СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Воздействие на переходную характеристику систем управления
Одна из наиболее важных характеристик систем управления — это переходная характеристика, т. е. реакция системы на входное воздействие, представленная как функция времени. Поскольку система управления должна обеспечивать желаемый вид этой реакции, то переходную характеристику часто приходится подгонять до тех пор, пока она не будет удовлетворять выдвинутым требованиям. Если система разомкнутая и ее переходная характеристика не является удовлетворительной, то, скорее всего, наиболее радикальное решение проблемы — это заменить объект. Напротив, в замкнутой системе часто можно добиться желаемого вида переходной характеристики настройкой параметров контура с обратной связью. Правда, и в разомкнутой системе иногда удается решить ту же задачу, включив последовательно с объектом
0,(8) G(s)
R(s) о ► О------------- ►—О r(s)
(4.26) |
УМ |
Т[5+ 1
где
К, |
и т. |
R„b + KhK. |
Rnb + KhK„ |
RnJ |
(4.27) |
В прокатном стане валки обладают очень большим моментом инерции, поэтому необходим мощный двигатель, управляемый по цепи якоря. Если выдается команда на ступенчатое изменение скорости вращения валков, то
И. (*) = —,
S
Д. |
Рис - 4.7
^ ( ( ) Нагрузка Скорость ш(і) |
if— постоянный ток возбуждения |
Разомкнутая система управления скоростью двигателя
и реакция системы определяется выражением
to(s) = G(s)Va(s). (4.28)
Переходная характеристика, описывающая изменение скорости, имеет вид:
со(0 = А:1/с2£(1-е”'/т'). (4.29)
Если процесс установления скорости идет очень медленно, то можно попытаться ВЗЯТЬ другой двигатель, чтобы изменить постоянную времени Т,. Однако поскольку Т[ определяется в основном моментом инерции нагрузки J, то вряд ли таким образом удастся повлиять на вид переходной характеристики.
Замкнутую систему управления скоростью легко реализовать, если использовать тахогенератор, выходное напряжение которого пропорционально скорости вращения. Это напряжение вычитается из напряжения, снимаемого с потенциометра, и разность затем подается на усилитель, как показано на рис. 4.8(a). На рис. 4.8(6) изображена полученная таким образом замкнутая система с маломощным транзисторным усилителем. Передаточная функция замкнутой системы имеет вид:
ф)_ KaG(s) _ КаКх _ КаКх! т,
R(s) + KaKtG(s) ixs++KaKtKx s+( + KaK, Kx)lix
Для того чтобы удовлетворить требованиям, предъявляемым к переходной характеристике системы, есть две возможности: варьирование параметров Ка (коэффициента усиления усилителя) и Kt (коэффициента передачи тахогенератора).
б) |
а)
J |
|||||
Тахогенератор |
,-г |
'І ^ |
Двигатель |
||
-с |
) ^ |
■мсь |
Рис. 4.8. Замкнутая система управления скоростью двигателя,
(а) Структурная схема, (б) Принципиальная схема
Переходная характеристика системы при ступенчатом изменении входного сигнала определяется выражением
КаКх
гдер = (l+KaK, Kx)/ix. В предположении, что момент инерции нагрузки достаточно велик, путем увеличения коэффициента К. л мы можем приближенно описать реакцию системы выражением
-KaK, Kxt |
(4.32) |
1-exp |
^t)a~k2E |
Если, например, полюс разомкнутой системы равен кх = 0,1, то полюс замкнутой системы можно сделать равным KaKtKxhx = 10, т. е. тем самым в 100 раз повысить быстродействие системы. Заметим, однако, что для обеспечения надлежащего значения KJCfa коэффициент усиления усилителя Ка должен быть достаточно большим, и соответственно должно быть больше напряжение, прикладываемое к якорю двигателя (в сравнении с разомкнутой системой). Поэтому чтобы избежать насыщения двигателя, он должен быть выбран с большим запасом по мощности. На рис. 4.9 представлены переходные характеристики разомкнутой и замкнутой систем. Обратите внимание, насколько увеличилось быстродействие замкнутой системы.
1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0 |
ю(0 Kxh2E |
5 6 7 8 Время (с) Хотя сейчас речь идет об улучшении быстродействия системы управления скоростью двигателя, имеет смысл также определить чувствительность разомкнутой и замкнутой систем. Как и прежде, чувствительность разомкнутой системы к изменению коэффициента передачи двигателя Кт или коэффициента передачи потенциометра к2 равна единице. Чувствительность замкнутой системы к изменению Кт равна 1 1 s + (1/т1) |
9 10 11 12 13 14 15 |
12 3 4 |
q Т с» Г с. |
(4.33) |
1 + GH(s) + KaK, G(s) s+(KaK, Kx + 1)/Tt |
Рис. 4.9 Переходные характеристики разомкнутой и замкнутой систем управления скоростью двигателя при Т-| = 10 с и КлКаК, = 100. Для достижения 98% установившегося значения скорости в разомкнутой и замкнутой системе требуется соответственно 40 с и 0,4 с |
Ґ |
За |
мк: |
іут |
Ш ' |
;исг |
’ЄМ |
і |
|||||||
Ра |
301N |
кн |
/та |
Я СІ |
1СТ( |
та |
||||||||
/ |
Используя значения параметров, приведенные в предыдущем разделе, получим:
(4-34) |
s+ 0,1 s +10
Мы видим, что чувствительность является функцией переменной s и должна вычисляться для различных значений частоты. Этот анализ не столь сложен, но мы отложим его до некоторого времени. Тем не менее, ясно, что при некоторой низкой частоте — например, при s=j(£>-jl — чувствительность составляет примерно is], |« 0,1.