СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОДАЖ КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Конкурентные стратегии
Выбор конкурентных стратегий зависит от номенклатуры товарной продукции предприятия, его положения на рынке и его внутренней устойчивости. Возможны следующие конкурентные стратегии (рису-нок 15).
Рисунок 15 - Конкурентные стратегии по М. Портеру
Основные конкурентные стратегии по М. Портеру[8]:
• Стратегия лидерства на основе низких издержек. Стремление стать поставщиком самых дешевых товаров или услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.
• Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе низких издержек. Концентрация на узком потребительском сегменте и опережение конкурентов за счет более низких издержек.
• Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе дифференциации. Предложение узкому сегменту рынка товаров и услуг, индивидуализированных под его вкусы и потребности.
• Стратегия дифференциации или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию для того, чтобы она отличалась от продукции конкурентов и, таким образом, стала более привлекательной для широкого круга покупателей.
• Стратегия наилучшей стоимости. Предложение потребителям большей реальной ценности, чем стоимость затраченных ими денег, путем предоставления более высокого качества, при цене ниже, чем у конкурентов.
4.2.1 Стратегия лидерства на основе низких издержек
Применение такой стратегии оправдано, когда:
• сильна ценовая конкуренция среди продавцов, а покупатели очень чувствительны к разнице в цене;
• продукция отрасли в основном стандартизирована, а товар можно приобрести у большого числа продавцов;
• существует мало путей такой индивидуализации продукции, которая была бы востребована потребителями;
• большинство покупателей используют продукцию одинаковым образом;
• покупатель не сталкивается с необходимостью серьезных затрат при смене поставщиков;
• крупные покупатели обладают достаточными возможностями сбивать цены.
Достижение ценовой конкурентоспособности (возможность получения преимущества в цене) возможно только при наличии определенных условий ведения бизнеса. К ним относятся:
• Эффект масштаба производства (установлено, что в машино-строении, например, удвоение по объемам производства и продаж приводит к сокращению затрат на единицу продукции примерно на
20 %);
• Специализация (возможность накопления уникального опыта, квалификации, использования высокоэффективного специализированного оборудования);
• Технологическое превосходство (более глубокая переработка сырья, меньшие затраты материалов, энергии, труда на единицу продукции);
• Управление затратами (ориентация менеджеров и персонала на экономию и сокращение затрат);
• Бюджетирование, контроллинг (использование жестких систем контроля над затратами путем предварительного утверждения структуры и состава обоснованных и лимитированных расходов);
• ABC (производство стандартной продукции, удовлетворяющей базовые потребности, с обоснованием только тех затрат, которые обеспечивают достижение основных потребительских свойств);
• Соответствующая система управления и организационная структура (система управления, целевой функцией которой является сокращение затрат на основе жесткой централизации управленческих действий и тотального контроля).
4.2.2 Стратегия концентрации (специализации)
Для целого ряда компаний, хотя бы в силу их размеров, ориентация на охват всего рынка невозможна в принципе. В ряде случаев им в большей степени подошла бы стратегия концентрации на определенной категории потребителей или конкретном сегменте рынка (рыночной нише). При успешной реализации данной стратегии компания способна добиться высокого уровня приверженности потребителей и через это защитить себя от внешних угроз.
Стратегия концентрации (специализации) является лучшей в следующих случаях:
• когда целевой сегмент рынка достаточно велик, чтобы быть прибыльным для конкретной компании;
• когда целевой сегмент обладает потенциалом роста;
• когда целевой сегмент не является жизненно важным для главных конкурентов;
• когда компания обладает достаточным опытом и ресурсами для эффективного обслуживания потребителей данного целевого сегмента.