СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОДАЖ КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РЫНКА Общие положения
Развитие в России рыночных отношений в сфере производства и реализации товара, коренной переворот в курсе развития страны наложили свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности. На сегодняшнем этапе развития российского общества наиболее значимой многие считают экономическую составляющую любой жизненной концепции. Экономическая сфера, являясь системообразующей, оказывает наибольшее влияние на все остальные области человеческой деятельности. В результате произошло распространение применения экономических категорий и понятий на многие другие области.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией, мало разработанной отечественной экономической наукой. И на это есть веские причины:
- в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успевает основательно осмыслить новые реальности;
- в определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории конкурентоспособности, и ее близость к категории эффективности (их нередко рассматривают в качестве однопорядковых), хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи отдельных характеристик анализируемых объектов;
- многоаспектность проблемы. Ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро - и микроэкономике. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы;
- высокая теоретизированность и низкий уровень практической применяемости. Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. Когда же наступил предел этого направления, проснулся интерес к более теоретизированным подходам. В результате стали разрабатываться фундаментальные категории рыночных взаимоотношений, и на сегодняшний день отечественная наука накопила некоторый теоретический потенциал.
Понятие «конкурентоспособность» дословно обозначает «быть способным к конкуренции». Рассмотрение вопроса в данной плоскости может помочь ответить на ряд вопросов.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствуют три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка и основывается на современной теории морфологии рынка.
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Здесь просматривается весьма существенная, скорее даже основополагающая, составляющая конкуренции - принцип состязательности. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Приведем наиболее типичные определения:
- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат;
- конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Формируя модель конкурентоспособности, необходимо рассмотреть вторую базовую составляющую понятия конкуренции - заинтересованность участников.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли.
Таким образом, другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.
В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически конкуренция - это борьба, противостояние интересов. Это также необходимо учитывать, оценивая конкурентоспособность.
Итак, обозначены три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия «конкурентоспособность» в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого).
Исходя из этих условий, можно заключить, что Конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т. д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество, и ко всем, исходя из вышепредставленного определения, можно применить понятие конкурентоспособности.
Однако любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности достижению поставленной вами цели. Здесь имеет место сравнительная оценка, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности».
Применяя понятие «конкурентоспособность», имеем в виду степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности. Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» в этом аспекте опирается на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства.
В противном случае, просто неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов.
Формирование цели исследования является первым и основополагающим этапом проведения оценки. От его результатов зависит весь дальнейший ход анализа.
Важно понимать, что неправильное определение цели проводимой оценки может исказить результаты исследования. Например, если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, потребностях, удовлетворяемых данным изделием, уровне доходов потребителей предполагаемого сегмента рынка, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Оценка уровня конкурентоспособности каких-либо объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей или стран. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
В роли субъектов оценки могут быть различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы государственной власти, инвесторы. Конкурентоспособность - самый универсальный показатель рыночного состояния любых объектов и может предоставлять полезную информацию многим участникам рынка. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам.
Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций.
Достаточно полная и сформированная методика оценки конкурентоспособности конкретных товаров предполагает экспертную оценку отдельных показателей качества продукции, что делает результаты анализа весьма субъективными.
Анализ конкурентоспособности предприятий и более крупных экономических объектов сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, и от выбора тех или иных сторон деятельности предприятия зависит исход оценки [7].