РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Региональный аспект энергетической безопасности
В процессе работы над формированием государственной энергетической политики сложилось понимание энергетической безопасности России, под которой, по большому счету понимается надежное и бесперебойное снабжение потребителей топливом и энергией в необходимых объемах и нужного качества по экономически приемлемым ценам |30|.
В системе национальной безопасности Российской Федерации энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно важных интересов личности, общества, государственного суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя, а также обеспечения стабильного и независимого развития экономики посредством максимально эффективного использования топлива и энергии.
В 1995-1996 гг. специалистами Минтопэнерго России совместно с Российской Академией наук и другими заинтересованными ведомствами была разработана Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации как система положений и принципов, определяющих роль и значение ТЭК в гарантированном обеспечении устойчивого функционирования и развития экономики и общества. Доктрина содержит также основные направления и механизмы реализации этих положений и принципов с учетом внутренних и внешних интересов России, региональной специфики и политической ситуации в стране и за ее пределами |31-32|.
В развитие Доктрины энергетической безопасности в 1997 г. группой специалистов Института экономики УрО РАН, Минтопэнерго России, Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству. Института теплофизики УрО РАН, УГТУ-УПИ, Института промышленной экологии УрО РАН, УГЭУ, Российской экономической Академии им. Г. В.Плеханова, СЭИ СО РАН, АО "Уралэлектромедь" и Свердловского областного комитета государственной статистики по инициативе Минтопэнерго России была разработана предварительная редакция Комплексной методики диагностики влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъектов Российской Федерации |33-34|.
Методика предназначена для:
• оценки кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъектов РФ и образующих их территорий;
• оценки влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъектов Федерации;
• обоснования оптимальности бюджетной политики на различных уровнях;
• выделения приоритетов и траекторий социально-экономического развития территориальных образований в постстабилизационный период;
• разработки и обоснования программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической и энергетической безопасности территориальных образований.
Объектами исследования являются:
• территориальные образования (область, республика, регион) в рамках Федерации;
• промышленные узлы;
• города и крупные районы;
• моногорода;
• районо - или градообразующие предприятия.
Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности
Оценки угроз и их последствий для экономической безопасности объекта исследования базируется на следующих принципах:
• комплексности, т. е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой и территориальной, социальной, технической, энергетической и экологической составляющих);
• системности, т. е. учете как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента экономического пространства более высокого уровня;
• вариантности (альтернативности), т. е. выявлении и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, с одной стороны, расчета траекторий социально-экономического развития в постстабилизационный период, с другой стороны;
• безусловного примата экономической безопасности, как важнейшего элемента качества жизни и социального прогресса, т. е. приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержания нормальных условий его существования;
• приемлемого риска, т. е. выявление и реализация доступных мер, направленных на защиту человека в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;
• соизмеримости технической, энергетической и социальной составляющих экономической безопасности и безусловного приоритета последней.
Сущность экономической и энергетической безопасности реализуется в системе показателей (индикаторов). Оценка состояния экономики выполняется с позиции развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности, которые позволяют количественно оценить, сигнализировать о грозящей опасности и осуществить комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации обстановки.
Сопоставление с индикаторами пороговых ситуаций позволяет получить сводную картину состояния с ранжированием по уровням кризиса и акцентировать внимание на оперативное воздействие в случае потери регулируемости ситуации.
Методика позволяет:
• проводить экспресс-анализ региональных кризисных ситуаций с ранжированием регионов по уровню угроз экономической безопасности;
• проводить анализ кризисных ситуаций в регионах по сферам жизнедеятельности, в том числе по ТЭК;
• проводить углубленный анализ кризисных ситуаций в целях обоснования комплекса мер по локализации и нейтрализации очагов кризисных ситуаций в регионах.
Для количественной характеристики степени угроз экономической и энергетической безопасности субъектов Федерации (диагностики безопасности) используются различные методы — скаляризации, дискриминантного анализа, теории нечетких отношений.
Предложенный в Комплексной методике инструментарий был апробирован применительно к областям и республикам Уральского экономического района и показал свою результативность, что свидетельствует о возможности его рекомендации для всех субъектов Российской Федерации при проведении и определении Действенности региональной энергетической политики.