказ, удельная материалоемкость.
Примерный уровень категорийности этих показателей дан в таблице 9.
Таблица 9 – Показатели потребительских свойств котлов
Параметр |
Единицы измерения |
Величина Параметра |
Степень важности показа-теля |
|||
Номинальная тепло-производительность |
МВт |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2,5 |
0,5 |
Баллы |
70 |
80 |
90 |
100 |
||
Средняя наработка |
Ч×103 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
0,3 |
Баллы |
50 |
60 |
70 |
80 |
||
Удельная материалоемкость |
Т/МВт |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
0,2 |
Баллы |
50 |
60 |
70 |
80 |
3. Основным показателем конкурентоспособности предприятия предлагается использовать темпы роста объема продаж С , поскольку этот показатель зависит от всех факторов конкурентоспособности, представленных на рисунке 13.
Таким образом, использование вышеприведенного алгоритма страхует производителей от капиталовложений в неконкурентоспособную продукцию и обеспечивает им поиск устойчивых позиций на рынке [17], [20], [21].
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ |
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА |
|
РЕПУТАЦИЯ (ИМИДЖ) |
НОВИЗНА ПРОДУКЦИИ |
|
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ |
||
СОСТОЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ |
КАЧЕСТВО и его стабильность |
|
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
Наличие СЕРВИСНЫХ УСЛУГ |
|
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ |
СООТВЕТСТВИЕ требованиям потребителя |
|
ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ |
УРОВЕНЬ ПРИБЫЛИ |
|
Рисунок 13 – Структурная схема конкурентоспособности